Химические явления
ИГРА–ПУТЕШЕСТВИЕ · 8 КЛАСС
Цель урока. Повторить классификацию веществ, типы химических реакций и признаки их классификации; научить учащихся применять полученные знания о типах химических реакций на практике – составлять уравнения химических реакций, определять типы химических реакций.
Задачи. Образовательные: систематизировать знания учащихся о классификации веществ, типах химических реакций; продолжить формирование умений наблюдать, записывать уравнения и предвидеть продукты химических реакций; продолжить формирование умения при написании реакций обмена, применения условий течения реакций между растворами до конца; подготовить учащихся к пониманию обратимых и необратимых реакций, теории электролитической диссоциации.
Развивающие: совершенствовать умения школьников при составлении химических уравнений, при выполнении лабораторных опытов; совершенствовать умения учащихся сравнивать и обобщать; развивать память, устойчивое внимание, самостоятельное мышление, умение слушать и слышать другого человека; развивать аналитическое мышление.
Воспитательные: продолжить формирование диалектико-материалистического мышления учащихся.
Форма учебного процесса: классный урок.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний учащихся.
Вид урока: урок игра-путешествие.
Система оценивания. На каждом этапе учащимся набирают баллы,выполняя задания у доски, а также активно работая на своих местах. Выставляют их в свои маршрутные листы. К концу урока у учащихся накапливается определенное количество баллов , по которым легко оценивать их работу на уроке.
Оборудование и реактивы. Штатив с пробирками, таблица «Угадай слово», шифровки, специальное оформление маршрута путешествия (изображение горы, цветочная поляна, снежное облако), карточки с заданиями.
на столах учащихся: маршрутный лист с заданиями, разбавленные растворы серной кислоты, хлорида магния, карбоната натрия, гидроксида натрия, фенолфталеин.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Здравствуйте. Сегодня у нас на уроке присутствуют учителя нашей школы. Давайте еще раз поприветствует друг друга улыбкой и начнем наш урок.
II. Сообщение темы, цели урока, мотивация учащихся
Тема нашего урока «Типы химических реакций».
Сегодня на уроке мы постараемся систематизировать все полученные вами знания о химических реакциях, их типах и условиях протекания, для того чтобы в дальнейшем вы могли правильно описывать химические свойства веществ, а также предсказывать способы их получения, т.к. нас с вами окружают вещества и с ними постоянно происходят химические реакции. Хорошо овладев этой темой, вы без труда научитесь получать одни вещества из других, решать всевозможные химические задачи.
А для этого мы с вами совершим восхождение к вершине горы.
Слайд № ___ ( гора, девиз )
Девиз нашего урока – « Достичь вершины – не свалиться в пропасть!».
Итак, в путь! Желаю удачи! У каждого из вас на столе лежит маршрутный лист. По пути к вершине «химической горы» вы будите набирать баллы – показатель вашей активности и записывать их количество на ваших маршрутных листах.
Чтобы достичь цели, т.е. добраться до вершины горы, мы должны преодолеть 5 этапов:
1) «Шифровка»;
2) «Угадай слово»;
3) «Письмо»;
4) «Химический букет»;
5) «Химический снегопад».
III. Актуализация знаний, умений, навыков учащихся
Прежде чем мы начнем путешествие по горам, нам надо добраться до их подножия. Предлагаю вам воспользоваться услугами химической железной дороги. В вашем распоряжении два вида поездов: пассажирский поезд и скорый.
В зависимости от уверенности в своих знаниях, вы должны выбрать удобный для себя поезд. Посмотрите внимательно задания, написанные в вашем маршрутном листе, и сделайте свой выбор.
Задания для пассажирского поезда отмечены желтым цветом.
Для скорого поезда – красным цветом
Я должна выбрать машинистов и дать им «руль» управления. Они будут выполнять задание у доски (на створке доски, предварительно сделана запись: металлы, неметаллы, оксиды, основания, кислоты, соли). Все остальные также должны выполнить задания на своих рабочих местах.
Учитель выбирает двух «машинистов» и приглашает их к доске.
Задание для пассажирского поезда. Запишите формулы веществ в соответствующие столбцы таблицы: H2, Na2S, Al, CuCl2, Mg, KI, S, Ca(OH) 2, O3, FeBr3 (табл. 1).
Таблица 1
Простые вещества
|
Сложные вещества
|
…………………..
|
…………………..
|
…………………..
|
…………………..
|
…………………..
|
…………………..
|
…………………..
|
…………………..
|
…………………..
|
…………………..
|
Таблица 1
Ответ
Простые вещества
|
Сложные вещества
|
H2
|
Na2S
|
Al
|
CuCl2
|
Mg
|
KI
|
S
|
Ca(OH) 2
|
O3
|
FeBr3
|
Задание для скорого поезда. Запишите формулы веществ в соответствующие столбцы таблицы: P2O5, I2, HNO3, Ca(OH)2, Na2O, K2SO4, Fe, H3PO4, N2, Na2SiO3, LiOH, Cu (табл. 2).
Таблица 2
Простые вещества
|
Сложные вещества
|
металлы
|
неметаллы
|
оксиды
|
основания
|
кислоты
|
соли
|
………
|
………
|
………
|
………
|
………
|
………
|
Таблица 2
Ответ
Простые вещества
|
Сложные вещества
|
металлы
|
неметаллы
|
оксиды
|
основания
|
кислоты
|
соли
|
Fe
Cu
|
I2,
N2,
|
P2O5
Na2O
|
Ca(OH)2
LiOH,
|
HNO3
H3PO4
|
K2SO4
Na2SiO3
|
Проверка выполненных заданий. Подсчет баллов.
За выполнение задания для пассажирского поезда – максимально 10 баллов, скорого – 12 баллов (т.е.за каждый правильный ответ по 1 баллу)
Мы прибыли к подножию «химической горы». А теперь, вперед – в горы!
IV. Обобщение и систематизация понятий
1-й э т а п «Шифровка»
Так как мы только начинаем выполнять восхождение в горы, то этот этап пройдем парами. На каждой парте лежит шифровка . Посмотрите на нее внимательно.
Задание. В левой части листа записаны уравнения химических реакций, в правой – беспорядочно расставлены точки с цифрами; каждой цифре соответствует сумма коэффициентов в написанных в левом столбце уравнениях реакций. Ваша задача: расшифровать замаскированный химический элемент. Для этого необходимо по порядку уравнивать химические реакции, подсчитывать сумму коэффициентов в уравнении, находить соответствующие точки и последовательно с помощью маркеров соединять их друг с другом. Если вы правильно выполните задание, то узнаете, какой химический элемент спрятался за цифрами.
Ответ. Шифровки 1 – N; 2 – P; 3 – O.
|
За правильное выполнение задания называются баллы. Максимум 5 баллов (т.е. по 1 баллу за уравнение + 1 балл за правильное соединение)
Чтобы мы успешно справились со следующим этапом, нам нужен инструктаж, который нам подготовил Столяров Стас (Презентация)
2-й э т а п «Угадай слово»
И так 2-ой этап. Пойдем цепочкой . Давайте выполним следующее задание.
Задание. К какому типу химических реакций нужно отнести уравнения, приведенные в таблице «Угадай слово»? Необходимо определить тип химической реакции, найти соответствующую букву, из букв сложить слово (табл. 3).
Таблица 3
«Угадай слово»
Уравнения реакций
|
Типы химических реакций
|
соединения
|
разложения
|
замещения
|
обмена
|
Mg + 2HCl = MgCl2 + H2
|
Б
|
В
|
П
|
З
|
2Fe(OH) 3 = Fe2O3 + 3H2O
|
Г
|
И
|
К
|
Д
|
2Ca + O2 = 2CaO
|
С
|
Ж
|
Е
|
Ф
|
K3PO4 + 3AgNO3 = Ag3PO4 + 3KNO3
|
Н
|
У
|
Т
|
Ь
|
2HgO = 2Hg + O2
|
А
|
М
|
Р
|
П
|
Br2 + 2KI = 2KBr + I2
|
Ш
|
Л
|
О
|
И
|
Ответ. Письмо.
Все работают на своих местах. Проверка ответов по очереди от каждого ряда. За каждый правильный ответ ученик получает 1 балл.
Ребята, у кого получилось слово «Письмо», поставьте себе 6 баллов.
Молодцы! Мы преодолели 2-й этап.
3-й э т а п «Письмо»
Ребята, пока мы преодолевали этапы, нам по химической почте пришло письмо. Давайте узнаем, что в нем.
Это письмо от одного из восьмиклассников. Вот что он нам пишет:
Недавно я познакомился с одним из типов химических реакций – реакциями обмена. Несмотря на мои обширные познания в области химических наук, у меня возникла проблема – в моем распоряжении есть следующие реактивы: растворы серной кислоты, карбоната натрия, хлорида магния, гидроксида натрия. Все эти вещества сложные и, следовательно, они должны вступать в реакции обмена, но на практике оказалось, что не все они между собой взаимодействуют или… взаимодействуют, но я ничего не наблюдал. Почему? Чего я не учел? Помогите мне, пожалуйста, разрешить эту проблему. Буду вам премного благодарен.
Вместе с письмом высылаю вам все перечисленные реактивы».
|
Ну, что, ребята, поможем ему разобраться с его проблемой?
Задание. С реактивами, полученными от восьмиклассника, давайте проведем лабораторные опыты. Но помните о правилах техники безопасности при выполнении лабораторных опытов – пробирки и вещества держите на середине стола, не допускайте попадания их на руки и в глаза, работайте аккуратно, берите небольшое количество веществ.
Пробирка № 1. H2SO4 + Na2CO3 —> наблюдается выделение газа.
Пробирка № 2. Na2CO3 + MgCl2 —> наблюдается выделение осадка.
Пробирка № 3. NaOH + H2SO4 —> видимых изменений нет, образование воды.
Учащиеся выполняют лабораторные опыты и записывают соответствующие уравнения реакций в маршрутном листе. Трое учащихся (по одному из каждого ряда) выполняют задания у доски. За каждое уравнение можно получить 5 баллов.
В маршрутном листе (табл. 4) записано:
Таблица 4
Признаки реакций
|
Уравнения реакций
|
Выделение газа
|
H2SO4 + Na2CO3 —> ..........
|
Выделение осадка
|
Na2CO3 + MgCl2 —> ..........
|
|
NaOH + H2SO4 —> ..........
|
Друзья, поднимите руку, у кого первое и второе уравнения получились такими же, как записано на доске?
Реакция между кислотой и основанием – это частный случай реакции обмена, и называется она реакцией нейтрализации.
Как сделать так, чтобы реакция нейтрализации была видна?
Ученики: в реакционную смесь добавим несколько капель индикатора фенолфталеина. Фенолфталеин в щелочной – малиновый, а в нейтральной и кислой среде – бесцветный.
Лабораторный опыт:
NaOH + фенолфталеин + H2SO4 —> обесцвечивание раствора.
Ученики записывают третье уравнение реакции в маршрутных листах.
Учитель. Итак, третий этап позади, теперь мы знаем, что написать восьмикласснику.
Но прежде чем мы перейдем к 4-му этапу, я предлагаю немного отдохнуть и устроить «стрельбу глазами».
Задание «Стрельба глазами».
1. В периодической системе найдите самый активный элемент-неметалл. (F- фтор № 9)
2. Переведите свой взгляд влево, на элемент, стоящий в том же периоде в III группе. (B – бор № 5)
3. Переведите взгляд вниз и влево, на самый активный металл. (Fr – франций № 87)
4. Переведите взгляд вверх и вправо, на элемент, атомы которого образуют вещество, поддерживающее горение. (O – кислород № 8)
5. Переведите взгляд вниз и влево, на элемент, атомы которого образуют металл, используемый в градусниках. (Hg – ртуть № 80.)
6. Переведите взгляд вверх и вправо, на элемент с относительной атомной массой 35,5. (Cl хлор № 17)
7. Переведите взгляд вниз и влево, на элемент, давший группе элементов название «лантаноиды». (La – лантан № 57)
8. Переведите свой взгляд вверх и вправо, на самый электроотрицательный элемент. (F – фтор № 9)
9. Переведите свой взгляд вниз и влево, на элемент, атомы которого образуют драгоценный металл желтого цвета. (Au – золото № 79)
4-й э т а п «Химический букет»
На химической поляне
Чудо-формулы цветут
Соберем давайте с вами
Из цветов букеты тут.
Задание. Из химических цветов собрать соответствующие букеты химических реакций и подарите их женщинам присутствующим на нашем уроке.
Составить букет предлагается детям с ОВЗ.
За каждый букет 1 балл.
V. Установление общих закономерностей
Впереди последний этап – «Химический снегопад».
5-й э т а п «Химический снегопад»
Ребята, мы с вами сейчас повторили и обобщили тему «Типы химических реакций», и я предлагаю вам оценить себя с помощью снежинок. На снежинках разного цвета написаны задания разной степени трудности. Вы должны выбрать для себя задания по силам и на оценку, которая вас устраивает.
Задание на «3» «Желтая снежинка». Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций, укажите типы химических реакций (табл. 6).
Таблица 6
Уравнение реакции
|
Тип химической реакции
|
а) Al + Cr2O3 —> Al2O3 + Cr
|
|
б) Li + N2 —> Li3N
|
|
в) K2S + CuCl2 —> CuS+ KCl
|
|
г) N2O —> N2 + O2
|
|
Задание на «4» «Голубая снежинка». Допишите уравнения реакций, расставьте коэффициенты, укажите типы химических реакций(табл. 7).
Таблица 7
Уравнение реакции
|
Тип химической реакции
|
а) Ca + Cl2 —> ..........
|
|
б) HNO3 + Cu(OH) 2 —> .......... +........
|
|
в) Mg + TiCl4 —> .......... +........
|
|
г) AgBr —> ........ +........
|
|
Задание на «5» «Белая снежинка». Допишите уравнения реакций, расставьте коэффициенты, укажите типы химических реакций(табл. 8).
Таблица 8
Уравнение реакции
|
Тип химической реакции
|
а) Mg + O2 —> .................................................
|
|
б) Fe3O4 + Al —> .............................................
|
|
в) Ba(OH)2 + H2SO4 —> .................................
|
|
г) H2O —> ............................................................
|
|
Проводится проверка выполненных заданий проводится учителем.
Ребята, посчитайте свои баллы. Кто набрал наибольшее количество баллов?
Поднимите руку те, кто набрал меньше 10 баллов?
Вот и все! Мы достигли цели! Кто-то из вас пришел к вершине горы без поражений, а кто-то был почти у края пропасти.
20 - 17баллов оценка «5»
16-14 баллов оценка «4»
13-10 баллов оценка «3»
Но я думаю, что мы не будем спешить выставлять оценки за урок и добавим еще и те баллы, которые вы набрали во время снегопада.
VI Домашнее задание
На желтых листах записано домашнее задание, которое вы должны выполнить к следующему уроку. Каждый выбирает себе задание на ту оценку, которая его устраивает.
Задание на «3». Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций, укажите типы химических реакций(табл. 1).
Таблица 1
Уравнение реакции
|
Тип химической реакции
|
а) Al + O2 —> Al2O3
|
Реакция……………..
|
б) MnO2 + H2 —> Mn + H2O
|
Реакция……………..
|
в) H2O2 —> H2 + O2
|
Реакция……………..
|
г) HNO3 + Fe(OH)3 —> Fe(NO3)3 + H2O
|
Реакция……………..
|
Задание на «4». Допишите уравнения реакций, расставьте коэффициенты, укажите типы химических реакций (табл. 2).
Таблица 2
Уравнение реакции
|
Тип химической реакции
|
а) AgI —>………..
|
Реакция……………..
|
б) MgO + H2SO4 —>………..
|
Реакция……………..
|
в) Al + HCl —>………..
|
Реакция……………..
|
г) Na + Cl2 —>………..
|
Реакция……………..
|
Задание на «5». Допишите практически осуществимые уравнения реакций, расставьте коэффициенты, укажите типы химических реакций (табл. 3).
Таблица 3
Уравнение реакции
|
Тип химической реакции
|
а) HNO3 + Mg (OH) 2 —> ……….....
|
Реакция……………..
|
б) FeCl3 + Zn —>………..
|
Реакция……………..
|
в) CH4 —>………..
|
Реакция……………..
|
г) KOH + Ca (OH) 2 —> ……….....
|
Реакция……………..
|
д) Ba + O2 —>………..
|
Реакция……………..
|
VII. Подведение итогов
Сегодня на уроке мы систематизировали ваши знания по теме «Типы химических реакций». И я думаю, что в дальнейшем вам не составит труда запись химических реакций с помощью уравнений, получать одни вещества из других, решать задачи.
Спасибо вам за хорошую, плодотворную и интересную работу.
И чтобы узнать ваше мнение о сегодняшнем уроке, я прошу вас заполнить анкеты, лежащие на ваших столах.
А н к е т а д л я у ч е н и к о в
Ответь, пожалуйста, на нижеперечисленные вопросы. Постарайся, чтобы твои ответы были искренними, честными.
|
Я умею
|
Я затрудняюсь
|
Составлять формулы веществ
|
|
|
Определять типы химических реакций
|
|
|
Составлять схемы химических реакций
|
|
|
Расставлять коэффициенты
|
|
|
Спасибо за сотрудничество!
Маршрутный лист учащегося
Задание для пассажирского поезда. Запишите формулы веществ в соответствующие столбцы таблицы: H2, Na2S, Al, CuCl2, Mg, KI, S, Ca(OH) 2, O3, FeBr3
Таблица 1
Простые вещества
|
Сложные вещества
|
…………………..
|
…………………..
|
…………………..
|
…………………..
|
…………………..
|
…………………..
|
…………………..
|
…………………..
|
…………………..
|
…………………..
|
Задание для скорого поезда. Запишите формулы веществ в соответствующие столбцы таблицы: P2O5, I2, HNO3, Ca(OH)2, Na2O, K2SO4, Fe, H3PO4, N2, Na2SiO3, LiOH, Cu (табл. 2).
Таблица 2
Простые вещества
|
Сложные вещества
|
металлы
|
неметаллы
|
оксиды
|
основания
|
кислоты
|
соли
|
………
|
………
|
………
|
………
|
………
|
………
|
Подсчет баллов___________
1-й э т а п «Шифровка»
Задание. В левой части листа записаны уравнения химических реакций, в правой – беспорядочно расставлены точки с цифрами; каждой цифре соответствует сумма коэффициентов в написанных в левом столбце уравнениях реакций. Ваша задача: расшифровать замаскированный химический элемент. Для этого необходимо по порядку уравнивать химические реакции, подсчитывать сумму коэффициентов в уравнении, находить соответствующие точки и последовательно с помощью карандаша соединять их друг с другом. Если вы правильно выполните задание, то узнаете, какой химический элемент спрятался за цифрами.
Подсчет баллов___________________
2-й э т а п «Угадай слово»
Задание. К какому типу химических реакций нужно отнести уравнения, приведенные в таблице «Угадай слово»? Необходимо определить тип химической реакции, найти соответствующую букву, из букв сложить слово Таблица 3
«Угадай слово»
Уравнения реакций
|
Типы химических реакций
|
соединения
|
разложения
|
замещения
|
обмена
|
Mg + 2HCl = MgCl2 + H2
|
Б
|
В
|
П
|
З
|
2Fe(OH) 3 = Fe2O3 + 3H2O
|
Г
|
И
|
К
|
Д
|
2Ca + O2 = 2CaO
|
С
|
Ж
|
Е
|
Ф
|
K3PO4 + 3AgNO3 = Ag3PO4 + 3KNO3
|
Н
|
У
|
Т
|
Ь
|
2HgO = 2Hg + O2
|
А
|
М
|
Р
|
П
|
Br2 + 2KI = 2KBr + I2
|
Ш
|
Л
|
О
|
И
|
Подсчет баллов__________________
.
3-й э т а п «Письмо»
Это письмо от одного из восьмиклассников. Вот что он нам пишет:
Недавно я познакомился с одним из типов химических реакций – реакциями обмена. Несмотря на мои обширные познания в области химических наук, у меня возникла проблема – в моем распоряжении есть следующие реактивы: растворы серной кислоты, карбоната натрия, хлорида магния, гидроксида натрия. Все эти вещества сложные и, следовательно, они должны вступать в реакции обмена, но на практике оказалось, что не все они между собой взаимодействуют или… взаимодействуют, но я ничего не наблюдал. Почему? Чего я не учел? Помогите мне, пожалуйста, разрешить эту проблему. Буду вам премного благодарен.
Вместе с письмом высылаю вам все перечисленные реактивы».
|
Задание. С реактивами, полученными от восьмиклассника, проведем лабораторные опыты. Помните о правилах техники безопасности при выполнении лабораторных опытов – пробирки и вещества держите на середине стола, не допускайте попадания их на руки и в глаза, работайте аккуратно, берите небольшое количество веществ.
Таблица 4
Признаки реакций
|
Уравнения реакций
|
Выделение газа
|
H2SO4 + Na2CO3 —> ..........
|
Выделение осадка
|
Na2CO3 + MgCl2 —> ..........
|
|
NaOH + H2SO4 —> ..........
|
Подсчет баллов________________
4-й э т а п «Химический букет»
Задание. Из химических цветов собрать соответствующие букеты химических реакций
Подсчет баллов__________________
5-й э т а п «Химический снегопад»
На снежинках разного цвета написаны задания разной степени трудности. Вы должны выбрать для себя задания по силам и на оценку, которая вас устраивает.
Задание на «3» «Желтая снежинка». Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций, укажите типы химических реакций
Таблица 6
Уравнение реакции
|
Тип химической реакции
|
а) Al + Cr2O3 —> Al2O3 + Cr
|
|
б) Li + N2 —> Li3N
|
|
в) K2S + CuCl2 —> CuS+ KCl
|
|
г) N2O —> N2 + O2
|
|
Задание на «4» «Голубая снежинка».Допишите уравнения реакций, расставьте коэффициенты, укажите типы химических реакций Таблица 7
Уравнение реакции
|
Тип химической реакции
|
а) Ca + Cl2 —> ..........
|
|
б) HNO3 + Cu(OH) 2 —> .......... +........
|
|
в) Mg + TiCl4 —> .......... +........
|
|
г) AgBr —> ........ +........
|
|
Задание на «5» «Белая снежинка». Допишите уравнения реакций, расставьте коэффициенты, укажите типы химических реакций Таблица 8
Уравнение реакции
|
Тип химической реакции
|
а) Mg + O2 —> .................................................
|
|
б) Fe3O4 + Al —> .............................................
|
|
в) Ba(OH)2 + H2SO4 —> .................................
|
|
г) H2O —> ............................................................
|
|
Общая сумма баллов________________________________
Домашнее задание
На желтых листах записано домашнее задание, которое вы должны выполнить к следующему уроку. Каждый выбирает себе задание на ту оценку, которая его устраивает.
Задание на «3». Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций, укажите типы химических реакций(табл. 1).
Таблица 1
Уравнение реакции
|
Тип химической реакции
|
а) Al + O2 —> Al2O3
|
Реакция……………..
|
б) MnO2 + H2 —> Mn + H2O
|
Реакция……………..
|
в) H2O2 —> H2 + O2
|
Реакция……………..
|
г) HNO3 + Fe(OH)3 —> Fe(NO3)3 + H2O
|
Реакция……………..
|
Задание на «4». Допишите уравнения реакций, расставьте коэффициенты, укажите типы химических реакций (табл. 2).
Таблица 2
Уравнение реакции
|
Тип химической реакции
|
а) AgI —>………..
|
Реакция……………..
|
б) MgO + H2SO4 —>………..
|
Реакция……………..
|
в) Al + HCl —>………..
|
Реакция……………..
|
г) Na + Cl2 —>………..
|
Реакция……………..
|
Задание на «5». Допишите практически осуществимые уравнения реакций, расставьте коэффициенты, укажите типы химических реакций (табл. 3).
Таблица 3
Уравнение реакции
|
Тип химической реакции
|
а) HNO3 + Mg (OH) 2 —> ……….....
|
Реакция……………..
|
б) FeCl3 + Zn —>………..
|
Реакция……………..
|
в) CH4 —>………..
|
Реакция……………..
|
г) KOH + Ca (OH) 2 —> ……….....
|
Реакция……………..
|
д) Ba + O2 —>………..
|
Реакция……………..
|
А н к е т а д л я у ч е н и к о в
Ответь, пожалуйста, на нижеперечисленные вопросы. Постарайся, чтобы твои ответы были искренними и честными. Используй обозначения : + -
|
Я умею
|
Я затрудняюсь
|
Составлять формулы веществ
|
|
|
Определять типы химических реакций
|
|
|
Составлять схемы химических реакций
|
|
|
Расставлять коэффициенты
|
|
|
|