Муниципальное общеобразовательное учреждение
Аксеновская средняя общеобразовательная школа
Гусь-Хрустального района Владимирской области
Малые реки Мещерского края. Река Сентур
полнили:
Русакова Галина учащаяся 7 класса
Аношкина Кристина учащаяся 8 класса
Уварова Светлана учащаяся 9 класса
Руководители:
Гайтанова Н.Н. учитель экологии и географии
Крылова Т.В. учитель химии и биологии
Русакова С.Л. учитель физики.
Д.Аксеново
- 2007 –
Оглавление
|
|
стр
|
1
|
Введение.
|
2
|
|
Цели и задачи исследования
|
3
|
2
|
Культурно-историческая справка.
|
4
|
3
|
Описание маршрута.
|
5
|
|
Географическое положение реки Сентур
|
5
|
4
|
Исследование состава слагающих пород. Исследование просачиваемости воды через различные виды почв.
|
5
|
5
|
Биологическая оценка состояния водоема.
|
6-7
|
6
|
Определение геометрических и физических параметров реки.
|
8-9
|
7
|
Комплексно-экологическая характеристика водоема.
|
10
|
8
|
Рекомендации по бережному отношению к водным ресурсам.
|
10
|
9
|
Заключение.
|
11
|
10
|
Список используемой литературы.
|
11
|
11
|
Приложения
|
|
|
|
|
|
|
|
Введение.
Вода занимает ¾ поверхности Земного шара. На глобусе и карте мира она обозначена голубым цветом. Весь земной шар окутывает сплошной оболочкой толстый слой атмосферы. В атмосфере находится много воды в виде пара, облаков, туч. Вода есть в почве, под почвой есть грунтовые воды. У Северного и Южного полюсов находятся огромные скопления льда. Это тоже вода. Вода находится всюду. Она может быть жидкой, в виде льда или пара.
К уникальным свойствам воды следует отнести то, что:
· принимая различные формы или состояния, вода неуничтожима в отличие от других ресурсов земли;
· её максимальная плотность при температуре +40 С исключает возможность глубокого промерзания водоемов;
· за счет способности поглощать тепло (теплоемкости) вода обладает значительной теплопроводностью;
· она способна переходить в связанное или рассредоточенное состояние, при этом изменять свою подвижность, плотность, температуру замерзания, поверхностное натяжение, что крайне важно для протекания процессов в природных и биологических системах;
· вода - универсальный растворитель, поэтому не только в природе, но и в лабораторных условиях идеально чистой воды нет.
Растения не могут жить без воды. Вода входит в состав почвы. Влажность почвы легко обнаружить даже наощупь. Вода находится внутри клеток растений. Очень много воды поглощают корни растений из почвы во время роста. В листьях на свету из воды и углекислого газа образуется крахмал. Этот процесс называется фотосинтезом, при этом образуется кислород. Вода испаряется с листьев растений, листья охлаждаются, и растения не перегреваются в жаркую погоду.
Всем животным также необходима вода для существования. Это среда обитания многих животных, например рыб. Жизнь таких птиц, как утки, гуси, лебеди, пингвины во многом связана с водой (питаются рыбой, строят гнезда в воде).
Содержание вводной статьей показывает, что вода является источником жизни на земле. Изучение воды это комплексная проблема, которую можно решать, используя знания по различным школьным предметам.
С ростом городов, строительством фабрик и заводов, увеличением населения воды потребляется все больше и больше. Она год от года загрязняется. Неудержимым потоком в реки Земного шара сбрасываются промышленные и канализационные отходы, смываются с полей ядохимикаты. Некоторые реки превратились в сточные канавы.
Вода – это жизнь. Человек не может жить без неё, поэтому заботу о восстановлении и поддержании водных ресурсов планеты он должен взять на себя. Каждый из нас может принять участие в этом процессе. Чтобы охранять объект, надо его сначала изучить, поэтому мы стали участниками проекта «Изучим экологию малых рек.»
Цель: изучение памятника природы – малой реки Сентур.
Задачи:
· изучение географического положения района исследований;
· составление комплексной экологической характеристики водоема, которая включает: физические и биологические результаты исследований;
· составление краткой культурно-исторической справки о малых реках Гусь-Хрустального района;
· создание системы рекомендаций по бережному отношению к водным ресурсам.
Культурно-историческая справка.
В настоящее время для нашего Мещерского края характерно такое социальное явление, как исчезновение малых деревень. Эта тенденция характерна и для малых рек нашего края. Малые реки – памятники природы. Мы провели исследование малой реки СЕНТУР, которая находится в окрестности нашей деревни Аксеново Гусь-Хрустального района Владимирской области. Река имеет необычное название - СЕНТУР. Такими загадочными названиями в Мещере называются и многие другие малые реки.
По свидетельству источников, славянские переселенцы – колонизаторы двигались в бассейны рек Оки и Клязьмы не массами, а отдельными дворами. В лесной глуши вырастал один, два, максимум три двора. Коренные жители постепенно растворялись в среде более культурных пришельцев. Славяне, жившие еще родовым строем, завоевали землю не мечом, а сохой , тем самым сохраняя, живя бок о бок с коренными жителями, культуру, быт и донесли в целостности до наших дней непонятные нам финно- угорские слова. Вслушайтесь в произношение названия притоков, впадающих в речки Гусь и Колпь - Ниндур, Бандур, СЕНТУР, Кикур и другие – все взяты из одного лексикона.
Еще с издавна малые реки имели большое значение для местного населения. Принято считать, что реки в доисторическое время и эпоху раннего средневековья, да и в наше время, в основном использовались как транспортные артерии и места рыбной ловли. До революции 1917 года, по реке Сентур ходили баржи от поселка Красный Октябрь до деревни Савиково, так как в этих населенных пунктах находились небольшие стекольные заводы. Стеклозавод около деревни Савиково принадлежал купцу Громову. После революции купец был сослан в Сибирь и дальше судьба его и семьи неизвестна. Завод был разграблен и разрушен. В настоящее время это место поросло травой, и от завода остались только холмы. На берегу реки можно найти многочисленные стеклянные осколки, красивые стеклянные камни. Это место так и называется «Громовская» /Приложение №1/. Здесь группа учащихся проводила ряд экспериментов по исследованию водоема.
Описание маршрута.
Исследования реки Сентур проводились в районе местечка «Громовская». Именно здесь находится одна из остановок школьной экологической тропы «Родники». Выйдя на местность, группа учащихся продвигалась по маршруту Школа - Остановка «Громовская». Продвигаясь по маршруту, учащиеся внимательно запоминали и фиксировали природные объекты – кустарники, деревья, шоссе, луг, проселочная дорога, овраг, близ лежащие населенные пункты – д. Савиково, д. Бараново. Шагами измерили расстояние от школы до остановки №1 «Громовская»- 300 метров.
На основе визуальных наблюдений была составлена примерная план- схема маршрута – Школа – Остановка «Громовская» /Приложение №2/
Географическое положение реки Сентур.
Река Сентур является притоком реки Гусь. Изучая физическую карту Гусь-Хрустального района, выяснили, что исток находится в окрестности п. Красный Октябрь и в районе д. Уляхино впадает в реку Гусь. Большая протяженность реки приходится на окрестности деревень Бараново и Савиково /Приложение №3/.
Исследование состава слагающих пород.
Выполняли по методике определения механического состава слагающих пород. Выкопали яму размером 50х50, 0,5 метра глубиной /Приложение №4/. Для определения состава пород, берем щепотку почвы в ладони и растираем. Проба растирается легко, но при этом на руке чувствуется незначительное количество мягких пылевато-глинистых частиц. Затем почву увлажнили и скатывали в шарик. Из песка шарик скатать нам не удалось.
Вывод: данная почва относится к СУПЕСИ, т.к легко рассыпается / шарик не скатывается/, шнур также скатать не удалось .
Исследование просачиваемости воды через различные виды почв.
Одной из причин обмеления рек является увеличение просачиваемости воды через почву, так как меняется ее состав (она становится песчаной).
Чтобы исследовать просачиваемость воды через различные виды почв провели следующий эксперимент, взяли песок и глину. В одну воронку положили глину, в другую песок. В обе воронки налили одинаковое количество воды. Из воронки, где был песок, вся вода вытекла в стакан, из другой же воронки воды вытекло мало.
Вывод: песок обладает хорошей просачиваемостью воды.
Биологическая оценка состояния малой реки –Сентур.
Способ биологической оценки состояния пресного водоема –реки Сентур основан на наблюдениях за живыми организмами, которые обладают различной чувствительностью к качеству воды, поэтому по разнообразию живущих в водоеме организмов можно судить о его состоянии, степени загрязненности. Этот способ оценки природной среды называется БИОИНДИКАЦИЕЙ. Работа проходила в несколько этапов.
1 этап - отлавливание водных организмов. Для отлова брали сачок и специальную банку. Сачок изготовили сами /диаметр 30 см/. Отлов производили способом – погрузив сачок в воду против течения реки описывали в воде восьмерки. Улов встряхивали в чашку. Донный грунт брали с помощью консервной банки с диаметром 10 см, предварительно сделали отверстия в дне для слива воды. Такую банку вкрутили днищем вверх в мягкий донный грунт на глубину 10 см, после чего аккуратно перевернули и вытащили на берег. Вынутый грунт промыли. Дальше использовали сито. Перевернув банку, грунт перенесли в сито, затем наполовину погрузили в воду и аккуратно встряхивали дол тех пор, пока вода в сите не станет прозрачной. Оставшихся животных поместили в стеклянную чашку. Так сделали 5 проб и приступили к определению /Приложение №5/.
2 этап – определение видовой принадлежности водного организма. Для этого рассмотрели весь находящийся в чашке улов. Животных аккуратно вынимаем пинцетом и сажаем в разные маленькие чистые баночки. Так легче сосчитать и не потерять что-нибудь из улова. Все живые организмы, оставшиеся в большой чашке, вернули в реку. Для определения видовой принадлежности водного организма воспользовались материалами британского проекта
RIVErWatch Приложение №6/.
Результаты исследования: в реке обнаружены – личинка мухи- журчалки, личинка вислокрылки, водные брюхоногие моллюски, личинка - комара звонца, личинка ручейника в домике.
3 этап - оценка состояние водоема малой реки Сентур – МЕТОДОМ определения состояния пресного водоема пресного водоема в проекте RiverWatch .Этот метод основан на различной чувствительности организмов к качеству воды . В этом методе вода в зависимости от качества делится на 5 категорий : отличное , хорошее, нормальное, плохое и очень плохое.
Результаты исследования : согласно этого метода в реке Сентур качество воды ближе к НОРМАЛЬНОМУ /присутствуют личинки поденки плавающей, личинки комара- звонца, водные брюхоногие животные, личинки мухи-журчалки, личинки вислокрылки.
Вывод: по результатам исследования КРИТЕРИЯ биологической оценки пресноводной реки СЕНТУР – выявлены и названы виды животных, обитающих в реке, на основе чего было определено состояние пресного водоема – оно соответствует НОРМАЛЬНОМУ. Исследования проводились по вышеуказанным методам. Они просты и вполне применимы в Центральном регионе России, в т.ч и Владимирской области Гусь-Хрустальном районе. Их точность невысокая.
Но главное, с помощью такого исследования можно проследить по годам как приблизительно меняется состояния пресноводного водоема. Это познавательная и воспитательная, в том числе и природоохранная работа для детей и взрослых.
Определение физических и геометрических параметров реки Сентур.
Определение ширины и глубины реки.
Так как река не широкая, для определения ширины реки использовали шнур с грузом. К одному концу шнура привязали гирю и перебросили через реку. Тем самым определили ширину реки. Глубину определяли с помощью метрового шеста.
Результаты измерений.
Замер №1
Расстояние от берега (м)
|
0
|
0,5
|
1
|
1,5
|
2
|
2,5
|
3
|
Глубина (м)
|
0,0
|
0,25
|
0,40
|
0,57
|
0,57
|
0,30
|
0,0
|
Средняя глубина реки Сентур в октябре месяце.
hср=(h1+h2+h3+h4+h5+h6+h7)/7
hср= (0,0+0,25+0,40+0,57+0,57+0,30+0,0)/7=0,42 (м)
Площадь сечения S=hср l, S=0,42 3=1,26 м2
Замер №2
Расстояние от берега (м)
|
0
|
0,5
|
1
|
1,5
|
2
|
Глубина (м)
|
0,0
|
0,33
|
0,40
|
0,30
|
0,0
|
Средняя глубина реки Сентур в октябре месяце.
hср=(h1+h2+h3+h4+h5)/5
hср= (0,0+0,33+0,40+0,30+0,0)/5=0,34 (м)
Площадь сечения S=hср l, S=0,34 2=0,68 м2
Замер №3
Расстояние от берега (м)
|
0
|
0,5
|
1
|
Глубина (м)
|
0
|
0,45
|
0
|
Средняя глубина реки Сентур в октябре месяце.
hср=(h1+h2+h37)/3
hср= (0,0+0,45+0,0)/3=0,45 (м)
Площадь сечения S=hср l, S=0,45 1=0,45 м2
Определение скорости течения реки.
Скорость течения реки Сентур определили с помощью поплавков из кружков сухого дерева. По всей ширине реки забросили поплавки и измерили пройденный путь, промежуток времени.
Замер №1
Vср=l/t. Vср=20 м / 21 с= 0,95 м/с
Замер №2
Vср=l/t. Vср=20 м / 12 с= 1,67 м/с
Замер №3
Vср=l/t. Vср=20 м / 7 с= 2,86 м/с
Определение расхода воды.
Замер №1
Q=vср S, Q=0,95 м/с 1,26м2= 1,197 м3/с
Замер №2
Q=vср S, Q=1,67 м/с 0,68м2= 1,136 м3/с
Замер №3
Q=vср S, Q= 2,86м/с 0,45м2= 1,287 м3/с
Вывод: водный поток в данной реке во всех местах одинаковый.
1,197 м3/с ≈ 1.136 м3/с ≈ 1.287 м3/с.
Сравнивая среднюю скорость течения реки и ширину реки, можно сделать вывод: чем шире русло реки, тем меньше скорость течения воды и наоборот.
Комплексная экологическая характеристика реки СЕНТУР:
1. По результатам физико-геометрических исследований реки, можно отнести данный водный объект к МАЛЫМ рекам нашего региона: немноговодная, спокойная.
2. Исследование состава слагающих пород доказывает, что почвы по берегам реки Сентур - супесь – водопроницаемые .
3. Результаты биологического исследования данного водного объекта доказывают, что качество воды в реке Сентур близко к НОРМАЛЬНОМУ /довольно богатый животный мир/.
Приложения 7 и 8.
Рекомендации по бережному отношению к водным ресурсам, в том числе к малым рекам нашего региона:
1. Рекомендовать сократить вырубку лесов по берегам рек до минимума.
2. Не допускать сброса промышленных /стеклозавод Красный Октябрь/ и канализационных отходов в реки.
3. Запретить мойку автомашин в пределах рек.
4. Пропагандировать культуру поведения во время отдыха на берегу водоемов среди населения.
Заключение:
В ходе межпредметного исследования малой реки Сентур у нас появился большой интерес к проблемам экологии малых рек Мещерского края, где теоретические знания по естественно-математическим предметам мы смогли применить на практике.
Малые реки являются природным богатством. Использовать эти богатства нужно правильно и разумно. Планируем вести разъяснительно - пропагандистскую работу среди местного населения.
Бедная речка засорена вся.
Чистого места здесь нет!
Кто-то машину помоет,
А кто-то срубит леса.
В таком беспорядке находится
Река уж много-много лет.
Чуть не превратилась она в
Топкое болото.
Но к счастью! Есть ребята
Помощники природы.
Очистили реку. Это что-то!
На пеньках растут опята.
Птицы звонко песню запевают.
А наша малая река
Смеется и играет!
Берегите малые реки
На нашей зеленой планете!
Русакова Галя.
Список литературы.
1. С. Фролкин Есть в Мещерской глубинке район… Г-Х.,2006
2. Н. Гайтанова География Гусь-Хрустального района Г-Х.,2006
3. С. Дежникова Школьный экологический календарь М. Просвещение. 2003.
4. Н. Дежникова Экологический практикум: Проекты, поиски, находки. - М.,2001
|