Н.И.Матвеева, Арамильский ГО, МОУ СОШ №1, учитель русского языка и литературы
Урок русского языка в 7 классе.
Тема: Предлоги и союзы (урок-путешествие).
Цель урока: обобщить и систематизировать изученный материал по теме «Предлоги и союзы»; развивать творческую, речевую и мыслительную деятельность учащихся.
Ход урока.
1. Организационный момент. Наша задача – повторить и закрепить полученные знания по данной теме. На карте обозначены исходные пункты, на которых мы будем останавливаться сегодня на уроке («Предлог», «Союз», Прятки», «Говори правильно!», «Пиши правильно союзы!», «Пиши правильно предлоги!», «Знаем всё!»). Итак, начинаем наше путешествие!
2. Пункт 1. «Предлог». • Какие из утверждений характеризуют предлог? - служебная часть речи; - является членом предложения; - выражает зависимость существительных, числительных и местоимений от других частей речи; - связывает простые предложения в составе сложного предложения в тексте; - связывает самостоятельные слова в словосочетания и предложения; - связывает однородные члены предложения. • Соотнесите термин с картинкой.
ЗАДАНИЕ 1: Соотнесите термин с картинкой. ЦЕЛЬ: проверить знание значений предлога. АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЯ УЧЕНИКА: 1. Выбрать на панели инструментов функцию «Выбрать инструмент». 2. Сопоставить термин с картинкой. • Замените непроизводные предлоги производными.
ЗАДАНИЕ 2: Замените непроизводные предлоги производными. ЦЕЛЬ: проверить знание разрядов предлога. АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЯ УЧЕНИКА: 1. Выбрать на панели инструментов функцию «Выбрать инструмент». 2. Найти соответствие между предлогами. Пункт 2. «Союз». • Какие из утверждений характеризуют союз? - выражает зависимость существительных, числительных и местоимений от других частей речи; - служебная часть речи; -связывает однородные члены предложения; - связывает самостоятельные слова в словосочетания и предложения; - связывает простые предложения в составе сложного предложения в тексте; - является членом предложения. • Соотнесите термин с картинкой. ЗАДАНИЕ 3: Соотнесите термин с картинкой. ЦЕЛЬ: проверить знание значений предлога. АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЯ УЧЕНИКА: 1. Выбрать на панели инструментов функцию «Выбрать инструмент». 2. Сопоставить термин с картинкой. • Распределите союзы в две колонки. ЗАДАНИЕ 4: Распределите союзы в две колонки. ЦЕЛЬ: проверить знание значений предлога. АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЯ УЧЕНИКА: 1. Выбрать на панели инструментов функцию «Выбрать инструмент». 2. Перетащить союзы в нужные колонки таблицы. Пункт 3. «Прятки». • Где прячется предлог? - В продолжение часа; - в течении реки; - в продолжении книги; - в течении ручья; - в течение месяца; - в продолжении фильма. • Найдите «Третье лишнее».
ЗАДАНИЕ 5: Найдите «Третье лишнее». ЦЕЛЬ: проверить умение распознавать предлоги среди других частей речи. АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЯ УЧЕНИКА: 1. Выбрать на панели инструментов функцию «Выбрать инструмент». 2. Перетащить предлоги на поле «третье лишнее». Пункт 4. «Говори правильно!» • Найдите ошибки при согласовании предлога и существительного. - Несмотря на дождь; - согласно приказа; - наперекор неприятностям; - благодаря решения; - навстречу друзьям; - вопреки указания.
ЗАДАНИЕ 6: Вставьте в предложения подходящие по смыслу предлоги. ЦЕЛЬ: проверить умение согласовывать предлоги и существительные. АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЯ УЧЕНИКА: 1. Выбрать на панели инструментов функцию «Выбрать инструмент». 2. Перетащить нужный предлог в предложения. • Вставьте в предложения подходящие по смыслу предлоги. Пункт 5. «Пиши правильно предлоги». • Где «в» пишется слитно? - (В)течени… реки; - (В)продолжени… года; - (В)следстви… по данному делу; - (В)течени… урока; - (В)продолжени… фильма; - (В)следстви… дождей. • Где пишется буква «Е»? - В течени…реки; - в продолжени… года; - в следстви… по данному делу; - в течени… урока; - в продолжени… фильма; - вследстви… дождей.
ЗАДАНИЕ 7: Найдите соответствие. ЦЕЛЬ: проверить умение согласовывать предлоги и существительные. АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЯ УЧЕНИКА: 1. Выбрать на панели инструментов функцию «Выбрать инструмент». 2. Найти соответствие. • Найдите соответствие. Пункт 6. «Пиши правильно союзы». • Где выделенные слова являются союзами и пишутся слитно? - Мой брат часто посещает бассейн, и я то(же) туда хожу. - Сегодня мы выполняли то(же) задание, что и вчера. - Он мал, за(то) удал. - Берись за(то), к чему ты сроден. - От дождя дети спрятались под навесом, нам так(же) пришлось искать укрытие. - Мы работали сегодня так(же) хорошо, как и вчера. • Графический диктант.
ЗАДАНИЕ 8: Раскройте скобки. ЦЕЛЬ: проверить знание правила слитного написания союзов также, тоже, чтобы. АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЯ УЧЕНИКА: 1. Выбрать на панели инструментов функцию «Выбрать инструмент». 2. Открыть шторку и проверить. Пункт 7. «Знаем всё». • В каких предложениях перед союзом и должна стоять запятая?
ЗАДАНИЕ 9: В каких предложениях перед союзом и должна стоять запятая? ЦЕЛЬ: проверить знание правила постановки запятой в сложном предложении перед союзом и. АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЯ УЧЕНИКА: 1. Выбрать на панели инструментов функцию «перо» и расставить запятые. 3. Итог урока. 1) Чему мы сегодня научились, что узнали? 2) Что общего между предлогами и союзами и чем они отличаются? 3) Оценки. 4) Инструктаж по д/з.
|