«Формирование и развитие у школьников обобщенных умений и навыков при осуществлении межпредметных связей на уроках физики».
Константин Дмитриевич Ушинский сказал: «Голова, наполненная отрывочными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке, и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знания, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть только подписи, а в ящиках пусто», подчеркивая, насколько важно приводить знания в систему по мере их накопления.
Благодаря межпредметным связям школьных дисциплин естественно - математического цикла, наука престает перед учащимися не только как система знаний, но и как система методов.
Целью моей педагогической деятельности является формирование и развитие у школьников общеучебных умений, навыков и способов деятельности при осуществлении межпредметных связей на уроках физики.
Важным фактором для реализации межпредметных связей являются взаимные контакты учителей-предметников, обмен опытом и коллективное решение общих вопросов. С этой целью в нашей школе создано методическое объединение учителей предметов естественного цикла. Я руковожу этим объединением с 1997. Тема работы «Непрерывное экологическое образование и воспитание учащихся». Разработана и реализуется программа экологического воспитания учащихся во внеклассной работе. Организована школьная экологическая тропа, на которой проводятся наблюдения физического и другого содержания.
1. Формирование и развитие умения наблюдать и ставить эксперименты.
В процессе формирования экспериментальных умений предусматриваю следующую последовательность действий:
1. ознакомления с целью действия
2. ознакомление со структурой действия
3. демонстрация действия учителем
4. организация самостоятельного выполнения упражнений, требующих применение данного умения
5. использование умения выполнять данное действие при формировании более сложных умений.
Совместные действия учителей-предметников
· общий алгоритм проведения наблюдения или эксперимента,
· общие критерии к оцениванию и оформлению.
· Использование материала, рассказывающего о роли эксперимента в развитии науки с использованием богатого исторического материала.
· межпредметных уроков на тему «Основные методы научного познания окружающего мира».
Первые, фронтально выполненные учащимися наблюдения не являются вполне самостоятельными; они осуществляются при активном участии в них учителя, я не только формулирует цель наблюдения, но и показываю приемы наблюдений, обеспечивающие лучшую видимость объекта, более четкое его восприятие. Далее при формировании умения проводить наблюдения учащихся знакомлю с различными способами кодирования результатов:
в одних случаях это будет схема установки с конкретными словесными пояснениями;
в других -это будут зарисовки, изображающие отдельные наиболее характерные моменты в развитии явления или процесса. Так, при изучении явления кипения учащимся рекомендую с помощью рисунков изображать изменения, происходящие с пузырьками воздуха, находящиеся внутри жидкости, при нагревании ее от комнатной температуры до температуры кипения. Это ценная работа для развития наблюдательности учащихся.
в третьем случае – таблица сравнения разных проявлений одного и того же явления.
· Наглядным представлением зависимости между величинами, полученными в ходе эксперимента, является график. Для развития умений строить и читать графики функций укрепляю взаимосвязь уроков физики с уроками математики. При выполнении заданий по измерению значений физических величин предусматриваю задания на понимание принципа действия, умение определять предел измерения и погрешность, самостоятельно разбираться в инструкции к прибору. Производя измерение некоторых величин, например, влажности воздуха, выявляется соответствие гигиеническим нормам, последствия не соблюдения таких норм и как привести влажность воздуха в помещении в норму. Подбираю задания, где нужно измерить одну и туже величину разными приборами и выяснить отличие принципа действия одного прибора от другого, область его применения.
· Важным дополнением ко всем видам экспериментальных и практических работ является выполнение учащимися межпредметных опытов и наблюдений в домашних условиях.
Большую помощь в развитии умения вести наблюдения оказывает внеурочная работа с учащимися.
· Участие в акции всемирные Дни наблюдений птиц (составления обобщающих таблиц, сочинения).
· Домашнее задание на лето «Исследование погоды по народным приметам» Наблюдения за погодой и совпадением народных примет.
Наблюдения в природе сопровождаются такими вопросами, которые требуют не только воспроизведение наблюдаемого, но и объяснения:
· Наблюдая волны на поверхности воды - почему поверхность, загрязненная бензином, соляркой остается спокойной?
· Наблюдая за формой деревьев - почему в их форме проявляется симметрия конуса?
· Наблюдая за поваленными деревьями во время бури - как объяснить с помощью физических представлений, что в бурю ель легко вырывается с корнем, а у сосны скорее ломается ствол?
· В традиции школы – проведение краеведческих конференций «Физики Владимирского края», организована работа по сбору материала и оформлению альбома «Наука и техника, тебе – фронт!».
Можно обратить внимание на то, что совместно с развитием практических умений наблюдать и экспериментировать, развиваются такие умения как:
· Планирование своей деятельности и организация рабочего места (организационные умения)
· Оценивание полученных значений величин, в том числе и экологическая оценка, оценивание достоверности результатов, оценивание погрешностей, допущенных при выполнении экспериментальной работы (оценочные умения).
2. Умение работать с учебной и дополнительной литературой.
Образовательный стандарт по физике предусматривает развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей учащихся в процессе самостоятельного приобретения новых знаний.
Источники информации для получения новых знаний:
· Учебник
· Книги межпредметного содержания
· Инструкции к приборам
· Статьи из газет, журналов
· Энциклопедии, справочники
· Ресурсы Интернет.
Подбираю задания, в которых необходимо осуществить поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечь необходимую информацию из источников, созданных в различных знаковых системах, отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации.
Виды работы с текстом:
· Отвечать на вопросы после параграфа или предложенного текста;
· Находить в тексте отрывки, соответствующие иллюстративному материалу;
· Делить на отдельные смысловые части, выделять главное;
· Ставить вопросы к текстовому и иллюстративному материалу (умный вопрос – это добрая половина знаний);
· Использовать составленный план или вопросы для самоконтроля в качестве опорных пунктов для пересказа;
· Краткое конспектирование.
· Составление сравнительных характеристик изучаемых объектов;
· Осмысление логических связей внутри материала. Составление по прочитанному схемы: факт→теория→следствия→эксперимент (Отыщи всему начало и ты многое поймешь).
· Сравнивать и сопоставлять изложение одних и тех же вопросов в разных источниках.
· Ответы на вопросы обобщенного плана. Например: что надо знать о теории, что надо знать о законе, что надо знать о приборе и т.д. Они служат ориентировочной основой для овладения понятиями, законами, теориями не зависимо от того, на уроках по какому предмету они изучались. Например, при изучении закона по параграфу учебника можно поставить вопросы:
Между какими величинами данный закон выражает связь
Как формулируется закон
Как данный закон выражается математически
Какие опыты подтверждают справедливость закона
Применение закона в природе и технике
Границы применимости закона.
3. Формирование умения сравнивать и сопоставлять объекты.
Сравнение есть основа всякого понимания и всякого мышления. Хотя сравнение не объясняет явления. Оно помогает понять его сущность.
Курс физики содержит более 200 формул, различных типов. Для дополнительной работы с формулами включаю в свою практику задания типа: классифицировать физические формулы по видам математических зависимостей между величинами.
В разных учебных предметах используется такой вид сравнения как построение диаграмм. Впервые учащиеся встречаются с ним на уроках математики и информатики в 5 классе, часто встречаются диаграммы в учебнике географии. Диаграммы успешно можно использовать на уроках физики. Это наглядная и художественно – выразительная форма приема сравнения и сопоставления.
Например. При изучении темы «Сопротивление проводника» по результатам справочной таблицы вычерчивается диаграмма удельного сопротивления веществ и далее учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:
1. Разбейте вещества на группы: диэлектрики, полупроводники, проводники.
2. Какое самое большое и какое самое маленькое удельное сопротивление, у каких веществ?
3. Где можно применять вещества с большим и малым удельным сопротивлением?
4. Чем можно объяснить разное удельное сопротивление у веществ?
Использую прием сопоставления в форме таблиц, которые ярко выражается при сравнении качественных сторон явлений, признаков и свойств тел, процессов теорий. При объяснении нового материала путем сопоставления излагаю учебный материал, сравнивая его с ранее изученным. Для достижения большей эффективности усвоения нового материала в процессе объяснения совместно с учащимися составляются частные таблицы сопоставления и противопоставления, а затем (при закреплении) и объединенные, подводящие итог ранее изученному. Газовые законы – тема не сложна для восприятия учащимися, однако она усвоится лучше, если при закреплении дать учащимся возможность составить обобщающую таблицу, включающую основные характеристики законов. Это помогает учащимся и при подготовке к экзаменам и при решении задач, способствуя систематизации полученных знаний.
5. Формирование у учащихся умений решать задачи.
В целях формирования общих учебных умений и навыков при решении физических задач знакомлю учащихся с общими методами и подходами к анализу задачи, её решению и оформлению. Отражаю единство требований к решению задач по физике, математике, химии. При решении задач ставлю учащихся в ситуацию, где нужно произвести самоконтроль через: оценку ответа задачи на реальность; проверку правильности записи формул, формул по размерности; правильность осуществленных преобразований, вычислений и т. д. Успешно решать физические задачи без использования математических знаний невозможно. Подавляющее большинство физических задач требуют вычислений, составления и решения уравнений, анализа функциональной зависимости между физическими величинами Для более эффективного использования математических знаний при изучении физики в старших классах, на базе 9 класса провожу элективный курс «Математические вопросы в курсе физики». В данном курсе предусматривается обобщение и систематизация основных понятий школьного курса математики и их внедрение в физику.
Результативность
1. Анкетирование учащихся. После применения на уроке материала из других предметов, учащимся задается вопрос: «Нужно ли было на уроке использование данного материала?». 90% опрошенных учащихся отвечают, что нужно.
2. Отслеживается время, которое тратят учащиеся при подготовке домашнего задания. Если на уроке организовано повторение и применение знаний из других необходимых для данного урока школьных дисциплин, то время для изучения домашнего параграфа меньше, чем после урока, где необходимые знания не актуализировались.
3. Сравнение результатов умений учащихся, совместно сформированных на уроках физики, химии, биологии. В течение 10 и 11 класса по результатам выполнения лабораторных работ и наблюдений, подсчитывается среднее число учащихся, которые владеют или нет проверяемыми умениями (на примере одного класса). По итогам таблицы можно сделать вывод о положительной динамике в формировании необходимых экспериментальных умений.
4. Результативность итоговой аттестации учащихся по физике в 11классе.
Учащиеся ежегодно выбирают для прохождения итоговой аттестации в школе физику, при этом мотивируют свой выбор тем, что предмет интересен и нужен для продолжения образования. Учащиеся показывают на аттестации стабильно высокие знания, подтверждая годовую оценку по физике.
5. Участие школьников в районных олимпиадах. Учащиеся старшей школы проявляют активное желание участвовать в школьных, районных олимпиадах по физике и добиваются по своим результатам призовых мест.
6. Продолжение образования выпускниками.
7. Анализ результативности обучения естественным наукам для учащихся одного класса за два года обучения в старшей школе.
Вывод: наблюдаются хорошие результаты и положительная динамика обучения по естественно – математическим наукам.
7. Сравнение динамики качества знаний по физике.
|