Сегодня мы приступаем к заключительному этапу проекта «Человек в ответе за…»
Изучили тему: «Виды животных»
Познакомились с некоторыми экологическими проблемами окружающего мира
Провели заседание клуба на тему «Мой опыт в уходе за домашним животным»
Провели акцию: «Нарисуй и объясни экологический знак»
Собрали материал и составили «Красную книгу Челябинской области»
?
Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься? (ответы детей)
Основная часть урока
СЛАЙД № 3 (тема урока)
(на доске экологические знаки и фото животных из Красной книги(работы учащихся))
-Человек придумал условия, позволяющие объединить то, что изображено на картинках. Кто догадался?( (ответы детей) если ученики не догадываются, то в определении темы им помогают «помощники учителя»)
1 -Давайте найдём эти понятия в словаре учебника. (ответы детей)
2 –А теперь прочтём объяснение этих слов на контурной карте. (ксерокопия из атласа Челябинской области для учащихся начальных классов)
СЛАЙДЫ № 4,5
-Кто заметил, в чём отличие заповедников от заказников? (ответы детей) Подчеркните в контурной карте это отличие.
3- Чтение «помощником учителя» определения «заповедник» из дополнительной литературы, найденной самостоятельно.
-Рассмотрите условные обозначения в легенде карты.
СЛАЙД № 6
-закрасьте на контурном листе обозначения заповедников назовите и подсчитайте, сколько их. ( «помощники учителя» помогают детям найти условные обозначения или проверяют их количество)
Проверка домашнего задания (Детям были даны листы с напечатанным стихотворением А. Гольдберга «Побывай непременно в Ильменах…», в котором не напечатаны название стихотворения и имена собственные. Ученики должны были проиллюстрировать это стихотворение.)
-Выйдите те, кто нарисовал иллюстрацию к этим строчкам ….
-Выйдите те, кто нарисовал иллюстрацию к этим строчкам ….
-Кто догадался, о чём здесь идёт речь?
СЛАЙД № 7
(чтение стихотворения подготовленным учеником)
«Приглашение в Ильмены» А.Гольдберг
Побывай непременно в Ильменах
Там, в Ильменах,
Цветы по колено,
Верхушка сосны
Задевает макушку луны.
Там теснятся
В коричневых шляпках
Толстоножки-грибы
Под сосной.
Земляника в жемчужных накрапах
Подступает к тропинке витой.
Там, в лесу разноцветного лета,
Где простукана дятлом кора,
Ты увидишь косулю в монетах
И отыщешь плотину бобра.
Там наполнишь ты
Радугой ящик-
Мигом станет глазам веселей
От неё, целиком состоящей
Из волшебных ильменских камней.
Выступление детей «помощников учителя» с докладами о заповедниках.
СЛАЙДЫ № 9-17
4- Итак, что же такое «Особо охраняемые территории»?
СЛАЙД №18
СЛАЙД №19
Работа в парах
(на столах распечатанные тексты о различных памятниках природы Челябинской области)
-Прочитайте тексты, и выделяя маркером найдите ответы на 2 вопроса:
1.Где находится памятник природы?
2. Какие виды растений и животных из Красной книги есть в этом месте, а значит, находятся под охраной?
СЛАЙДЫ №20-42
(ответы детей)
СЛАЙД №43
В Челябинской области к охраняемым территориям относится десятая часть всей площади. Как вы считаете, много это или мало?
(ответы детей)
СЛАЙД №44
ДИНАМИЧЕСКАЯ ИГРА «Виды животных»
(На полу рассыпаны карточки разного цвета. Дети встают, подходят к месту с рассыпанными карточками, наклоняются и подбирают их. В соответствии с цветом карточки дети соединяются в группы. Каждый ребёнок в своей карточке выбирает лишнее животное и сообщает его всей группе. Выбранный капитан записывает всех «лишних» животных. Дети дают характеристику получившейся группе животных)
1.Назовите получившуюся группу животных.
2.Дайте определение вашей группе животных.
3. Есть ли в вашем списке животное из Красной книги?
РАБОТА С КНИГОЙ
-Давайте прочитаем текст из хрестоматии стр.123.
-Кто виноват, что животных стало меньше?
-Что можно сделать? Найдите выход из ситуации?
ДОМ.ЗАДАНИЕ №1- попробуйте ответить на все вопросы после текста.
СЛАЙД №45
Проект «Заповедник»
–Представьте себе, что вам предстоит организовывать заповедник для вашего животного. Выберите условия, подходящие для него.(У детей на столах в папках даны различные животные из «Красной книги» и предполагаемые условия для заповедника)
Выберите условия для создания заповедника
В лесу
У водоёма
В степи
В городе
В отдалении от города
Разрешить сбор грибов
Запретить сбор грибов
Запретить сбор цветущих растений
Разрешить охоту
Запретить охоту
Разрешить вырубку леса
Запретить вырубку леса
Запретить постройки около заповедника
Разрешить постройки жилья для людей
Постройте цепь питания для вашего животного
Учёные нашей области несколько раз предпринимали попытку расселить выхухоль по берегам наших водоёмов. Но часто терпели неудачу. Как вы думаете, почему это происходило? (ответы детей)
СЛАЙД №46
ИТОГ – Возможно, вам когда-нибудь в будущем и предстоит создавать заповедные зоны. Но сейчас вы пока ещё дети. Что вы можете сделать для окружающего мира, для его сохранения?
ИГРА «Угадай животное»(На доске картинки различных животных. Дети задают вопросы, на которые учитель может дать только ответы: «Да» или «Нет»)
-Я загадала животное, угадайте какое?......
-И последняя загадка, если её отгадаете, то узнаете тему следующего урока…
СЛАЙД №48
(человек) Тема следующего урока «Про тебя»
Как вы думаете, есть ли связь между сегодняшней темой и будущей?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Найти в атласе определителе животных и растения из Красной книги и раскрасить их в контурной карте. Придумать условия для заповедника для любого представителя из Красной книги.