Используемые учебники и учебные пособия:
Смирнова И. В.
МОУ Прогимназия №63
г. Мурманска
Краеведческая направленность творческих работ на уроках литературного чтения.
На свете всё не бесконечно -
От океана до ручья,
Но если что-то в мире вечно,
То это – Родина моя.
(Е. Евтушенко)
Невозможно полюбить Отечество, не зная ничего о «малой родине», её истории, природе, укладе жизни и традициях населения. Творческие работы помогают ребёнку «раскрыться», проявить индивидуальность.
Все творческие работы я разделила на 6 блоков:
1.Жанры устного творчества
2.Драматизация
3.Иллюстрирование
4.Занимательный материал
5.Сочинения
6.Проекты
1.Жанры устного творчества
· загадки
· сказки
· стихи
Сначала я познакомила детей с фольклором жителей Терского берега Белого моря, затем с творчеством саамов.
С ребятами выяснили принципы построения загадок, увидели эти принципы в знакомых загадках. Затем проходит работа в группах, где каждая группа получает картинку с изображением предмета (остальные ребята картинку не видят) и задание : составить загадку по определённому принципу.
1 гр. – гриб (сравнение)
2 гр. – бабочка (автобиография)
3 гр. – ветер (сравнение)
На выполнение задания 5 -7 минут.
Вот что получилось:
Сначала я песчинка
потом я как икринка
Потом я превращаюсь в пушистого червячка,
в листике укрылась
красавицей появилась.
Маленький, съедобный,
со шляпкой на 1 ножке, похожий на зонтик.
Ребята обратили внимание, что круг загадок саамов и поморов очень широк: предметы быта, явления природы, домашние животные. Вот и мы решили составить загадки о нашем Мурманском крае : животном и растительном мире, явлениях природы, используя изученные принципы.
На каждом уроке мы проводим «минутки творчества», на которых ребята читают загадки, стихи, сказки, собственного сочинения.
Сказки.
Начинаем знакомство со сказок Терского берега, а только потом с саамскими. Дети сразу отмечают сходство поморских сказок с русскими, со сказками А. С. Пушкина, П. Ершова, зарубежными. Так в сказке «Пульница - слинница» ребята увидели знакомый сюжет четырёх сказок, «Котя, котя» - сюжет р.н. сказки «Кот и Петух», «Птичка Железный Нос, Деревянный Хвост» - сюжет сказок «Горшок каши.» Находим сказочные предметы, анализируем.Для индивидуального творчества определяем, 3 -4 сказочные приметы. На основании этого придумываем свою сказку. Стихи. Что касается стихов , то я не ставлю своей задачей научить детей писать стихи. Если чувства переполняют душу и находятся слова, выражающие любовь к родным местам, пробуйте, - говорю я ребятам.
Вот эти стихи:
Мой любимый город Мурманск,
Краше нет тебя на свете!
Если даже уезжаю я на лето отдыхать,
По тебе всегда скучаю,
Сердце просится назад.
(Совместное творчество ученицы и мамы).
2.Драматизация – очень любима детьми, т.к. близка связь с игрой.
Предлагаю ребятам такие задания:
1. чтение по ролям с присутствием или отсутствием слов автора.
2. постановка групповых картин
Эту работу я начала в 1 классе. Сначала это были хорошо известные детям русские народные сказки такие как «Колобок», «Теремок». Во 2 классе, когда детально стали знакомиться с саамскими сказками и сказками Терского берега, то за основу постановки брали понравившуюся сказку. Этот вид детям помогает раскрыть содержание сказки, глубже понять её смысл. Участвуя в постановке наших северных сказок и наблюдая за ней, дети учатся разбираться в поведении и поступках героев, их мотивах. А личное участие помогает почувствовать красоту добра, осудить зло. Всегда, каждая постановка сказки или её отрывка вызывает только положительные эмоции и аплодисменты благодарных зрителей. С каждым разом в душе ребёнка накапливаются радостные моменты. У ребят возникает желание прочитать следующую сказку или предложить для постановки новую.
В качестве примера:
Сказка «Котя, котя» - кукольная постановка
Сказка «Мышкин Кораблик » - групповая постановка.
3. Иллюстрирование – самый простой, доступный, всегда любимый вид детского творчества. Именно краеведческая направленность иллюстрирования даёт ученикам почувствовать себя значимой частичкой родного края.
Предлагаю детям следующие задания:
1. проиллюстрировать любимый сюжет сказки (как прочитанной, услышанной, так и придуманной самим учеником), к загадке или быличке.
2. рисунок к просмотренному спектаклю (после посещения «Саамской сказки» в театре кукол). Ученики моего класса принимают участие в конкурсе рисунков театра кукол. Одна лучшая работа была выставлена в фойе театра.
3. создание книжки – раскладушки «Традиции города Мурманска».
Универсальность книги в том, что незнакомые нам традиции (не видим «вживую» или только по ТВ) включаем тогда, когда в классе появится непосредственный участник или очевидец городского мероприятия («День рыбака», «День славянской письменности»).
3. Занимательный материал:
· Ребусы
· Кроссворды
В целях развития личности ребёнка, расширение его кругозора о родном крае включаю занимательные задания на основе, краеведческого материала в 1 классе в содержание уроков ОГ во 2 классе в уроки литературного чтения.
4. Сочинения.
Письменная речь – самый сложный вид речевой деятельности. В сочинениях дети делятся своими мыслями, рассказывают о каком – то событии по – своему, передав свои настроения, чувства.
Темы:
1. Путевые заметки (по итогам поездки по области)
2. Путешествие в историю края.
3. Сочинение по итогам поездки в Краеведческий музей.
4. Сочинение по итогам экскурсии в природу.
5. Страничка энциклопедии (о животном или растении края).
6. Письмо Деду Морозу.
5. Проекты.
Наиболее эффективными на мой взгляд являются:
· творческие проекты
· информационные
Примеры творческого проекта «Вот какая ёлка»
Информационного «Книга памяти» (Защитникам Заполярья
посвящается)
Использование краеведческого материала на уроках литературного чтения вначальной школе даёт возможность сделать следующий вывод.
Глубокое знание истории своего города, особенностей родной природы и литературного наследия края, позволяет детям любить свою малую родину осознанно, способствует воспитанию патриотических чувств.