Перемены в общественной жизни, экономические перестройки в стране привели к разрушению многолетних идеалов, нравственных и духовных ценностей. От многолетней позиции « делай как все» происходит резкий поворот к индивидуальности и самоценности каждого человека.
Каждый ребёнок, как личность имеет свои задачи, свою жизненную программу: самопознание, самоопределение, саморегуляция, самореализация. Для более эффективной воспитательной работы в школе необходимо организовать успешно ученическое самоуправление.
Ученическое самоуправление - форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализаций решений для достижения общественно значимых целей.
Основное предназначение ученического самоуправления - удовлетворять индивидуальные потребности обучающихся, направленные прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов, участие в решении насущных проблем образовательного учреждения. Как правило, самоуправление проявляется в планирование деятельности коллектива, организации этой деятельности, в анализе своей работе, подведение итогов сделанного и принятии соответствующих решений.
Большой вклад в создание условий для развития ученического самоуправления вносят классный руководитель, педагог-психолог, учителя-предметники.
Наша главная воспитательная задача — создание условий для развития индивидуальных способностей каждого ребёнка, их совершенствование в условиях школьного образовательного процесса. И каким бы ученик не был в учёбе - отличником или « серым» троечником - он, для меня, яркая, индивидуальная школьная личность, здесь в школе его место для самовыражения и самореализации.
Личность, имеющая высоконравственные идеалы, разностороннее образование, чёткую гражданскую позицию, исполненной достоинства и самоуважения, сможет найти своё место в обществе, реализовать свои способности, жить счастливой жизнью.
Наверное, ничего не открою нового в воспитательной системе. Прежде всего, я постаралась определить, какие же мои дети каждый отдельно, и как я смогу собрать их в единый классный « кулачок». Мне очень хотелось, чтобы они раскрылись передо мной, чтобы в этом помогли родители.
Но главным вопросом для меня оставался один: « Как сделать так, чтобы мы поняли друг друга?»
Перед собой я поставила ряд задач, это, прежде всего:
1. Формирование классного коллектива, дружного, сплочённого, творческого.
2. Создание условий для формирования личности каждого учащегося.
3. Формирование нравственно - ценностных взглядов учащихся.
4. Организация всех видов деятельности, которые помогли бы раскрыться индивидуальностям в моём классе.
Решить эти задачи может только насыщенная жизнь класса интересными делами.
Девиз нашего класса: «Что не под силу свершить одному, нетрудно сделать классу всему». Поэтому первой важнейшей целью стало создание коллектива. А это процесс трудный и длительный, требующий не только терпения, но и выдумки.
Для достижения положительных результатов были использованы различные формы и методы.
Для организации и управления ежедневной жизни в классе ребята определились по секторам: учебный, информационный, культурно-массовый, хозяйственный, спортивный и сектор порядка. В обязанности каждого сектора входит:
учебный сектор-ответственность за состояние и проверку дневников, тетрадей, учебников, контроль за успеваемостью, выпуск «молний», рейтинговых листов;
информационный сектор-выпуск конкурных газет, плакатов, рисунков, оформление классного уголка, оформление праздников;
культурно-массовый сектор-организация часов «свободного общения» (чаепитие ко дню рождения, календарные праздники, День лицеиста);
спортивный сектор-организация участия в соревнованиях, днях здоровья, спортивных праздниках;
хозяйственный сектор-организация участия в субботниках, уборка класса, уборка территории школьного двора, ремонт школьной мебели;
сектор порядка- организация дежурства по классу, школе, контроль за выполнением правил школьного распорядка.
Работа в секторах ведется по желанию каждого ученика в течение года. А вот староста и заместитель старосты выбираются общим голосованием на начало года.
Чувство ответственности за порученное дело возникает, когда появляется увлекающая всех идея. Стараюсь строить, корректировать всю работу в классе по алгоритму: задумали-обсудили возможности - спланировали - распределили обязанности – провели – оценили.
Высший орган самоуправления в классе - классное собрание - проявления общественного мнения класса, позиция отдельных учащихся, их отношение к коллективу. Каждое собрание-это шаг к совершенству самоуправления, учит нести ответственность за себя, за порученное дело. Классное собрание ведет староста, объявляет повестку собрания, на котором отчитываются ответственные каждого сектора. Остальные оценивают их работу, высказывают свое мнение, принимают решение.
Интересные методы взаимоанализа поведения, деятельности в классе являются «письма-секреты», «стул откровения», анкетирование «Оцени себя сам».
Был оформлен классный уголок, т.е. вторым моментом создания коллектива стала работа, которая привела ребят к мысли, что класс — это их второй дом, где уют, тепло, взаимопонимание зависят от них самих.
В доме — семье есть время не только для веселья и отдыха, но и есть время и для труда. Поэтому на классных часах предметом самого серьёзного обсуждения стало отношение к учёбе, как к основной обязанности школьника. Поощрялись не только те ребята, которые получали хорошие отметки, а и те, кто значимо улучшили свои результаты. Таким образом, в классном уголке были отражены успехи и стремления к улучшению успеваемости некоторых учащихся. Это позволило повысить заинтересованность ребят в процессе обучения, воспитывалось понимание весомости отношения коллектива к тем, кто недобросовестно относился к учёбе или допускал срывы в поведении. Обсуждение, моральное поощрение, похвала вселяли уверенность в своих силах, приводили к осознанию того, что учёба - это труд и основная обязанность, что веселье тоже надо заслужить.
Для сплочения коллектива, в первый месяц учебного года (2008-2009), был организован интересный классный час-чаепитие «Давайте познакомимся», который запомнился ребятам надолго. Они рассказывали о себе, проводили игры (т.к в 10 класс поступило 7 новых учеников из разных школ). В октябре этого же года организована экскурсия-поездка по Духовным местам города Астрахани, что сыграло большую роль в сплочении класса.
С каким энтузиазмом, азартом готовились ребята к каждому классному «огоньку»: «Мальчишки-девчонки», «Пушкинский лицей», «Великая Победа!». На долго останутся в памяти уроки толерантности «Мы разные, но мы все вместе», «Что значит быть толерантным», «Я - подарок вселенной», «Наши традиции, наши обычаи».
Традицией нашего класса стали ежегодные поездки в драматический театр, ТЮЗ, которые позволяют общаться одноклассникам в свободное время.
Многие ребята занимаются в системе дополнительного образования, что способствует развитию их творческих, физических способностей. Определённых успехов учащиеся добились юноши нашего класса в спортивных соревнованиях по баскетболу (первое место в районных, зональных соревнованиях). Ученица класса Попова Маша заняла второе место в районном конкурсе, посвященном памяти А.П.Гужвина на тему «Великие люди района», ученица Быстрова Виктория стала победительницей областного конкурса творческих работ по избирательному праву «Если бы депутатом был я»
Занятость моих детей, их постоянные творческие поиски, помогают им заполнить пустоту, которая создана в нашем обществе, объединяет их, а мне помогает достичь нужной цели.
Работа по сплочению ученического коллектива, по формированию и развитию духовного мира школьников продолжается и в учебном процессе, на уроках литературы, истории, физики.
Анализируя внеклассную деятельность класса, я могу выделить следующие показатели развития коллектива, работу актива класса:
1. мобильность выполнения коллективных дел;
2. товарищеские взаимоотношения;
3. желание быть вместе, жизнерадостность;
4. отрицательное отношение к нарушению;
5. самостоятельное выдвижение общественно-значимых целей.
Результаты ученического самоуправления:
1. включение учащихся нашего класса в управление школы(Управляющий совет)-Быстрова Виктория
2. создание условий для развития значимых качеств учащихся;
3. личностный рост учащихся, активности их творчества, самоорганизации и самореализации;
4. повышение интереса учащихся к различным видам деятельности.
Я должна убедить ребят в том, что какие бы невзгоды и бури не проносились над родной землёй, мы не должны мириться с тем, что равнодушие и чёрствость побеждает. Люди нуждаются в доброте, верности, сердечности. Именно эти свойства делают жизнь каждого человека светлой, яркой, радостной. Добро, милосердие, гуманность должны быть противопоставлены злу и бессердечию, безответственности и равнодушию.
Перечислить все творческие дела, которые проводятся в урочное и внеурочное время в классе, сложно. Но главное для меня заключается в том, чтобы ребёнок рос и развивался не только физически, но и духовно.
Радостно видеть, как ученики не только рассказывают о своих успехах и победах, но учатся сопереживать успехам и победам своих товарищей и даже учителя.
В конечном счёте, моя позиция такова — мир должен быть основан на любви, доброте, милосердии, взаимоотношении, когда законом жизни становится « Закон протянутой руки, души распахнутой».
Именно в доверии, которое так щедро дарит нам детское сердце, мы черпаем силы и энтузиазм для нашей непростой, но такой нужной работы. А учащиеся могли бы друг другу сказать: «Нас классная семья недаром породила, мы школьные друзья и в этом наша сила»
Литература:
1. Ю.Н.Честных «Путь к сердцу ученика» Москва Просвещение 1989
2. Н.Е. Щуркова «Вы стали классным руководителем» Москва Педагогика 2000
3. Спутник классного руководителя №3 2010
|