Вопрос использования новых информационных технологий в обучении физике в средней школе является очень важным и актуальным.
Современные программно-педагогические средства и телекоммуникационные средства развиваются с очень быстро. Поэтому необходимо определить дидактические требования к современному понятию «электронный учебник», к комплексу программно-педагогических и телекоммуникационных средств обучения физике, рассмотреть вопросы методики применения программно-педагогических и телекоммуникационных технологий в преподавании физики.
В настоящее время в обучении физике широко применяются различные ППС – программно-педагогические средства − обучающие компьютерные программы и программные среды.
С появлением компьютеров в классах стала меняться методика преподавания физики, все больше используются проектная и исследовательская формы учебной деятельности, индивидуализация обучения. Применение компьютера на уроке физики − эффективное средство познавательной деятельности учащихся, которое открывает для учителя широкие возможности по совершенствованию урока.
Используя учебные имитационные компьютерные программы, учитель может представить изучаемый материал более наглядно, показать модели физических экспериментов, для которых нет оборудования в школе.
Компьютерная программа по физике может смоделировать работу ядерного реактора. Кроме того, компьютерное моделирование существенно экономит время на самих уроках, упрощает процесс подготовки учителя к уроку, экономит время учителя. Для учителя физики важно ориентироваться в основных ППС, а также знать, для каких дидактических целей они могут использоваться.
Под обучающей компьютерной моделирующей средой мы понимаем интерактивную среду, в которой можно создавать самостоятельные интерактивные эксперименты, моделировать процессы и явления.
В следующей таблице представлены существующие программно-педагогические средства по физике.
№
|
Название
|
Класс
|
Краткая характеристика
|
1.
|
«1С: РЕПЕТИТОР ФИЗИКА» (фирма «1С»)
|
10-11
|
Современный мультимедийный обучающий курс со справочным материалом, содержит достаточно трудные задачи, различного уровня сложности, содержит 100 компьютерных анимации и видеофрагментов, 70 интерактивных моделей. Курс предназначен для самостоятельной и индивидуальной работы абитуриентов, но может быть частично использован на уроках физики.
|
2.
|
Открытая Физика 1.0. (компания «ФИЗИКОН»)
|
7-11
|
Современный мультимедийный обучающий интерактивный курс. Наиболее полно соответствует программе курса физики школы.
|
3.
|
«Игры по кинематике»
|
7 - 9
|
Обучающая программа, предназначена для ознакомления учащихся с новым материалом по кинематике
|
4.
|
«Информационно-методическая система «УРОКИ ФИЗИКИ-7»
|
7
|
Контролирующая программа с базой данных, позволяющая проводить текущий контроль знаний учащихся
|
5.
|
«Физика для школьников и абитуриентов»
|
9 - 11
|
Компьютерное пособие для поступающих в вузы, возможно применение для самостоятельной работы учащихся
|
6.
|
Репетитор по физике.(компания «Кирилл и Мефодий»)
|
11
|
Мультимедийный курс для абитуриентов, предназначенный для систематизирования и закрепления знаний по отдельным темам. Содержит большое количество вопросов и задач. Курс позволяет варьировать степень сложности задач при подготовке к конкурсным экзаменам в вуз
|
7.
|
«Живая Физика».Компьютерная моделирующая среда, созданная калифорнийскойфирмой Knowledge Revolution и русифицированная ИНТ (Институтом новых технологий)
|
7-11
|
Это самая лучшая современная компьютерная моделирующая среда, в которой имеется возможность самостоятельного интерактивного компьютерного эксперимента. Это конструктор, в котором учитель и учащиеся могут создавать и исследовать модели движения тел в любых полях (гравитационных, электромагнитных).
|
Анализ имеющихся ППС по физике позволяет сделать вывод, что в настоящее время созданы различные современные мультимедийные курсы по физике.
|