Официальный сайт filipoc 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



О безотметочном обучении в начальной школе при введении стандартов второго поколения

Фото пользователя Татьяна Вячеславовна Николаева
Размещено: Татьяна Вячеславовна Николаева - ср, 28/04/2010 - 19:17

                      О безотметочном обучении в начальной школе при введении стандартов второго поколения
Николаева Т.В. – обсуждение
на МО учителей начальных классов
МАОУ СОШ № 2 г. Боровичи

 В начальной школе уже практикуется безотметочное обучение. Концепция модернизации образования предполагает расширение этой практики. Мне кажется, что необходимо разделить теоретическое обоснование безотметочного обучения и практику его применения. Существует большое число аргументов, убедительно показывающих недостатки, присущие существующей пятибалльной системе оценки. Абсолютная количественная шкала предназначена для сравнения достижений ученика с некоторым обязательным набором знаний и умений, которыми он должен обладать в результате обучения. Эта шкала может надежно выполнять свои функции только при наличии объективных критериев и объективных средств диагностики овладения учеником заданными умениями. В настоящее время такие критерии и средства диагностики ещё не созданы. В результате оценки, выставляемые разными учителями нельзя сравнивать между собой.
  Вызывает нарекания и процедура оценивания. Серьёзными недостатками существующей системы контроля являются:
• нерегулярность (эпизодичность) обратной связи;
• неполный охват проверкой всего содержания обучения (выборочность проверки);
• отсутствие проверки самого процесса работы ученика (проверяется в основном конечный результат);
• недостаточная вовлечённость самих учащихся в самоконтроль (слабость внутренней обратной связи)" (Дидактика средней школы, 1982,с.78).
Кроме этого, с помощью существующих сейчас средств диагностики невозможно оценивать интеллектуальное развитие учащихся, формирование когнитивных и коммуникативных умений, изучать ценностные ориентации.
  Таким образом, применяемая сейчас система оценивания далека от совершенства. Её сохранение связано лишь с укоренившимися традициями и привычками. Она далеко не всегда выполняет мотивирующую и стимулирующую функцию.
Может ли безотметочное обучение быть более эффективным? Не следует путать безотметочное обучение с бесконтрольным. Я полностью согласна со следующим высказыванием В.В. Гузеева: ": с точки зрения науки управления никакой кибернетический процесс не может быть регулируемым без обратной связи и оценки. Все сторонники "безоценочного обучения" немного лукавят. На самом деле они ратуют за переход от количественных шкал к дескриптивным - и только!" (Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2000, с. 73). Речь может идти не об отмене контроля за ходом учебного процесса, а об изменении способов его осуществления. В настоящее время применяются несколько способов оценивания деятельности учащихся, исключающие балльную отметку.
  Таким образом, введение безотметочного обучения не означает отсутствие контроля и прекращение слежения за деятельностью и успехами учащихся. Речь идёт лишь о построении системы, которая позволила бы учитывать более разнообразные эффекты обучения и стимулировать личностный рост каждого ученика.
С учетом принятого подхода к стандарту как общественному договору, реализуемому в системе вариативного образования, оценка становится одним из ведущих элементов всей конструкции стандарта.
Именно оценка начинает выполнять функцию обратной связи и регулирующего (управляющего) элемента системы, в значительной мере способствующего поддержанию единства всей системы образования. Более того, система оценивания перерастает узкие рамки модели контроля качества образования и становится принципиально необходимым элементом модели обеспечения качества образования. К функциям системы оценивания должна быть добавлена функция ориентации образовательного процесса на реализацию и достижение планируемых результатов обучения, воспитания и развития, т. е. та функция, которая традиционно выполнялась учебными планами, программами, учебниками и поурочными разработками.
Это, в свою очередь, определяет ряд особенностей системы оценивания.
1. Система оценки результатов освоения образовательных программ, по определению, может быть реализована только посредством изучения образовательных результатов, демонстрируемых учащимися. Однако разделение ответственности между субъектами образовательного процесса за достижение результатов образования, определяемых требованиями стандартов, предполагает использование как персонифицированных (как правило, аттестационных), так и неперсонифицированных (как правило, мониторинговых) процедур оценки.
2. Система оценивания, формируемая в рамках модели обеспечения качества образования, предполагает использование, наряду с внутренней оценкой педагога и школы, системы внешних оценок, которые наиболее целесообразно использовать на этапе итоговой аттестации, а также в процессе аттестации образовательных учреждений. Соотношение внутренней и внешней оценки в итоговой оценке может различаться на разных ступенях обучения.
3. Обеспечение качества образования посредством системы оценивания означает, что как внешняя, так и внутренняя оценка должна строиться на критериальной основе, адекватно отражающей основные требования стандарта к результатам образования на данной ступени обучения.
4. Ориентация стандарта на деятельностный подход, на формирование обобщенных способов деятельности превращает процедуру оценивания в важнейшее условие формирования контрольно-оценочной деятельности учащихся. Это, в свою очередь, требует включения в содержание образовательного процесса формирования таких элементов, как:
• навыки рефлексии,
• самоанализа, самоконтроля, самооценки,
• вовлечения в процесс оценивания процедур самооценки.
Формируемая модель оценки результатов освоения основных образовательных программ тем самым предполагает создание такой системы оценивания, которая бы естественным образом оказалась «встроенной» в образовательный процесс.
Главным условием успешности разработки является необходимость выражения требований в таких формах, которые понимались бы предельно однозначно всеми участниками образовательного процесса и по возможности не требовали бы дополнительных толкований.
Для достижения данной цели необходимо задать требования в предметно-деятельностной форме, а также подобрать (разработать) их таксономию, включающую только действия или деятельности, которые возможно зафиксировать, измерить и оценить.

 


»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Светлана Яковлева

На: О безотметочном обучении в начальной школе при введении стан


Здравствуйте, Татьяна Вячеславовна.

 Ключевой  компетенцией в условиях введения стандартов второго поколения   признана учебная самостоятельность. А существующая пятибалльная система оценивания не дает оценки учеником собственных действий. Сам учащийся не видит  над чем надо работать.. Результат сравнивается со среднестатистической нормой,  а  не с оценкой индивидуального результата ребенка.

По словам Ш.А.Амонашвили, впервые заговорившем о безотметочном обучении: «Для одних детей отметка Баба Яга, а для других - добрая фея». Безотметочная система оценивания является более щадящей прежде всего для школьников, чьи учебные достижения существенно ниже среднего.

 

Комментарий был изменен с момента создания (Светлана 053, вт, 15/06/2010 - 00:33).


Поиск

Loading

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн