Ребята мы не зря начали урок с этой красивой и содержательной песни. Наш разговор сегодня пойдет о том, откуда приходит музыка, каковы ее истоки, где берет она свое начало.
Представьте себе, что вы оказались на далеком-далеком остове, где живет племя дикарей, которое оторвано от всего культурного человечества, и не пользуется знаниями и достижениями остальных людей, а вам хочется рассказать о музыкальном чуде, при помощи, магнитофона. Но у магнитофона, к сожалению села, батарейка, а подключиться сами понимаете не к чему.
Я предлагаю вам разделиться на две команды: команда «дикарей» и команда «музыковедов». Команда «музыковедов» должна любым способом объяснить команде «дикарей», что такое музыка.
Используя слова, жесты, мимику ребята изо всех сил пытались объяснить, что такое музыка, но все было тщетно, пока один из учащихся не запел свою любимую песню и в глазах «дикарей» появился интерес, они притихли и стали слушать. Так было показано самое главное, что есть в музыке, - «поющий» звук, музыкальный звук. Именно из него и «делают» музыку, только его специально для этого обрабатывают.
Конечно же, музыка - это не только звук, но и многое другое, о чем мы обязательно с вами поговорим, но без музыкального «поющего» звука не может быть музыки. Именно звук – ее главное начало
Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что звук – одно из самых ярких проявлений жизни? А оказывается, что у каждого звука есть свое «лицо», и мы, даже ничего не видя, с закрытыми глазами, лишь по звуку, можем угадать, что происходит вокруг.
(Включаем записи звуков, учащиеся пытаются угадать, что это за звук)
Вы можете не только слышать звуки, но и видеть нарисованные ими «звуковые картины» - и луговую траву, и облака …..
попробуйте закрыть глаза и представить любой из перечисленных звуков. (запомните его)
Давайте немного углубимся в историю. Вы, наверное, знаете, что у большинства народов есть легенды, рассказывающие о происхождении музыки, о богах и героях, открывших ее людям, такое совпадение не удивительно. С какими бы звуками природы не сталкивался человек в древности, их возникновение он предписывал сверхъестественным силам. Ему казалось, что звуки издают некие существа, таинственные и невидимые. Например, как повествует немецкий эпос, не гром, а злой дух Тор, рассердившись на людей, посылает на землю свои раскаты-проклятья. в древности человек на каждом шагу встречался с музыкой природы – пением птиц, ревом животных, раскатами грома. окруженный этими звуками он конечно же пытался подражать им. Т.о. общение человека с природой, было одним из главных источников, из которых возникла сознательно создаваемая музыка.
Мы сегодня говорили с вами о том, что музыка – это искусство звуков, неудивительно, что основными жителями в стране музыки являются музыкальные инструменты, которых существует огромное количество и у каждого существует свой голос. Подумайте дома над примерами музыкальных инструментов, ч помощью которых можно изобразить разные звуки природы.