Проектно-исследовательская деятельность на уроках химии.
" Единственный путь, ведущий к знаниям - это деятельность..." Бернард Шоу
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского творческого поведения. Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, так как оно: личностно - ориентированное; использует множество дидактических подходов - обучение в деле, совместное учение, мозговой штурм, эвристическое и проблемное обучение; самомотивируемо, то есть происходит возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения; поддерживает педагогические цели на всех уровнях: от знания, применения до оценки; позволяет учиться на собственном опыте в конкретном деле; приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего собственного труда Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, достичь поставленные цели. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте – люди, обладающие проектным мышлением и овладевшие навыками проектно-исследовательской деятельности. Современный образованный человек должен уметь самостоятельно находить необходимую информацию и использовать ее для решения возникающих проблем. Чем больше информации, тем подчас труднее найти именно то, что тебе нужно. Навыки поиска информации и эффективного использования ее для решения проблем лучше осваиваются в ходе проектно-исследовательской деятельности.
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ЭТО образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством УЧИТЕЛЯ, в ходе которого реализуется научный метод познания (вне зависимости от области исследования)использование системы преемственных мероприятий - отдельные темы тематического плана изучаются с помощью исследовательских методик, элективные курсы в 9 классе, творческие задания к темам в 8 классе.
ЧЕМ больше я читаю материалов ПО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, тем больше подходов и способов организации работы по формированию исследовательских навыков формируется. Я думаю, что многим учителям МОЙ материал подскажет формы работы в этом направлении. Ценность работы только увеличивается от того, что она представлена именно в рамках учебного процесса, то есть урочной деятельности, а не в системе дополнительного образования. Как это делается на дополнительных занятиях, кружках и т.д. где мы более или менее представляем.
Предлагаю познакомиться с такими проектами………………(см.приложение).
А как это сделать в рамках урочной деятельности? Мне кажется, что именно взаимосвязь уроков тематического плана и элективных курсов является наиболее перспективной для реализации поставленных целей. Я уже продумала для себя, как можно организовать данный процесс в образовательном процессе школы. Для себя я определила, что в 9-Х классах реально помочь решить данную задачу могут элективные курсы плюс уроки по тематическому плану, и начинать эту подготовку в 8 классе, а еще лучше на пропедевтических уроках в 7-х классах. Еще мне показалось очень интересным использование творческих задач в процессе преподавания. Мы уже говорили об экспериментах, домашних заданиях опытно –экспериментального характера. Мне больше нравится термин «мини-проект». Учителя начальной школы используют обычно это название. Я думаю, это оправдано, на них уходит сравнительно мало времени: изменяется форма преподнесения материала и организация учебного пространства урока. А результативность выше. На уроках нужно, просто необходимо включать элементы исследования, тогда материал усваивается ребятами много эффективнее! Мини- проекты- это удачная находка! В домашние задания целесообразно включать элементы исследования, проведение “мысленного эксперимента” или выполнение эксперимента, который возможен в домашних условиях. При подборе домашнего задания нужно исходить их того, что оно должно быть не тягостным, а привлекательным, необычным, посильным, обязательно проверенным и оцененным. Вот пример домашнего задания такого характера: 8 кл. Тема: «Изменение окраски индикаторов в кислой и щелочной среде». Домашний опыт: наблюдение за изменением окраски вишнёвого варенья в растворе лимонной кислоты и питьевой соды. 9 кл. Тема: «Кристаллогидраты». Домашний опыт: выращивание кристаллов меди. 8 кл. Тема: «Вещества и смеси» Какими сходными и отличительными свойствами обладают: А) поваренная соль и сахар; Б)уксусная кислота и вода. На основе жизненного опыта и используя дополнительную литературу, сравните свойства меди и воды. Имея «в руках» интересный фактический пример, может сконструировать из него творческую задачу необходимой сложности в соответствии с целями и задачами урока. Источник для конструирования задач по химии - книга Людмилы Аликберовой «Занимательные задания по химии». Вот несколько интересных вопросов, которые можно задать учащимся и на основе которых затем сконструировать творческие задачи исследовательского типа: 1. На дверях некоторых химических лабораторий есть надпись: «Водой не гасить!» Чем можно гасить пожар в таких лабораториях? 2. Почему уже со второй- третьей дозы героина возникает зависимость человека от этого вещества?
ГИПЕРТЕКСТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ХИМИИ Учитель может использовать гипертекст: для иллюстрации своего рассказа, постановки проблемного вопроса, организации самостоятельной работы учащихся с новым материалом. Приведу фрагменты уроков в 8,9-х классах по теме «Общие свойства элементов-металлов. Физические свойства металлов», где гипертекст применяется для организации самостоятельной работы учащихся с новым материалом. Этап объяснения нового материала. Характеристика простых веществ металлов. Учащиеся садятся после уроков за компьютеры и выполняют задание по характеристике строения, общих физических свойств металлов и конкретно алюминия, железа, олова по плану: 1. агрегатное состояние; 2. цвет и блеск; запах; 3. твердость вещества по относительной шкале твер¬дости; 4. пластичность, хрупкость, элас¬тичность; 5. растворимость вещества в воде и других растворителях; 6. температура плавления и температура кипения вещества; 7. плотность вещества; 8. тепло- и электропроводность; В 9-х классах: 9.строение атома элемента; 10. химические свойства; 11.применение на основе физических свойств. Именно благодаря применению гипертекста можно ускорить самостоятельную работу учащихся… Это позволяет чаще проводить уроки, на которых учащиеся создают минипроекты, используя новый, неизвестный им ранее, материал, что, активизирует познавательную деятельность учащихся. Гипертекст является важным средством развития познавательной активности, так как приобщает учащихся к самостоятельной работе, усиливает их внимание, интерес к учебной теме, развивает умение работать с различными видами информации.
МИНИ ПРОЕКТЫ Учащиеся любят, когда по материалам их исследований проводят уроки, используют подготовленные ими продукты исследований. Это вызывает у них не только чувство удовлетворенности и гордости, но и стимулирует дальнейшую научно-познавательную исследовательскую работу по изучению химических веществ и химических процессов. На защиту таких проектов ребятам выделяется не более 3-4 минут. За это время они должны так построить свой рассказ, чтобы выделить главное в исследованиях и обратить внимание класса на особую «изюминку» в своей работе. Особую ценность составляют подготовленные по результатам исследований коллекции. Они могут быть использованы как наглядные пособия и как раздаточный материал при изучении определенных тем в последующие годы. Для создания минипроектов предлагаются лабораторные работы: 1. чистые вещества и смеси создание гомогенной и гетерогенной смеси 2. отстаивание разделение смеси песка, деревянного порошка и воды 3. фильтрование очистка воды от речного песка 4. выпаривание очистка воды от поваренной соли 5. перегонка очистка ржавой воды 6. перекристаллизация очистка медного купороса Химия – одна из сложных наук. Изучение химии в школе способствует формированию мировоззрения учащихся. Считаю необходимо создавать условия для развития познавательной активности ученика и его самореализации через накопление собственного опыта. Результаты применения проектной деятельности. Анализируя опыт работы организации проектной деятельности по химии можно сделать выводы: - работа стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к химии, - уроки проходят более оживлённо, - увеличилось число учащихся, выбирающих химию для сдачи экзамена, - появился стимул не только получить хорошую отметку, но и получить хорошие знания, результат проделанной работы. У обучающихся, выполняющие проекты, формируются проектные умения: планирование, поисковые умения, коммуникативные умения, презентационные умения.
|