Официальный сайт pharma-24 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



урок - игра "Изменения происходящие с веществами"

Фото пользователя Галина Александровна Яркушина
Submitted by Галина Александровна Яркушина on Tue, 27/04/2010 - 13:09

 

Химические явления
ИГРА–ПУТЕШЕСТВИЕ · 8 КЛАСС
Цель урока. Повторить классификацию веществ, типы химических реакций и признаки их классификации; научить учащихся применять полученные знания о типах химических реакций на практике – составлять уравнения химических реакций, определять типы химических реакций.
Задачи. Образовательные: систематизировать знания учащихся о классификации веществ, типах химических реакций; продолжить формирование умений наблюдать, записывать уравнения и предвидеть продукты химических реакций; продолжить формирование умения при написании реакций обмена, применения условий течения реакций между растворами до конца; подготовить учащихся к пониманию обратимых и необратимых реакций, теории электролитической диссоциации.
Развивающие: совершенствовать умения школьников при составлении химических уравнений, при выполнении лабораторных опытов; совершенствовать умения учащихся сравнивать и обобщать; развивать память, устойчивое внимание, самостоятельное мышление, умение слушать и слышать другого человека; развивать аналитическое мышление.
Воспитательные: продолжить формирование диалектико-материалистического мышления учащихся.
Форма учебного процесса: классный урок.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний учащихся.
Вид урока: урок игра-путешествие.
Система оценивания. На каждом этапе учащимся набирают баллы,выполняя задания у доски, а также активно работая на своих местах. Выставляют их в свои маршрутные листы. К концу урока у учащихся накапливается определенное количество баллов , по которым легко оценивать их работу на уроке.
Оборудование и реактивы. Штатив с пробирками, таблица «Угадай слово», шифровки, специальное оформление маршрута путешествия (изображение горы, цветочная поляна, снежное облако), карточки с заданиями.
на столах учащихся: маршрутный лист с заданиями, разбавленные растворы серной кислоты, хлорида магния, карбоната натрия, гидроксида натрия, фенолфталеин.
 
 
 
 
 
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Здравствуйте. Сегодня у нас на уроке присутствуют учителя нашей школы. Давайте еще раз поприветствует друг друга улыбкой и начнем наш урок.
II. Сообщение темы, цели урока, мотивация учащихся
 Тема нашего урока «Типы химических реакций».
 Сегодня на уроке мы постараемся систематизировать все полученные вами знания о химических реакциях, их типах и условиях протекания, для того чтобы в дальнейшем вы могли правильно описывать химические свойства веществ, а также предсказывать способы их получения, т.к. нас с вами окружают вещества и с ними постоянно происходят химические реакции. Хорошо овладев этой темой, вы без труда научитесь получать одни вещества из других, решать всевозможные химические задачи.
А для этого мы с вами совершим восхождение к вершине горы.
 Слайд № ___   ( гора, девиз )
Девиз нашего урока – « Достичь вершины – не свалиться в пропасть!».
Итак, в путь! Желаю удачи! У каждого из вас на столе лежит маршрутный лист. По пути к вершине «химической горы» вы будите набирать баллы – показатель вашей активности и записывать их количество на ваших маршрутных листах.
Чтобы достичь цели, т.е. добраться до вершины горы, мы должны преодолеть 5 этапов:
1) «Шифровка»;
2) «Угадай слово»;
3) «Письмо»;
4) «Химический букет»;
5) «Химический снегопад».
III. Актуализация знаний, умений, навыков учащихся
 Прежде чем мы начнем путешествие по горам, нам надо добраться до их подножия. Предлагаю вам воспользоваться услугами химической железной дороги. В вашем распоряжении два вида поездов: пассажирский поезд и скорый.
 В зависимости от уверенности в своих знаниях, вы должны выбрать удобный для себя поезд. Посмотрите внимательно задания, написанные в вашем маршрутном листе, и сделайте свой выбор.
Задания для пассажирского поезда отмечены желтым цветом.
Для скорого поезда – красным цветом
Я должна выбрать машинистов и дать им «руль» управления. Они будут выполнять задание у доски (на створке доски, предварительно сделана запись: металлы, неметаллы, оксиды, основания, кислоты, соли). Все остальные также должны выполнить задания на своих рабочих местах.
Учитель выбирает двух «машинистов» и приглашает их к доске.
Задание для пассажирского поезда. Запишите формулы веществ в соответствующие столбцы таблицы: H2, Na2S, Al, CuCl2, Mg, KI, S, Ca(OH) 2, O3, FeBr3         (табл. 1).
Таблица 1
Простые вещества
Сложные вещества
   …………………..
…………………..
…………………..
…………………..
…………………..
…………………..
…………………..
…………………..
…………………..
…………………..
Таблица 1
Ответ
Простые вещества
Сложные вещества
H2
Na2S
Al
CuCl2
Mg
KI
S
Ca(OH) 2
O3
FeBr3
Задание для скорого поезда. Запишите формулы веществ в соответствующие столбцы таблицы: P2O5, I2, HNO3, Ca(OH)2, Na2O, K2SO4, Fe, H3PO4, N2, Na2SiO3, LiOH, Cu (табл. 2).
Таблица 2
Простые вещества
Сложные вещества
металлы
неметаллы
оксиды
основания
кислоты
соли
………
………
………
………
………
………
Таблица 2
Ответ
Простые вещества
Сложные вещества
металлы
неметаллы
оксиды
основания
кислоты
соли
Fe
Cu
I2,
N2,
P2O5
Na2O
Ca(OH)2
LiOH,
HNO3
H3PO4
K2SO4
Na2SiO3
Проверка выполненных заданий. Подсчет баллов.
За выполнение задания для пассажирского поезда – максимально 10 баллов, скорого – 12 баллов (т.е.за каждый правильный ответ по 1 баллу)
 Мы прибыли к подножию «химической горы». А теперь, вперед – в горы!  
IV. Обобщение и систематизация понятий
1-й э т а п «Шифровка»
 Так как мы только начинаем выполнять восхождение в горы, то этот этап пройдем парами. На каждой парте лежит шифровка . Посмотрите на нее внимательно.
Задание. В левой части листа записаны уравнения химических реакций, в правой – беспорядочно расставлены точки с цифрами; каждой цифре соответствует сумма коэффициентов в написанных в левом столбце уравнениях реакций. Ваша задача: расшифровать замаскированный химический элемент. Для этого необходимо по порядку уравнивать химические реакции, подсчитывать сумму коэффициентов в уравнении, находить соответствующие точки и последовательно с помощью маркеров соединять их друг с другом. Если вы правильно выполните задание, то узнаете, какой химический элемент спрятался за цифрами.
 
Ответ. Шифровки 1 – N; 2 – P; 3 – O.
За правильное выполнение задания называются баллы. Максимум 5 баллов (т.е. по 1 баллу за уравнение + 1 балл за правильное соединение)
Чтобы мы успешно справились со следующим этапом, нам нужен инструктаж, который нам подготовил Столяров Стас (Презентация)
2-й э т а п «Угадай слово»
И так 2-ой этап. Пойдем цепочкой . Давайте выполним следующее задание.
Задание. К какому типу химических реакций нужно отнести уравнения, приведенные в таблице «Угадай слово»? Необходимо определить тип химической реакции, найти соответствующую букву, из букв сложить слово (табл. 3).
Таблица 3
«Угадай слово»
Уравнения реакций
Типы химических реакций
соединения
разложения
замещения
обмена
Mg + 2HCl = MgCl2 + H2
Б
В
П
З
2Fe(OH) 3 = Fe2O3 + 3H2O
Г
И
К
Д
2Ca + O2 = 2CaO
С
Ж
Е
Ф
K3PO4 + 3AgNO3 = Ag3PO4 + 3KNO3
Н
У
Т
Ь
2HgO = 2Hg + O2
А
М
Р
П
Br2 + 2KI = 2KBr + I2
Ш
Л
О
И
                                                                                                                          
                                                                                                                          Ответ. Письмо.
                                            
Все работают на своих местах. Проверка ответов по очереди от каждого ряда. За каждый правильный ответ ученик получает 1 балл.
 Ребята, у кого получилось слово «Письмо», поставьте себе 6 баллов.
Молодцы! Мы преодолели  2-й этап.
3-й э т а п «Письмо»
 Ребята, пока мы преодолевали этапы, нам по химической почте пришло письмо. Давайте узнаем, что в нем.
Это письмо от одного из восьмиклассников. Вот что он нам пишет:
 
Недавно я познакомился с одним из типов химических реакций – реакциями обмена. Несмотря на мои обширные познания в области химических наук, у меня возникла проблема – в моем распоряжении есть следующие реактивы: растворы серной кислоты, карбоната натрия, хлорида магния, гидроксида натрия. Все эти вещества сложные и, следовательно, они должны вступать в реакции обмена, но на практике оказалось, что не все они между собой взаимодействуют или… взаимодействуют, но я ничего не наблюдал. Почему? Чего я не учел? Помогите мне, пожалуйста, разрешить эту проблему. Буду вам премного благодарен.

Вместе с письмом высылаю вам все перечисленные реактивы».
 Ну, что, ребята, поможем ему разобраться с его проблемой?
Задание. С реактивами, полученными от восьмиклассника, давайте проведем лабораторные опыты. Но  помните о правилах техники безопасности при выполнении лабораторных опытов – пробирки и вещества держите на середине стола, не допускайте попадания их на руки и в глаза, работайте аккуратно, берите небольшое количество веществ.
Пробирка № 1. H2SO4 + Na2CO3 —> наблюдается выделение газа.
Пробирка № 2. Na2CO3 + MgCl2 —> наблюдается выделение осадка.
Пробирка № 3. NaOH + H2SO4 —> видимых изменений нет, образование воды.
Учащиеся выполняют лабораторные опыты и записывают соответствующие уравнения реакций в маршрутном листе. Трое учащихся (по одному из каждого ряда) выполняют задания у доски. За каждое уравнение можно получить 5 баллов.
В маршрутном листе (табл. 4) записано:
Таблица 4
Признаки реакций
Уравнения реакций
Выделение газа
H2SO4 + Na2CO3 —> ..........
Выделение осадка
Na2CO3 + MgCl2 —> ..........
 
NaOH + H2SO4 —> ..........
 Друзья, поднимите руку, у кого первое и второе уравнения получились такими же, как записано на доске?
Реакция между кислотой и основанием – это частный случай реакции обмена, и называется она реакцией нейтрализации.
Как сделать так, чтобы реакция нейтрализации была видна? 
Ученики: в реакционную смесь добавим несколько капель индикатора фенолфталеина. Фенолфталеин в щелочной – малиновый, а  в нейтральной и  кислой среде – бесцветный.
Лабораторный опыт:
NaOH + фенолфталеин + H2SO4 —> обесцвечивание раствора.
Ученики записывают третье уравнение реакции в маршрутных листах.
Учитель. Итак, третий этап позади, теперь мы знаем, что написать восьмикласснику.
 Но прежде чем мы перейдем к 4-му этапу, я предлагаю немного отдохнуть и устроить «стрельбу глазами».
Задание «Стрельба глазами». 
1. В периодической системе найдите самый активный элемент-неметалл. (F- фтор № 9)
2. Переведите свой взгляд влево, на элемент, стоящий в том же периоде в III группе. (B – бор № 5)
3. Переведите взгляд вниз и влево, на самый активный металл. (Fr – франций № 87)
4. Переведите взгляд вверх и вправо, на элемент, атомы которого образуют вещество, поддерживающее горение. (O – кислород № 8)
5. Переведите взгляд вниз и влево, на элемент, атомы которого образуют металл, используемый в градусниках. (Hg – ртуть № 80.)
6. Переведите взгляд вверх и вправо, на элемент с относительной атомной массой 35,5. (Cl хлор № 17)
7. Переведите взгляд вниз и влево, на элемент, давший группе элементов название «лантаноиды». (La – лантан № 57)
8. Переведите свой взгляд вверх и вправо, на самый электроотрицательный элемент. (F – фтор № 9)
9. Переведите свой взгляд вниз и влево, на элемент, атомы которого образуют драгоценный металл желтого цвета. (Au – золото № 79)
4-й э т а п «Химический букет»
На химической поляне
Чудо-формулы цветут
Соберем давайте с вами
Из цветов букеты тут.
 Задание. Из химических цветов собрать соответствующие букеты химических реакций и подарите их женщинам присутствующим на нашем уроке.
Составить букет предлагается детям с ОВЗ.
За каждый букет 1 балл.
V. Установление общих закономерностей
 Впереди последний этап – «Химический снегопад». 
5-й э т а п «Химический снегопад»
Ребята, мы с вами сейчас повторили и обобщили тему «Типы химических реакций», и я предлагаю вам оценить себя с помощью снежинок. На снежинках разного цвета написаны задания разной степени трудности. Вы должны выбрать для себя задания по силам и на оценку, которая вас устраивает.
Задание на «3» «Желтая снежинка». Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций, укажите типы химических реакций (табл. 6).
Таблица 6
Уравнение реакции
Тип химической реакции
а)    Al +    Cr2O3 —>    Al2O3 +   Cr
 
б)    Li +    N2 —>    Li3N
 
в)    K2S +    CuCl2 —>   CuS+    KCl
 
г)   N2O —>    N2 +    O2
 
Задание на «4» «Голубая снежинка». Допишите уравнения реакций, расставьте коэффициенты, укажите типы химических реакций(табл. 7).
Таблица 7
Уравнение реакции
Тип химической реакции
а)    Ca +    Cl2 —> ..........
 
б)    HNO3 +    Cu(OH) 2 —> .......... +........
 
в)    Mg +    TiCl4 —> .......... +........
 
г)    AgBr —> ........ +........
 
Задание на «5» «Белая снежинка». Допишите  уравнения реакций, расставьте коэффициенты, укажите типы химических реакций(табл. 8).
Таблица 8
Уравнение реакции
Тип химической реакции
а)    Mg +    O2 —> .................................................
 
б)    Fe3O4 +    Al —> .............................................
 
в)    Ba(OH)2 +    H2SO4 —> .................................
 
г)    H2O —> ............................................................
 
Проводится проверка выполненных заданий проводится учителем.
Ребята, посчитайте свои баллы. Кто набрал наибольшее количество баллов?
Поднимите руку те, кто набрал меньше 10 баллов?
Вот и все! Мы достигли цели! Кто-то из вас пришел к вершине горы без поражений, а кто-то был почти у края пропасти.
20 - 17баллов     оценка «5»
16-14 баллов      оценка «4»
13-10 баллов      оценка «3»
Но я думаю, что мы не будем спешить выставлять оценки за урок и добавим еще и те баллы, которые вы набрали во время снегопада.
VI Домашнее задание
На желтых листах  записано домашнее задание, которое вы должны выполнить к следующему уроку. Каждый выбирает себе задание на ту оценку, которая его устраивает.
Задание на «3». Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций, укажите типы химических реакций(табл. 1).
Таблица 1
Уравнение реакции
Тип химической реакции
а) Al + O2 —> Al2O3
Реакция……………..
б) MnO2 + H2 —> Mn + H2O
Реакция……………..
в) H2O2 —> H2 + O2
Реакция……………..
г) HNO3 + Fe(OH)3 —> Fe(NO3)3 + H2O
Реакция……………..
Задание на «4». Допишите уравнения реакций, расставьте коэффициенты, укажите типы химических реакций (табл. 2).
Таблица 2
Уравнение реакции
Тип химической реакции
а) AgI —>………..
Реакция……………..
б) MgO + H2SO4 —>………..
Реакция……………..
в) Al + HCl —>………..
Реакция……………..
г) Na + Cl2 —>………..
Реакция……………..
Задание на «5». Допишите практически осуществимые уравнения реакций, расставьте коэффициенты, укажите типы химических реакций (табл. 3).
Таблица 3
Уравнение реакции
Тип химической реакции
а) HNO3 + Mg (OH) 2 —> ……….....
Реакция……………..
б) FeCl3 + Zn —>………..
Реакция……………..
в) CH4 —>………..
Реакция……………..
г) KOH + Ca (OH) 2 —> ……….....
Реакция……………..
д) Ba + O2 —>………..
Реакция……………..
 VII. Подведение итогов
 Сегодня на уроке мы систематизировали ваши знания по теме «Типы химических реакций». И я думаю, что в дальнейшем вам не составит труда запись химических реакций с помощью уравнений, получать одни вещества из других, решать задачи.
Спасибо вам за хорошую, плодотворную и интересную работу.
И чтобы узнать ваше мнение о сегодняшнем уроке, я прошу вас заполнить анкеты, лежащие на ваших столах.
 

 
А н к е т а  д л я  у ч е н и к о в
 
Ответь, пожалуйста, на нижеперечисленные вопросы. Постарайся, чтобы твои ответы были искренними, честными.

 
Я умею
Я затрудняюсь
Составлять формулы веществ
 
 
Определять типы химических реакций
 
 
Составлять схемы химических реакций
 
 
Расставлять коэффициенты
 
 

 
Спасибо за сотрудничество!
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Маршрутный лист учащегося
Задание для пассажирского поезда. Запишите формулы веществ в соответствующие столбцы таблицы: H2, Na2S, Al, CuCl2, Mg, KI, S, Ca(OH) 2, O3, FeBr3         
                                                             Таблица 1
Простые вещества
Сложные вещества
   …………………..
…………………..
…………………..
…………………..
…………………..
…………………..
…………………..
…………………..
…………………..
…………………..
                                                         
Задание для скорого поезда. Запишите формулы веществ в соответствующие столбцы таблицы: P2O5, I2, HNO3, Ca(OH)2, Na2O, K2SO4, Fe, H3PO4, N2, Na2SiO3, LiOH, Cu (табл. 2).
Таблица 2
Простые вещества
Сложные вещества
металлы
неметаллы
оксиды
основания
кислоты
соли
………
 
 
………
………
………
………
………
                                                                                                         Подсчет баллов___________
1-й э т а п «Шифровка»
 
Задание. В левой части листа записаны уравнения химических реакций, в правой – беспорядочно расставлены точки с цифрами; каждой цифре соответствует сумма коэффициентов в написанных в левом столбце уравнениях реакций. Ваша задача: расшифровать замаскированный химический элемент. Для этого необходимо по порядку уравнивать химические реакции, подсчитывать сумму коэффициентов в уравнении, находить соответствующие точки и последовательно с помощью карандаша соединять их друг с другом. Если вы правильно выполните задание, то узнаете, какой химический элемент спрятался за цифрами.
 
                                                      Подсчет баллов___________________
 
2-й э т а п «Угадай слово»
Задание. К какому типу химических реакций нужно отнести уравнения, приведенные в таблице «Угадай слово»? Необходимо определить тип химической реакции, найти соответствующую букву, из букв сложить слово                                     Таблица 3
«Угадай слово»
Уравнения реакций
Типы химических реакций
соединения
разложения
замещения
обмена
Mg + 2HCl = MgCl2 + H2
Б
В
П
З
2Fe(OH) 3 = Fe2O3 + 3H2O
Г
И
К
Д
2Ca + O2 = 2CaO
С
Ж
Е
Ф
K3PO4 + 3AgNO3 = Ag3PO4 + 3KNO3
Н
У
Т
Ь
2HgO = 2Hg + O2
А
М
Р
П
Br2 + 2KI = 2KBr + I2
Ш
Л
О
И
 
                                                                                         Подсчет баллов__________________          
                                                                                                                   .                                  
3-й э т а п «Письмо»
Это письмо от одного из восьмиклассников. Вот что он нам пишет:
Недавно я познакомился с одним из типов химических реакций – реакциями обмена. Несмотря на мои обширные познания в области химических наук, у меня возникла проблема – в моем распоряжении есть следующие реактивы: растворы серной кислоты, карбоната натрия, хлорида магния, гидроксида натрия. Все эти вещества сложные и, следовательно, они должны вступать в реакции обмена, но на практике оказалось, что не все они между собой взаимодействуют или… взаимодействуют, но я ничего не наблюдал. Почему? Чего я не учел? Помогите мне, пожалуйста, разрешить эту проблему. Буду вам премного благодарен.
Вместе с письмом высылаю вам все перечисленные реактивы».
Задание. С реактивами, полученными от восьмиклассника, проведем лабораторные опыты.  Помните о правилах техники безопасности при выполнении лабораторных опытов – пробирки и вещества держите на середине стола, не допускайте попадания их на руки и в глаза, работайте аккуратно, берите небольшое количество веществ.
                                                                                                                             Таблица 4
Признаки реакций
Уравнения реакций
Выделение газа
H2SO4 + Na2CO3 —> ..........
Выделение осадка
Na2CO3 + MgCl2 —> ..........
 
NaOH + H2SO4 —> ..........
                                                                                         Подсчет баллов________________
4-й э т а п «Химический букет»
 Задание. Из химических цветов собрать соответствующие букеты химических реакций  
                                                                                         Подсчет баллов__________________                                                  
5-й э т а п «Химический снегопад»
На снежинках разного цвета написаны задания разной степени трудности. Вы должны выбрать для себя задания по силам и на оценку, которая вас устраивает.
Задание на «3» «Желтая снежинка». Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций, укажите типы химических реакций
Таблица 6
Уравнение реакции
Тип химической реакции
а)    Al +    Cr2O3 —>    Al2O3 +   Cr
 
б)    Li +    N2 —>    Li3N
 
в)    K2S +    CuCl2 —>   CuS+    KCl
 
г)   N2O —>    N2 +    O2
 
Задание на «4» «Голубая снежинка».Допишите уравнения реакций, расставьте коэффициенты, укажите типы химических реакций                                                  Таблица 7
Уравнение реакции
Тип химической реакции
а)    Ca +    Cl2 —> ..........
 
б)    HNO3 +    Cu(OH) 2 —> .......... +........
 
в)    Mg +    TiCl4 —> .......... +........
 
г)    AgBr —> ........ +........
 
Задание на «5» «Белая снежинка». Допишите уравнения реакций, расставьте коэффициенты, укажите типы химических реакций                                                  Таблица 8
Уравнение реакции
Тип химической реакции
а)    Mg +    O2 —> .................................................
 
б)    Fe3O4 +    Al —> .............................................
 
в)    Ba(OH)2 +    H2SO4 —> .................................
 
г)    H2O —> ............................................................
 
 
 
Общая сумма баллов________________________________
 
 Домашнее задание
На желтых листах  записано домашнее задание, которое вы должны выполнить к следующему уроку. Каждый выбирает себе задание на ту оценку, которая его устраивает.
Задание на «3». Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций, укажите типы химических реакций(табл. 1).
Таблица 1
Уравнение реакции
Тип химической реакции
а) Al + O2 —> Al2O3
Реакция……………..
б) MnO2 + H2 —> Mn + H2O
Реакция……………..
в) H2O2 —> H2 + O2
Реакция……………..
г) HNO3 + Fe(OH)3 —> Fe(NO3)3 + H2O
Реакция……………..
Задание на «4». Допишите уравнения реакций, расставьте коэффициенты, укажите типы химических реакций (табл. 2).
Таблица 2
Уравнение реакции
Тип химической реакции
а) AgI —>………..
Реакция……………..
б) MgO + H2SO4 —>………..
Реакция……………..
в) Al + HCl —>………..
Реакция……………..
г) Na + Cl2 —>………..
Реакция……………..
Задание на «5». Допишите практически осуществимые уравнения реакций, расставьте коэффициенты, укажите типы химических реакций (табл. 3).
Таблица 3
Уравнение реакции
Тип химической реакции
а) HNO3 + Mg (OH) 2 —> ……….....
Реакция……………..
б) FeCl3 + Zn —>………..
Реакция……………..
в) CH4 —>………..
Реакция……………..
г) KOH + Ca (OH) 2 —> ……….....
Реакция……………..
д) Ba + O2 —>………..
Реакция……………..
 
 
 
А н к е т а  д л я  у ч е н и к о в
 
Ответь, пожалуйста, на нижеперечисленные вопросы. Постарайся, чтобы твои ответы были искренними и честными. Используй обозначения : + -

 
Я умею
Я затрудняюсь
Составлять формулы веществ
 
 
Определять типы химических реакций
 
 
Составлять схемы химических реакций
 
 
Расставлять коэффициенты
 
 

 
 
 

 


»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн