Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Симметрично и несимметрично».

Данные об авторе
Автор(ы): 
Демидович Елена Геннадьевна
Место работы, должность: 
Шушенская начальная общеобразовательная школа, учитель труда и ИЗО
Регион: 
Красноярский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Уровень образования: 
дополнительное образование детей
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
1 класс
Класс(ы): 
2 класс
Класс(ы): 
3 класс
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Изобразительное искусство
Предмет(ы): 
Технология
Цель урока: 
1. Дать понятие «симметрия», «ось симметрии». 2. Развивать пространственные представления, внимание, образное мышление, творческие способности, навыки исследовательской деятельности. 3. Закреплять умения и навыки анализа, самоанализа и синтеза. 4. Воспитывать аккуратность в работе.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учеников в классе: 
20
Используемые учебники и учебные пособия: 

Лутцева Е.А. Технология: Ступеньки к мастерству: Учебник для учащихся 2 класса общеобразовательных учреждений.

Используемое оборудование: 

Оборудование для учащихся: учебник (см. приложение к уроку 1), дидактическая карточка с заданием (см. приложение к уроку 2), лист писчей бумаги, альбомный лист, цветной картон, цветная бумага, простой карандаш, ножницы, клей, салфетка для рук.

Используемые ЦОР: 

 

 

Дидактическая карточка с творческим заданием.

 

Краткое описание: 
Продолжение знакомства младших школьников с законом симметрии.

Тема: «Симметрично и несимметрично».

Вид работы: аппликация из бумаги на картонной основе.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цели и задачи:
1.    Дать понятие «симметрия», «ось симметрии».
2.    Развивать пространственные представления, внимание, образное мышление, творческие способности, навыки исследовательской деятельности.
3.    Закреплять умения и навыки анализа, самоанализа и синтеза.
4.    Воспитывать   аккуратность в работе.
Оборудование для учащихся: учебник (см. приложение к уроку 1), дидактическая карточка с заданием (см. приложение к уроку 2), лист писчей бумаги, альбомный лист, цветной картон, цветная бумага, простой карандаш, ножницы, клей, салфетка для рук.
Ход урока
I.                  Вступительная часть.
1.                Приветствие.
2.                Организация рабочего места.
II.               Основная часть.
1.                 Постановка проблемы урока.
- Ребята, сегодня на уроке нам предстоит выяснить «Что такое симметрия?», «Что такое ось симметрии?», «Как симметричность проявляется в окружающих нас предметах и рисунках». 
2.                  Введение в проблему.
На столах у учащихся листы тонкой писчей бумаги, простые карандаши, ножницы.
-   Возьмите приготовленные тетрадные листочки, согните пополам, обработайте линию сгиба кольцами ножниц.
-   Возьмите лист в левую руку за линию сгиба (учитель демонстрирует).
-   Вырежьте любую фигуру так, чтобы линия брала своё начало от сгиба и заканчивается около него.
-   Разверните.
-   Что вы скажете о получившихся половинках? (они одинаковые)
-   Правильно, они в точности похожи друг на друга. Это явление называют симметрией.
-   А равные части, половинки - симметричные части изображения. 
Обсуждение.
3.                  Работа по учебнику.
-   Рассмотрите рисунки на странице 34.
-   Какое изображение вам кажется симметричным, какое не­симметричным? Попробуйте доказать.
-   Посмотрите вокруг себя. Какие предметы (природные и рукотворные) симметричные? (Дети приводят примеры с доказательствами.)
(Примечание. Один и тот же предмет в разных ракурсах может казаться симметричным или несимметричным (например, чашка). Из природных материалов большинство (листья растений, цветы) не имеют полной симметрии, но близки к ней. Поэтому этот момент можно обсудить на наглядных предметах и демонст­рационном материале, приготовленном учителем).
Промежуточное обобщение.
Если предмет имеет равные поло­винки, то можно сказать, что он симметричный.
-   Что вам приятнее - порядок или беспорядок, хаос? Целая вещь или имеющая отломанную часть?
-   Обратите внимание: когда предмет отличается согласован­ностью, гармонией всех частей, на него приятно смотреть. Стремле­ние к гармонии, то есть к ладу, устойчивости, равномерности, красо­те, - естественная потребность человека.
Обсуждение.
-   При обсуждении симметричности реальных предметов дети не могут достоверно доказать симметричность. Поэтому учитель под­водит учащихся к открытию способа проверки симметричности пло­скостного изображения.
-   Дети, сейчас мы с вами определяли симметричность пред­метов «на глазок». А кто догадается, как доказать симметричность и всегда ли это можно сделать? (Дети выдвигают свои варианты от­ветов.)
Учитель подводит учеников к выводу, что симметричность объем­ных предметов в реальности почти невозможно точно проверить, но можно установить симметричность плоских фигур или рисунков.
4.                 Проведение практического исследования.
Проведение исследования, предложенного в учебнике на с. 34. Задания читает учитель. Учащиеся выполняют практическую ра­боту, наблюдают, рассказывают о своих наблюдениях. Учитель об­ращает их внимание на линию сгиба. Сообщает, что линия сгиба в симметричных фигурах называется осью cиммeтpии (словосочетание ось cиммeтpии записывается на доске).
-   Покажите симметричные предметы. Покажите у них ось симметрии.
-   Покажите несимметричные предметы? У них есть ось симмет­рии? Можно ли назвать линию сгиба в несимметричных предметах осью симметрии? Почему нет?
Работа по учебнику. Детям предлагается выполнить задание на с. 35. Внимание обращается на симметричность или несиммет­ричность формы предметов и рисунков на них. Один и тот же пред­мет может быть симметричен по форме, но иметь несимметричный рисунок.
Обобщение.
Какой предмет можно назвать симметричным? В чем прояв­ляется симметрия в живой природе, например у растений? Как мож­но доказать симметричность предмета или рисунка? Каких предме­тов больше в рукотворном мире?
5.                 Физ. минутка.
6.                 Инструктаж учителя с поэтапным показом выполнения аппликации.
1 группа учащихся слушает инструктаж, 2 группа (в парах) – повторяет правила безопасной работы ножницами, затем меняются.
7.                 Выполнение практической работы учащимися.
Целъ: закреплять знания о симметрии; развивать внимание, пространст­венные представления, образное мышление, творческие способности.
Детям предлагается выполнить творческое задание. Дидактическая карточка №8 (см. приложение к уроку 2).
8.                 Выставка работ учащихся.
После завершения работы обсуждаются и оцениваются точность выполнения предложенных условий, а также общий вид композиций.
III. Итоговая часть.
Ребята, у вас на столах много разных вещей.

Найдите одну вещь, связанную с темой сегодняшнего урока.

Попробуйте объяснить свой выбор.

 
 
 
IV. Задание на дом (не требует обязательного исполнения каждым ребёнком - только по желанию и возможностям): изготовить апплика­цию с использованием вырезанных деталей и добавлением новых.
ещей.