Официальный сайт ejnews 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок информатики "Кодирование изображения"

Фото пользователя Миннезифа Шакуровна Гимадиева
Submitted by Миннезифа Шакуровна Гимадиева on вс, 02/05/2010 - 23:03
Данные об авторе
Автор(ы): 
Гимадиева Миннезифа Шакуровна
Место работы, должность: 
МОУ "Шалинская средняя общеобразовательная школа" Пестречинского муниципального района Республики Татарстан,учитель информатики
Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Информатика и ИКТ
Цель урока: 
• сформировать у учащихся представление о том, как кодируется в компьютере графическая информация; • находить информационный объем графического изображения; • научиться решать задачи; (из материалов ЕГЭ); • использовать изученный новый материал на практике.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
15
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

1.мет.пособие “Преподавание базового курса инф-ки в средней школе”. Авторы И.Семакин, Т. Шейна. За 7-9 кл.
2.Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В.  Информатика: Базо­вый курс для 7—9 (второе издание).М.: БИНОМ, Лаборатория Знаний, 2003.
3. Задачник-практикум по информатике: Учебное пособие для средней школы gод ред. И. Семакина, Е. Хеннера. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1999.
4. Семакин И. Г., Шеина Т. Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2004.
5. Угринович Н.Д. и др. « Информатика и ИТ» 
Используемая методическая литература: 

 

мет.пособие “Преподавание базового курса инф-ки в средней школе”. Авторы И.Семакин, Т. Шейна. За 7-9 кл.
Используемое оборудование: 

 

компьютеры, экран, проектор, ПО Paint, презентация по теме «Кодирование изображения»  в Power Point
Краткое описание: 
Учащиеся на этом уроке ознакомятся кодированием изображения. Как изображение из аналоговой формы преобразуется в цифровую. Для кодирования цвета применяется принцип разложения цвета на основные составляющие. Из базовых цветов - их три(красный, синий, зеленый) и смешивая их можно получать различные цвета. В процессе дискретизации могут использоваться различные палитры цветов. Каждый цвет можно рассматривать как возможное состояние точки. Количество цветов N в палитре и количество информации I, необходимое для кодирования цвета каждой точки, связаны между собой и могут быть вычислены по формуле: N=2^i

 

 Урок информатики на тему: «Кодирование изображения».
 
Гимадиева Миннезифа Шакуровна
учитель информатики, МОУ «Шалинская средняя общеобразовательная школа» Пестречинского муниципального района Республики Татарстан
 
 
Цели:
 
Обучающие:
  • сформировать у учащихся представление о том, как кодируется в компьютере графическая информация;
  • находить информационный объем графического изображения;
  • научиться решать задачи; (из материалов ЕГЭ);
  • использовать изученный новый материал на практике.
 
Развивающие:
  • развитие компьютерного кругозора и умения рационально планировать свою деятельность;
  • развивать навыки решения задач учащихся по кодированию изображения;
  •  развитие познавательного интереса у учащихся, повышение творческой активности;
 
Воспитательные:
  • воспитание информационной культуры у учащихся и интерес к учению;
  • формировать навыки внимательности, аккуратности и самостоятельности;
  • стремление добиваться успехов в учебе за счет добросовестного отношения к своему труду.
 
Знания и умения.
1)      пространственная дискретизация, палитра цветов, глубина цвета;
2)      принцип кодирования графической информации;
3)      связь между количеством цветов в палитре и глубиной цвета; (N=2i)
4)      находить информационный объем графического изображения.
 
Оборудование: компьютеры, экран, проектор, ПО Paint, презентация по теме «Кодирование изображения»  в Power Point
 
План урока:
  1. Организационный момент. -1,5 мин
  2.  Проверка знаний учащихся по теме «Компьютерная графика»; - 5-7мин (тест на компьютере)
  3. Объяснение нового материала. -10 мин
  4. Закрепление нового материала.   - 15 мин.
  5. Практическая часть.                    - 7-8 мин
  6. Итоги урока и домашнее задание. – 3- мин.
 
ХОД УРОКА
  1. Организационный момент.
1)Проверить готовность класса к уроку.
2)Сообщить тему, цели и ход урока.
  1. Проверка знаний учащихся по теме «Компьютерная графика»; Устная работа.
Ответить на вопросы:
1. Что понимается под компьютерной графикой?(это графика, которая обрабатывается и отображается средствами вычислительной техники)
2. Что такое графический формат? (данные об изображениях хранятся в графических файлах. )
3 Какие два подхода имеется в компьютерной графике для представления графической информации.( растровой и векторной)
4.Какая графика называется растровой?
5.Какая графика называется векторной?
6. Что такое пиксель и что такое растр?
7. От чего зависит качество изображения в компьютере?
8. Устройство, управляющее работой дисплея, называется …
9. Как расположена компьютерная система координат графического поля?
10. С помощью, каких параметров задается графический режим экрана монитора?
11. В чем состоит различие между растровыми изображениями и векторными рисунками?
12.Какой недостаток имеется растровой графики ?
13.Из каких трех цветов получается все остальные цвета на цветном дисплее? (красный, зеленый, синий).
14. Сколько цветов можно получить из трех базовых цветов? (восемь).
15.Устройство для ввода в компьютер изображения с листа бумаги или слайда называется (сканер).
 
3. Изложение нового материала.
Итак,
1) Графическая информация может быть представлена в аналоговой и дискретной формах. Примером аналогового представления графической информации может служить живописное полотно. А дискретное изображение – это изображение напечатанное с помощью струйного принтера и состоящее из отдельных точек разного цвета.
     Графические изображения из аналоговой (непрерывной) формы (на бумаге,фото-,и кинопленке)  в цифровую (дискретную) преобразуется путем пространственной дискретизации. Это реализуется путем сканирования , результатом которого является растровое иображение
 Графическая информация представляет собой изображение, сформированного из определен-ного числа точек – пикселей и отсюда можно сказать что процесс разбиения изображения на отдельные маленькие фрагменты (точки) называется пространственной дискретизацией. Ёе можно сравнить с построением рисунка из мозаики. При этом каждой мозаике (точке) присваивается код цвета.
2) От количества точек зависит качество изображения. Чем меньше размер точки, тем больше разрешающая способность (больше строк, растра и точек в строке) и, соответственно, выше качество изображения. 
3) Качество изображения зависит также так же от количества цветов, т.е. от количества возможных состояний точек изображения , т.к. при этом каждая точка несет большее количество информации. используемый набор цветов образует палитру цветов.
   Кодирование цвета.
 Для кодирования цвета применяется принцип разложения цвета на основные составляющие. Как вы уже знаете их три.(красный, синий, зеленый) и смешивая их можно получать различные цвета.
   В процессе дискретизации могут использоваться различные палитры цветов. Каждый цвет можно рассматривать как возможное состояние точки. Количество цветов N в палитре и количество информации I, необходимое для кодирования цвета каждой точки, связаны между собой и могут быть вычислены по формуле: N=2i
   В простейшем случае палитра цветов состоит всего из двух цветов (черного и белого). Каждая точка экрана может принимать одно из двух состояний – «черная» или «белая». По данной формуле можно вычислить какое, количество информации необходимо, чтобы закодировать цвет каждой точки: 2=2i ;   21=2i    ; I=1 бит. I – глубина цвета; N – количество цветов.
    Количество бит, необходимое для кодирования цвета точки называется глубиной цвета. Наиболее распространеннымизначениями глубины цвета являются 4, 8, 16, и 24 бита на точку.
 Глубина цвета и количество цветов в палитре.
 

Глубина цвета,
I (битов)
Количество цветов в палитре, N
4
24=16
8
28=256
16
216=65536
24
224=16777216

 
Базовым цветам (красному, зеленому, синему) задаются различные интенсивности для получения богатой палитры.
4. Закрепление изученного. Решение задач.
Задача№1
Какой объем видеопамяти необходим для хранения четырех страниц изображения при условии, разрешающая способность дисплея равна 640х480 точек, а используемых цветов– 32?
Решение:
1) N=2i; 32=2 i; I=5 бит глубина цвета;
2) 640●480●5●4=6144000бит=750 Кбайт.
ответ: 750 Кбайт.
Задача № 2. Определить объем видеопамяти компьютера, который необходим для реализации графического режима монитора с разрешающей способностью 1024´768 точек и палитрой из 65536 цветов (High Color).
Решение:
N=65536
разр.способ. 1024х768 точек
определить объем видеопамяти.
1.Находим глубину цвета      N=2i ; 65 536 =2 i ; I=16 бит;
Количество точек изображения равно:   1024´768 = 786 432
Требуемый объем видеопамяти равен:
                                         16 бит ´ 786 432 =  12 582 912 бит » 1,2 Мбайта
Важнейшими характеристиками монитора являются размеры его экрана, которые задаются величиной его диагонали в дюймах (15”, 17”, 21” и т.д.) и размером точки экрана (0,25 мм или 0,28 мм), а разрешающая способность экрана монитора задается количеством точек по вертикали и горизонтали (640´480, 800´600 и т.д.). Следовательно, для каждого монитора существует физически максимально возможная разрешающая способность экрана.
Задача № 3. Определить максимально возможную разрешающую способность экрана для монитора с диагональю 15” и размером точки экрана 0,28 мм.
Выразим размер диагонали в сантиметрах:
2,54 см ´ 15 = 38,1 см
Определим соотношение между высотой и шириной экрана для режима 1024´768 точек:
768 : 1024 = 0,75
Определим ширину экрана. Пусть ширина экрана равна L, тогда высота равна 0,75L. По теореме Пифагора имеем:
L2 + (0,75L)2 = 38,12
1,5625L2 = 1451,61
L» 929
L » 30,5 см
Количество точек по ширине экрана равно:
305 мм : 0,28 мм = 1089
Максимально возможным разрешением экрана монитора является 1024´768.
 
2.88.    Цветное (с палитрой из 256 цветов) растровое графическое изображение имеет размер 10 ´10 точек. Какой объем памяти займет это изображение?
2.89.    В процессе преобразования растрового графического изображения количество цветов уменьшилось с 65536 до 16. Во сколько раз уменьшится  объем, занимаемый им памяти?
2.90.    В процессе преобразования растрового графического изображения количество цветов увеличилось с 16 до 42 949 67 296. Во сколько раз увеличился  объем, занимаемый им в памяти?
2.91.    Достаточно ли видеопамяти объемом 256 Кбайт для работы монитора в режиме 640 ´ 480 и палитрой из 16 цветов?
2.92.    Какие графические режимы работы монитора может обеспечить видеопамять объемом в 1 Мбайт?
2.93.    256-цветный рисунок содержит 120 байт информации. Из скольких точек он состоит?
2.94.Для хранения изображения размером 64 ´ 32 точек выделено 64 Кбайт памяти. Определите, какое максимальное число цветов допустимо использовать в этом случае.
2.95.Определить соотношение между высотой и шириной экрана монитора для различных режимов. Различается ли это соотношение для различных режимов?
а) 640´480; б) 800´600; в) 1024´768; а) 1152´864; а) 1280´1024.
2.96.Определить максимально возможную разрешающую способность экрана для монитора с диагональю 17” и размером точки экрана 0,25 мм.
2.97.Установить различные графические режимы экрана монитора вашего компьютера:
а) режим с максимально возможной глубиной цвета;
б) режим с максимально возможной разрешающей способностью;
в) оптимальный режим.
I. Практическая часть:
1. Откройте папку «рисунок».
2. Из рисунков любой рисунок открывайте с помощью контекстное
меню командой «Открыть с помощью» и выбрать программу
«Графический редактор Paint»
3.Выполните команду Вид→Масштаб→Крупный (проследите за изменениями)
4.Выполните команду Вид→Масштаб→Другой, увеличьте исходную картинку в 8 раз (переключатель 800%).
5.Выполните команду Вид→Масштаб→Показать сетку. Обратите внимание на то, что весь исходный рисунок оказался состоящим из мелких квадратиков.
6.Выберите инструмент Заливка и с его помощью попытайтесь внести изменения в рисунок.
7.Выполните команду Вид→Масштаб→Обычный и проследите за сделанными изменениями.
8. Выйдите из программы.
 Итоги урока..
  • Что такое растровое кодирование?
  • Что такое пиксель?
  • Как кодируется каждый пиксель?
9эДом. задание.
Читать: §18,19, отвечать на вопросы. Решать задачи и отгадать кроссворд
Использованная литература:
1.мет.пособие “Преподавание базового курса инф-ки в средней школе”. Авторы И.Семакин, Т. Шейна. За 7-9 кл.
2.Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В.
Информатика: Базо­вый курс для 7—9 (второе издание).М.: БИНОМ, Лаборатория Знаний, 2003.
3. Задачник-практикум по информатике: Учебное пособие для средней школы gод ред. И. Семакина, Е. Хеннера. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1999.
4. Семакин И. Г., Шеина Т. Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2004.
5. Угринович Н.Д. и др. « Информатика и ИТ» 
 
 
Прикрепленный файл Size
графика.ppt 362.5 KB


Фото пользователя Елена Егоровна Малых

На: Урок информатики "Кодирование изображения"


спасибо за презентацию.

Малых Елена Егоровна




Фото пользователя Елена Владимировна Чудаева

На: Урок информатики "Кодирование изображения"


Спасибо за интересную разработку!



Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн