Официальный сайт moscowout 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Лаборатория искусств. Иллюстрация к сказке.

Submitted by Надежда Александровна Шаронова on чт, 29/04/2010 - 20:29
Данные об авторе
Автор(ы): 
Шаронова Надежда Александровна
Место работы, должность: 
МОУ- СОШ №20, учитель изобразительного искусства
Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
все уровни образования
Уровни образования: 
начальное общее образование
Класс(ы): 
Все классы
Класс(ы): 
3 класс
Предмет(ы): 
Изобразительное искусство
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
методическая разработка
Краткое описание ресурса: 
План- конспект, презентация к интегрированному уроку, музыкальное сопровождение

 

  

 

КОНСПЕКТ  УРОКА
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ  ИСКУССТВУ В 3 КЛАССЕ

Тема: «Лаборатория искусств. Иллюстрация к сказке  «Алиса в зазеркалье»

Цели и задачи:

·        Знакомство с секретами поэтического и художественного творчества;

·        закрепить знания учащихся  о книжной иллюстрации;

·        формировать умение с помощью рисунка и цвета выделять интересное в сюжете, подчеркивать в рисунке, то, что взволновало в сказке, использовать законы композиции;

·        воспитывать интерес к чтению;

·        закрепить графические навыки и умения.

Оборудование урока:

Для учителя: мультимедиа аппарат,  детские книжки, иллюстрации художников, образцы детских работ.

Для детей: акварель, гуашь, цветные карандаши, черный фломастер.

Музыкальный ряд: аудиосказка «Алиса в стране   чудес».

Словарь:   иллюстрация, ронять норму, увертюра.

Форма организации коллективной композиции: совместно-индивидуальная

На доске: эпиграф, тема урока, словарные слова, детские книжки.

Ход урока:

·        Давайте прочитаем слова поэта и художника Николая Ладыгина

 (слайд №1)

                                     Художник, проводя опыты, будь осторожен! Помни:

                                     «Ум, роняя норму, лих и хил» Николай Ладыгин

               

«Ронять  норму»- авторское выражение, означающее: отказаться от общепринятых правил, экспериментировать.

·        - Как вы понимаете это выражение?

·        Пока еще не все понятно, а где обычно проводят опыты? (В лаборатории)

·        Мы сегодня с вами откроем свою лабораторию, лабораторию искусств. (Слайд №2)

·        Что мы будем исследовать в нашей лаборатории? (Искусство). Какая цель нашего исследования? Познакомиться с некоторыми секретами творчества художников, поэтов. (Слайд №3)

·        - Посмотрите на картинки, что вы видите? (слайд 4)

 Рисунок в рисунке

·        -Какого цвета фигурки, изображенные на рисунке?

ПеревертышиКто изображен на рисунке? (слайд 5)

·        Перевёртыш — вид оптической иллюзии, в которой от направления взгляда зависит характер воспринимаемого объекта. Одной из таких иллюзий является «уткозаяц»: изображение может трактоваться и как изображение утки, и как изображение зайца. Перевертыш - одна из самых красивых и забавных оптических иллюзий.

·        Какие линии изображены на рисунке? (слайд 6)

Стоит ли доверять всему, что вы видите?  Возможно ли, увидеть то, что еще никто не видел?  Правда ли, что неподвижные предметы могут двигаться?  Почему же взрослые и дети видят один и тот же предмет по-разному? 

Точно также нельзя оценивать творчество поэтов и художников однозначно. Каждый человек оценивает искусство по- своему. Не может быть одной точки зрения. Сегодня мы попробуем отыскать ответы на эти и многие другие вопросы.

·        - А вы ребята, знаете какие- нибудь тайны творчества?

·        - Как у поэта, у художника в голове рождается образ?

·        - Поэты, художники видят мир как все?

Скажу сразу: когда поэты, художники, начинают делиться опытом, секретами своего творчества, они часто запутывают нас еще больше.

(слайд 7)

Вот, к примеру, поэт Андрей Вознесенский пишет:

Стихи не пишутся – случаются,

Как чувства или же закат.

·        -Что он имеет в виду?

(Что он не написал стихи, а просто их, после того, как они  каким – то образом «случились», записал)

Нам с вами остается только понять, как стихи и картины «случаются»?

·        -Как вы думаете, как это происходит?

Поэт Константин Бальмонт в свое время даже написал стихотворение на эту тему, и поделился с нами опытом, некоторыми подробностями. (Слайд 8)

Константин Бальмонт

Как я пишу стихи

     Рождается внезапная строка,

              Встает за ней немедленно другая,

       Мелькает третья ей        издалека,

  Четвертая смеется набегая.

И пятая, и после и потом,

              Откуда, сколько, я и сам не знаю,

            Но я не размышляю над стихом

          И, право, никогда не сочиняю.

·        - Ребята, автор говорит серьезно или шутит?

·        - О чем говорят такие слова, как «внезапная строка», «встает немедленно», «мелькает»

·        -Творчество для поэта – это труд или вдохновение?

·        Какой вывод мы должны сделать, каким секретом поделились с нами поэты? ( Что творчество необъяснимый процесс, который идет от души)

Некоторые секреты творчества поэтов мы с вами узнали, но у нас остается много нерешенных вопросов, может быть, ответы на них мы найдем в картинной галерее. Здесь нас ждут настоящие чудеса. (Слайд 9)

Вот, к примеру «Птицечеловек» испанского художника Сальвадора Дали. Дали сочетает несочетаемое. К человеческой фигуре он приделывает голову цапли, превращая тем самым человека в полуптицу, или, возможно, птицу в получеловека.

·        -Попробуйте определить, кто здесь главный – человек или птица. Человек ли кажется цаплей, или цапля маскируется под человека? Дали любит играть в диалектические загадки.

·        - Красавец, не правда ли? Что в нем самого удивительного?

А вот «Автопортрет с семью пальцами» художника Марка Шагала.

 (слайд 10)
 

- « Почему с семью?» - спросишь ты. Позволь задать тебе встречный вопрос. «А почему мы все с пятью?». Разве это не такое же чудо, которое мы вряд ли сможем объяснить? Но мы настолько  привыкли к этому, что нам не приходит в голову удивляться. Вот Шагал и пытается обратить наше внимание на это чудо таким необычным способом. Перед тем как покинуть галерею, посмотрим «Музыкальную увертюру. Фиолетовый клин» Василия Кандинского. Это художник, который очень любил изображать музыку. (Слайд 11)

·        -Кстати, что такое увертюра? (слайд 12)

·        «Увертюра» (от французского слова – открывать) – музыкальное вступление к оперному или другому представлению.

·        - А вы представляете, какая по характеру музыка звучала в душе художника?

В мире искусства разрешаются любые эксперименты. (Слайд 13 )

Не только художники делают все, что захотят. Поэты и писатели от них не отстают. Давай послушаем разговор Алисы с Шалтай – Балтаем из «Алисы в зазеркалье» Льюиса Кэролла (слайд 14)

Разговор Алисы и Шалтая – Болтая

- Вы так хорошо объясняете слова, сэр, - сказала Алиса.

-объясните мне, пожалуйста, что значит стихотворение под названием «Бармоглот».

- Прочитай – ка его, - ответил Шалтай. – я могу тебе объяснить все стихи. Какие только были придуманы, и кое – что из тех, которых еще не было!

Это обнадежило Алису, и она начала:

Варкалось.  Хливкие шорьки

Пырялись по наве. И хрюкотали зелюки

                                                Как мюмзики в мове

-Что же, хватит для начала! – остановил ее Шалтай. – Здесь трудных слов достаточно! Значит, так: «варкалось» - это четыре часа по полудни, когда пора уже варить обед.

-Понятно, - сказала Алиса, - а « хливкие»?

–«хливкие» - это хлипкие и ловкие. Хлипкие значит то же, что и хилые. Понимаешь, это слово как бумажник. Раскроешь, а там два отделения! Так и тут – это слово раскладывается на два!

-Да, теперь мне ясно, - заметила задумчиво Алиса. – А «шорьки» кто такие?

– это помесь хорька, ящерицы и штопора.

 – Забавный, должно быть, у них вид!

 – да, с ними не соскучишься! – согласился Шалтай. – А гнезда они вьют в тени солнечных часов. А едят они сыр.

-А что такое «пырялись»?

– прыгали, ныряли, вертелись!

– а «нава», - сказала Алиса, удивляясь собственной сообразительности, - это трава под солнечными часами, верно?

 – ну да, конечно! Она называется «нава», потому что простирается немножко направо… немножко налево…

 - и немножко назад! – радостно закончила Алиса.

 – совершенно верно! Ну а «хрюкотали» - это хрюкали и хохотали, или может, летали, не знаю. А «зилюки» это зеленые индюки! Вот тебе еще один бумажник!

 – А «мюмзики» - это тоже такие зверьки? – спросила Алиса – боюсь, я вас очень затрудняю.

– нет, это птицы! Бедные! Перья у них растрепаны и торчат во все стороны, будто веник… ну а насчет «мовы» я и сам сомневаюсь. По-моему, это значит «далеко от дома». Смысл тот, что они потерялись. Надеюсь, ты теперь довольна?

·        -Объяснение, какого слова Шалтаем – Балтаем понравилось больше всего?

·        - Видите, мы опять на вопрос ответили по-разному, у нас опять не сложилось единого мнения.

·        - Вам, наверное, кажется, что экспериментировать, это в основном занятие уже сложившихся поэтов, художников? 

·        У меня есть еще одна книжка, но она не куплена в магазине, мы ее создавать будем вместе с вами. У нее есть обложка, есть содержание, чего не хватает?

·        - Правильно «Без иллюстраций». (Слайд 15)

·        -Прежде, чем мы начнем рисовать, давайте  вспомним, что такое иллюстрация?

·        - Давайте посмотрим, как  по- разному  художники увидели «Алису» (слайд 16-37)

Цель нашего урока – нарисовать иллюстрацию к отрывку, который я вам прочла.  Сейчас посмотрим отрывок из мультфильма, посмотрим, как этот отрывок увидели художники – мультипликаторы.

Далее, вспомните законы композиции (центр композиции, герои крупно, на переднем плане, харАктерно). (Слайд 38)

·        Вспомните строчки «Стихи  не  пишутся – случаются…», мы сейчас на секундочку закроем глазки и нам, возможно, тоже «случится» сюжет нашей иллюстрации.

 Итак, приступим к работе, взяв, в помощники чудесную музыку из сказки «Алиса в стране чудес», фантазию – без которой ничего интересного нельзя сотворить. А сейчас подумайте, в каком колорите вы хотите выполнить свою работу. Помните о том, что иллюстрация должна быть яркой, красочной. Успехов  вам.

 

·        Ребята, давайте посмотрим на свои работы свежим взглядом, обсудим плюсы и минусы работ по иллюстрированию. Обсудить эпиграф. (Слайд 39)

Итогом урока будет выставка выполненных работ

Используемая литература

Галанов Б., Платье для Алисы, Москва, «Книга», 1990 г.

Лебедев. В, О., О рисунках для детей, Художники детской книги о себе и своем искусстве.

Панов В., Работа над иллюстрацией,  Юный художник,  №11, 1988 г.

Российская газета, №4035 от 5 апреля 2005 год.

www.rus-sky.com/gosudarstvo/solouhin/GRASS.HTM  · 314 КБ

 

 

 

 

 

Прикрепленный файл Size
Презентация к урокуИЗО "Лаборатория искусств. Иллюстрация к сказке" .pptx 2.36 MB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн