Официальный сайт goldsoftware 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Изображение действительности и внутреннего мира человека в стихотворении А.С.Пушкина «Зимняя дорога».

Submitted by Елена Захарова on пн, 03/05/2010 - 22:06
Данные об авторе
Автор(ы): 
Захарова Елена Владимировна
Место работы, должность: 
МОУ-СОШ №11,учитель русского языка и литературы
Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 
1. Дать понятие : Аллитерация, кольцевая композиция; 2. формировать умения и навыки работы с поэтическим текстом. 3. показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство в создании картин зимнего пейзажа; 4. развивать навыки выразительного чтения; воспитывать любовь к поэзии А.С.Пушкина, русскому искусству.
Тип урока: 
Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Используемые учебники и учебные пособия: 

учебник-хрестоматия по литературе, 5 класс, Г.Меркин

Используемое оборудование: 

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

          1. стихотворение “Зимняя дорога”   (запись)

         2. запись «Вальс метели. Свиридов»

         3. слайды, ИКТ

 

Краткое описание: 
урок предназначен для учащихся 5 классов по изучению лирики А.С.Пушкина. Учащиеся учатся анализировать лирические произведения, в этом им помогают учитель и слайды.

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

 Тема.             Изображение действительности и внутреннего мира человека в стихотворении А.С.Пушкина «Зимняя дорога».

 

Цель.   1. Дать понятие : Аллитерация, кольцевая композиция;

              2.  формировать умения и навыки работы с поэтическим текстом.

             3. показать  своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство в создании

                  картин зимнего пейзажа;

             4. развивать навыки выразительного чтения; воспитывать любовь к поэзии  

                 А.С.Пушкина,  русскому    искусству.

Оборудование: 1.  Учебник-хрестоматия для 5 класса

                           2. стихотворение “Зимняя дорога”   (запись)

                          3. запись «Вальс метели. Свиридов»

                          4. слайды, ИКТ

 

На доске:       1.            Эпиграф :  Поэзия Пушкина удивительно верна русской действительности, изображает ли она русскую природу или русский характер…
                                                                                                    В.Г.Белинский

2. число, тема, понятия: лирический герой, эпитет, олицетворение

Ход урока. 1. Оргмомент.

    Здравствуйте, ребята! Урок сегодня необычный, к нам пришли уважаемые гости, садитесь .

 На предыдущих занятиях  мы  говорили о сказках А.С.Пушкина.

Мы  почувствовали, что каждая строчка сказок Пушкина хранит частицу его души. Слова в них скупы, а чувства щедры.

Сегодня мы продолжим путешествие в мир пушкинского слова, в мир лирики. И работаем по стихотворению «Зимняя дорога».

Ребята, давайте вспомним, что такое лирика? (это стих-я, в которых отражаются чувства человека, его переживания.)

 

2. Ознакомление с темой и целью урока.

 

 Слайд №1.

 

 

Ребята, посмотрите в окно. Что вы видите? Какое небо? (ветер раскачивает деревья,  по небу плывут тяжелые свинцовые тучи)

 

Какое настроение вас наполняет ,когда вы смотрите в окно? ( грустное, безрадостное настроение)

 

 

СЛАЙД № 2

А теперь посмотрите  на иллюстрации картин  Шишкина, Поленова, Кустодиева.

 

- Какое настроение передают художники? ( у Шишкина и Кустодиева это морозное, чудесное , а у Поленова- грустное, серое)

 

К этим картинам мы еще вернемся на уроке русского языка.

 

Грустные настроение, холодные тона. Художники передали свое настроение, мысли, чувства в живописи

 

- А можно изобразить пейзаж в лирике?

 - Встречались ли вы раньше со  стихами Пушкина, в которые есть описание природы? / да, в начальной школе (мороз и солнце , день чудесный..)

 

Прочитайте внимательно тему урока и подумайте , о чем мы будем говорить? 

         ( о стихотворении «Зимняя дорога», о том, как в нем Пушкин сумел

                       отобразить природу и внутренний мир человека)

 

Какие пушкинские строки вы вспоминаете , когда на дворе стоит  Золотая осень?

 

                            Осенняя пора, очей очарованье,

                           Приятна мне твоя прощальная пора…

 

А зимой:

 

        Вьется вьюга,

        Снег валится на поля,

        Вся белешенька земля.

 

Сегодня цель нашего урока- показать своеобразие пейзажной лирики поэта, его мастерство в создании картин зимнего пейзажа, как мог нарисовать Пушкин пейзаж словами.

 

 

Стихотворения, о которых мы будем сегодня говорить на уроке, относятся к Михайловскому периоду в жизни поэта. Подробно об этом периоде поэта мы будем говорить в старших классах.

 

3.   Слайд №3.  

 

Село Михайловское – псковское имение семьи Пушкиных. Именно сюда ссылает царь Пушкина . Это была его новая ссылка. Царское правительство, определив ее местом Михайловское, надеялось, что там, в глухой северной деревне, свободолюбивый поэт будет сломлен морально, а его вольнолюбивая муза наконец умолкнет.
Оторванный от друзей, от общества, отданный под унизительный надзор местных полицейских и духовных властей, Пушкин чувствовал себя вначале как в тюрьме. Свою жизнь в Михайловском он называет «нелепым существованием». Даже красота здешней природы, которую он любил и которой восторгался в первые приезды сюда, теперь в какой-то мере померкла для него.

 

 

 -  Послушайте стихотворение  «Зимняя дорога», которое было написано здесь , в Михайловском.

 

- Слушайте это стих-ие и подумайте, какого цвета это стихотворение? (белое)

 

Звучит запись стихотворения «/Зимняя дорога» . ( 1мин 29 сек)

 

Сменяются слайды №4,5 ( пейзаж зимней дороги)

 

- Итак, каким настроением проникнуто стихотворение?  (грустным , печальным, тоскливым)

 

 Слайд №6.( текст стихотворения)

 

- Найдите строки , подтверждающие это настроение  (печальные поляны, печальный свет , По дороге зимней, скучной, Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит, сердечная тоска, Грустно, Нина: путь мой скучен)

 

   - А у кого такое грустное  настроение? Чей образ поэт создает  на основе собственного жизненного опыта,  чувств, ощущений, ожиданий и т.д., и закрепляет  в произведении в  преображенной форме?   (лирический герой)

 

- какая зимняя дорога, по которой едет путник? При описании дороги используйте эпитеты.  (  указать на доску)  :Вспомните , что такое эпитет?

(образное определение, подчеркивающее свойство предмета или явления, обладающее особой художественной выразительностью ) 

( грустная, скучная, утомительная, тоскливая)

 

- правильно , а какие чувства разбудила в душе лирического героя песня ямщика? Найдите строки в стихотворении. (Что-то слышится родное В долгих песнях ямщика: То разгулье удалое, То сердечная тоска…/)

 - Молодцы. А подберите синоним к слову « родное».

Ученики называют синонимы

  Слайд № 7

 (на слайде появляются слова родина, народ, природа, родник, родня)

 

 

Сл. Учителя :  Действительно, лирика Пушкина роднит человека с природой. Когда мы слышим его лирические строки, мы понимаем, что человек- частичка природы)

 - А что для героя родное? ( для героя родное- это Родина, природа, душа. )

Вывод-обобщение:    Да, безусловно, в песне ямщика воплощается основное состояние русской души: разгулье удалое, тоска сердечная. Мы с вами подошли, пожалуй, к самому важному в понимании стихов Пушкина- к изображению внутреннего мира человека, его переживаний.

Вспомните тему урока  Слайд № 8. (Изображение действительности и внутреннего мира человека) К какой ее части мы приблизились?- Изображение внутреннего мира человека

А наше настроение, т.е. внутреннее наше  состояние , зависит от природы?

 ( конечно, когда светит солнце, улыбается природа и наше настроение становится бодрым, восторженным, игривым, радужным)

-А если небо хмурится, дует холодный ветер ? ( наше настроение становится безрадостным ,  вялым, меланхолическим, мрачным, тоскливым, унылым, хмурым, холодным.)

Так как же Пушкин изображает внутренний мир человека?

 Слайд № 9

-почему песня ямщика грустная, тоскливая? ( потому что жизнь была такая тяжелая. Посмотрите на дату написания стихотворения- 1826год- в России еще существует крепостное право, т.е. крестьяне находились в рабской зависимости и Пушкин хотел свободы своему народу , отсюда и переживания лирического героя.

 Русский публицист Белинский говорил об А.С. : Поэзия Пушкина удивительно верна русской действительности, изображает ли она русскую природу или русский характер… )

- Ребята, найдите слова, которые подтверждают единство состояния человека и природы. (  скучно, грустно)

- Давайте прочитаем 1-ю строку стихотворения ( один ученик читает ) :       

            Сквозь волнистые туманы

А теперь последнюю строку проитаем (один ученик читает)

                 Отуманен лунный лик.

- что общего вы  в них услышали? ( дорога затуманена, она  лишена прозрачности)

-какими словами Пушкин рисует пейзаж? ( волнистые туманы, пробирается луна, печальные поляны)

-а как называются эти изобразительно-выразительные средства, мы о них уже вспоминали сегодня ( эпитеты)

-  обратите внимание , как поэт описывает луну: На печальные поляны

                                                                                    Льёт печальный свет она

, т.е. неживая природа изображается как живая. Как называется такое изобразительно-выразительное средство? ( олицетворение)

- почему о луне сказано, что она «пробирается»? ( луна сравнивается с  путником, у которого нет нет свободы в пути)

- ребята, прочитаем 1-е четверостишие. Какие однокоренные слова встречаются в ней? ( печальные, печально) а почему Пушкин дважды их употребляет? ( они помогают понять душевное состояние путешественника)   

- обратите внимание, какие звуки повторяются в сочетании «печальные поляны» ( п, л,н- глухие согласные)-

    Слайд №10.

такой прием называется ( на доске) :

Аллитерация- повторение  согласных звуков в стихе, фразе, строфе. , усиливает выразительность стиха.

 4. Слайд №11.

 Ребята, обратите внимание, какими словами начинаются 1-е четыре строки  стихотворения? (СКВОЗЬ ВОЛНИСТЫЕ ТУМАНЫ ПРОБИРАЕТСЯ ЛУНА, НА ПЕЧАЛЬНЫЕ ПОЛЯНЫ ЛЬЁТ ПЕЧАЛЬНО СВЕТ ОНА. )

 А теперь найдите заключительные строки стихотворения ,  какими  оно заканчивается? (Грустно, Нина: путь мой скучен, Дремля смолкнул мой ямщик, Колокольчик однозвучен, Отуманен лунный лик.)

Что в них общего? Чем объединены эти строки? ( общей темой, т.е. стихотворение строится как по кольцу)

 Слайд №12.

Вот , когда произведение заканчивается теми же картинами, событиями, образами, какими и начинается, оно имеет кольцевую композицию.

 

 

 

Вывод-обобщение:

 Итак, стихотворение называется «Зимняя дорога». А какая она? ( долгая)

- как вы понимаете значение «долгая»? ( долгая песня ямщика- значит длинная, долгозвучная)

 - а почему стихотворение названо «зимняя дорога»? Ведь большая его часть посвящена изображению не столько картин природы, сколько раздумьям человека, его внутреннему состоянию. ( в стихотворении изображена зимняя дорога, занесенная снегом, названа так потому, что именно долгая зимняя дорога наводит человека на грустные мысли и заставляет его размышлять о жизни)

-вспомните, в какое время для самого Пушкина было написано это стихотворение? ( во время ссылки в Михайловское, одним словом, когда поэт испытывал жизненные невзгоды. В этом стихотворении в образе дороги показана дорога человека.)

 -  Но дорога не потеряна, а обозначена она именно верстами:

                 Ни огня, ни чёрной хаты…

                  Глушь и снег…Навстречу мне

                 Только вёрсты полосаты

                  Попадаются одне.

 

- какова идея стихотворения «Зимняя дорога»?  Продолжите предложение:

   « Рисуя природу, А. С. Пушкин изображает …   (внутренний мир лирического героя. Природа переживает, грустит, потому что переживает и грустит человек).

5. Вывод. Слово учителя.

 Путь лирического героя, как и путь самого поэта, непрост, но, несмотря на грустные настроения, произведение полно надежды на лучшее. Жизнь делится на чёрные и белые полосы, как и верстовые столбы в стихотворении Пушкина. Поэтический образ “полосатых вёрст” - это поэтический символ, олицетворяющий собою “полосатую” жизнь человека

6. Выразительное чтение.

Ребята ,как читается это стихотоврение? Вспомните, как читал его мастер слова? С каким настроением?  (Грустно, потому что слова подталкивают нас к этому.)

 

Прочитайте про себя и приготовьтесь к выразительному чтению( 15-30 сек)

 

Кто желает прочитать это стих-е? ( один человек выходит к доске)

 

Ребята, а вы внимательно слушайте.

 

  У доски читает один ученик.

 

- ребята, передала (л) ли …. То настроение, которым проникнуто все стих-е?

 

 

6. Заключение.

 

 

- Что особенно запомнилось на уроке?

- Чему научился?

- О чем мне хочется продолжить разговор?

 

7. Итоги урока.

 Ребята, вы сегодня молодцы, хорошо работали.

За урок получают оценки: ……

 

Д/З  Выучить наизусть «Зимняя дорога».

 

Всем спасибо за урок, до свидания.

 

 

Прикрепленный файл Size
sviridov_-_вальс метелиl.mp3 3.61 MB
урок.ppt 2.67 MB
зимняя дорога.mp3 1.37 MB

»  Размещено в сообществах:   
Виртуальный творческий клуб учителей Альметьевского муниципального района

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн