Викторина по легендам и преданиям Новгородской земли
Размещено: Игорь Олегович Петров - вт, 04/05/2010 - 00:39
Новгородские предания.
Богата земля Новгородская преданиями заветными. А ведаете ли вы их? Прочтите сказания стародавние, да ответьте на вопрошания.
Пришли два брата с людьми своими на землю Новгородскую из земель Прусских, а были они сыновьями Кесарю Августу, повелителю Римскому. Другие глаголют, что пришли они задолго до Августа, сам же Август их родич, а они потомки сына Ноева Иафета. Старший брат город выстроил, и назвал его Великим Словенском, то и был Новгород. А другой брат ушёл далее и построил град, наречённый его именем.Как звали тех братьев?(Согласно легенде, строителя Словенска звали Словеном, а его брата звали Рус).
У того старшего брата был сын Волхв, стал он лютым чародеем, оборачивался во чудовище и топил корабли купеческие. А всё злато да всё серебро уносил к себе, и требовал в жертву юных девушек. Но прогневался Бог на чародея беззаконного и сразил его быстрой молнией. Провалился сквозь землю колдун, и была на том месте яма глубокая. Иные молвят, что ушёл Волхв воевать землю Индийскую, и многих рахманов покорил, а девиц индийских в полон увёл. Каким зверем мог сей лиходей Волхв оборачиваться?(Волхв оборачивался в крокодила, или, как говорится в сказании, в коркодила).
Повелением посадника Добрыни, дяди князя Владимира Святославича, поставлен был над Волховом кумир Перуна. Жгли день и ночь волхвы перед Перуном костры из поленьев дубовых. И повелел святой епископ Иоаким Корсунянин срубить тот идол и бросить в Волхов. Мимо проходил горшечник, вёз горшки на Торг, узрел плывущего Перуна и надсмеялся над ним: «Ты, Перушечка, вволю ел да пил, теперича поплавай!» Проплывал Перун под Великим мостом и метнул на него свои палицы, а затем пригрозил новгородцам, что будут они в воспоминание о нём на том мосту меж собой биться. Хранили те палицы новгородцы в храме святых Бориса и Глеба, что в Детинце стоял. А кто повелел те палицы сжечь, как мерзость языческую?(По данным источников, палицы повелел сжечь новгородский митрополит Никон, будущий Русский патриарх).
Не хотели многие новгородцы принимать крещение. Жрец Богумил, по прозванию Соловей, увещевал людей не оставлять веру в богов стародавних, которым и пращуры поклонялись. Многие на сторону Богумила стали, супротив посадника Добрыни и тысяцкого Путяты поднялись. Начали грабить дома христиан, да церковь Преображения Господня всю разметали. Тогда Добрыня да Путята порешили силу показать, ночью поджёг Добрыня сторону Софийскую, кинулись новгородцы дома тушить и одолели их воины князя. Покорились новгородцы и приняли святое крещение. Стали тогда говорить на Руси: «Добрыня крестил новгородцев мечом, а Путята огнём». Люди сказывали, что было всё это записано в летописи первого епископа новгородского, Иоакима Корсунянина. Какой учёный муж эту летопись сию отыскал да про крещение новгородцев написал?(Свидетельства так называемой Иоакимовской летописи были изложены В.Н. Татищевым).
Просвещена была Новгородская земля святым крещением и множество чудес было сотворено. По благословению святого Иоакима Корсунянина возвели новгородцы деревянную Софию о тринадцати куполах. Когда же она сгорела, в лето 1045-е от рождества Христова повелением благоверного князя Владимира Ярославича, сына Ярослава Владимировича, что Мудрым нарекли, начали ставить каменную Софию. В куполе Софии Новгородской мастера изографы написали Христа-Вседержителя, со перстами благословляющими, а наутро пришли – персты сжаты. Переписали персты, а они вновь сами собой сжались. И услышали те изографы слова Спаса, Господа нашего: «Писари, писари! Не пишите меня с рукою благословляющею, а пишите с рукой сжатой».А что держит Спас во руке своей?(Согласно преданию, Спас держит р своей руке весь Новгород).
Было в Новгороде бедствие великое. Напали летом на поля черви малые, и поели много посевов. Приуныли новгородцы, но один святой инок предсказал, что летом снег выпадет, и от снега весь червь погибнет, а посевы мороз не тронет. Так и вышло.Как того святого подвижника звали? (Варлаам Хутынский).
Ещё сказывают: вышли люди поутру к Волхову и видят: плывёт по воде камень, а на том камне стоит человек, тихо молится. А в руке своей держит пук осоки. Дивились новгородцы: как камень по воде движется и не тонет? Меж тем камень к берегу пристал, и сошёл тот человек на землю близ Новгорода. Новгородцы гостя кашей-гущей накормили и потом расспросили. Оказалось, что звать его Антонием, прибыл же он издалека. И основал Антоний монастырь на берегу Волхова, и великими чудесами прославился. А камень тот новгородцы особо сохраняют. Откуда, согласно преданию, приплыл святой Антоний в Новгород? (Из Рима).
Много дивного говорят люди о первом архиепископе Новагорода, о святом Иоанне. Стал тот Иоанн ночью молитву творить, вдруг слышит – кто-то в рукомойнике плещется. То был бес. Иоанн рукомойник перекрестил и беса в нём заключил. Взмолился нечистый дух к Иоанну, просил выпустить его прочь. Иоанн беса выпустил, но с условием: отвезти его в далёкое святое место. Пришлось бесу ни солона хлебавши святого везти в место дальнее. Помолился там Иоанн и повелел бесу везти его обратно, в Новгород. Когда же святой Иоанн поведал о посрамлении духа нечистого, бес весьма на то разгневался, обернулся девицей и стал в келье Иоанновой являться. Пошли среди новгородцев толки, что владыка их монашеский устав нарушает, и порешили новгородцы изгнать владыку прочь. Посадили его на плот и столкнули в Волхов, пусть плывёт, куда хочет. Тут потёк Волхов в иную сторону. Новгородцы устрашились и вразумились: сие было знамение и указание Божие на невинность святого. Приняли они владыку Иоанна с почётом и вновь посрамлены были козни дьявольские. К какой великой святыне возил демон святого Иоанна? (К храму Гроба Господня в Иерусалиме).
Не только владыка Иоанн, но и сами новгородцы далече ходили, до земель неизведанных. Вот, однажды, на юмах своих доплыли они до горы высокой, сияющей светом лазоревым, несказанным. Это был Рай Земной. И слышалось с вершины горы пение чудесное, радости несказанной исполненное. Захотелось новгородцам узнать, как в Раю живут, и послали они наверх сотоварища. Начал он взбираться на гору, вдруг как заплещет руками, и побежал к вершине. Кликали его новгородцы, кликали, а он так и не вернулся. Тогда другого новгородца пустили на гору, обвязав его крепко верёвкой. Как начал он рваться к сиянию, его вниз и стащили. Тут упал новгородец наземь замертво, ибо нельзя грешным людям знать неизреченные тайны и сладость Рая Земного. Кто из новгородцев записал это предание и поведал его потомкам? (Предание записано новгородским архиепископом Василием Каликой в XIV веке).
О сем святом владыке Иоанне и иное сказывают. Послал князь низовской земли Андрей Юрьевич войско великое к Новагороду, горя желанием покорить его вслед за Киевом. Владыка же Иоанн кротко молился и воздыхал сердечно к Господу и заступнице нашей, Пресвятой Богородице. И был ему голос свыше, что надлежит взять из церкви Спаса Преображения, что на Ильине улице, образ Богоматери Знамение, и поставить сию икону на укреплениях новгородских. Но никто из посланных святителем Иоанном не мог взять ту икону. Тогда сам владыка пришёл взять её, а икона сама сошла с места своего и поплыла по воздуху перед Иоанном. Святитель дивился этому чуду и шествовал позади иконы, а софиане, служители храма Софии, славили Господа пением. Поставил владыка Иоанн икону Знамение на стену, суздальцы же, окаянные, гордясь силой своей, не отвечали на мольбы новгородцев о мире, но насмехались над их просьбами, и стреляли по стенам новгородским из луков своих. Стрела некоего суздальца ударила в икону Божьей Матери, и потекли из иконы слёзы, владыка же Иоанн собирал их в фелонь. И повернулась икона Божьей Матери ликом прочь от суздальцев, тут потемнело небо, напал на врагов великий страх. Точно безумные, метались они по полю, ударили по ним новгородцы и одолели всех. Заступничество Божьей Матери помогло людям новгородским победу одержать. В каком году то было? (В 1170 году).
Правили в Новагороде мудрые посадники, да не все из них мудры были. Раз к посаднику Добрыне пришли немецкие купцы, дали ему мзду немалую, говоря: хотим, мол, в Новагороде храм поставить, сиречь божницу или ропату, веры нашей, латинской, а народ новгородский то нам запрещает. А коли запретите нам божницу ставить, мы не дадим вам ставить церкви православные в наших землях, да торговле с Новагородом будем урон чинить. Посадник Добрыня на мзду податлив был, деньги те взял и повелел разрешить немцам свою божницу возвести на том месте, где стоит храм Иоанна Предтечи. Только наказан был посадник за своё сребролюбие. Когда плыл он через Волхов в насаде, налетел сильный вихрь, подхватил насад и бросил вниз. Новгородцы всех из воды тонущих повытаскивали, а посадника Добрыню на дно утянуло. А какие церкви веры латинской в древнем Новагороде были выстроены? (Церковь святого Олафа на Готском дворе и церковь святого Петра на Немецком дворе).
Другой новгородский посадник, именем Щил, нажил мздоимством большие барыши, но перед смертью решил покаяться и поставить церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Владыка же Иоанн не верил, что неправедные деньги могут дать искупление грехов. Потому повелел святитель Щилу поставить в храме гроб, лечь в него в саване и заживо отпеть себя. Воздыхая и рыдая, исполнил Щил требуемое, и едва отпели его в новой церкви, как провалился гроб под землю вместе с посадником. Поражённые испугом новгородцы выбежали из Щиловой церкви, а владыка Иоанн повелел на её стене изобразить Щила в аду, а потом двери церкви опечатать. Сын Щила молил архиепископа Иоанна помочь вызволить отца из ада, на это владыка велел ему отслужить сорокоусты в сорока церквях и одарить всех нищих и убогих. Сын Щила с радостным усердием исполнил это. Попросил святитель Иоанн своего дьякона войти в опечатанный храм и рассказать, что увидит. Узрел дьякон, что на изображении из ада показалась голова Щила, и донёс о том владыке. Ещё раз повелел владыка Иоанн сыну Щила служить сорокоусты в сорока церквях и новые милостыни раздавать. Увидел дьякон, что из ада Щил по пояс показался. В третий раз повелел владыка сорокоусты служить и нищих одаривать. Когда то было исполнено, на росписи весь Щил из ада вышел. И другое чудо свершилось: разверзлась в церкви Покрова Богородицы земля, и показался гроб Щилов. Тогда благословил владыка Иоанн церковь освятить, а повесть о Щиле записать во назидание люду новгородскому. А как того посадника Щила звали? Каковы про то мнения людей учёных? (Посадника звали Олоний или Леонтий Щил, он основал Покровский монастырь на Волхове).
Жили некогда в Новагороде двое юродивых, Божьих людей, мирской ум отвергнувших ради стяжания Царства Небесного. Звали тех юродивых Николай да Феодор. Раз пришёл Николай на боярский пир, а его взашей прогнали, ибо был он в лохмотьях и немыт. И вмиг исчезло на пиру всё вино. Кинулись тогда бояре за Николаем, позвали назад. Когда пришёл Николай, тогда и вино всё вернулось. В иной раз забрёл на Софийскую сторону с Торговой стороны блаженный Феодор. Николай же не пускал его и погнал обратно. Добежали они до Волхова и поскакали по воде, как по суху. Феодор к себе на Торговую сторону убежал, а Николай ему вослед кочан капусты бросил. Как тогда новгородцы блаженного Николая прозвали? (Николай Кочанов).
Неведомо откуда явился в Троицкий Клопский монастырь московский боярин Михаил, двоюродный брат великого князя Дмитрия Ивановича, прозванного Донским. Но имени своего он братии монастырской не открывал. Жил он как нищие, спал на песке, ничего на него не стеля, а келью топил не дровами, а конским навозом. Отличала преподобного Михаила особая прозорливость, все его предсказания сбывались. Раз явились в монастырь лихие люди в доспехах и с сулицами. Но сказал им святой, что зря пришли они в обитель со злыми помыслами. Тотчас заболели оба предводителя разбойников, и исцелены были молитвами старца Михаила. Один из разбойников постриг принял, а другому святитель наказал оставить грабёж. И предсказал многим новгородским боярам святой Михаил те беды, которые понесут они от московского князя, и что будет московский князь владыкой в Великом Новгороде. А какому князю предсказал святитель, что тот вотчины своей да великого княжения не получит, а ждёт его кончина скорая? (Звенигородскому князю Дмитрию Шемяке, сопернику московского князя Василия II Тёмного).
Другой святитель Новгородской земли, именем Зосима Соловецкий, пришёл в Великий Новгород просить защиты у грозной боярыни. Пустили его в боярский терем на Неревском конце, усадили в дальний конец стола, дали еды скудной. А боярыня со гостями напротив пировала. Как глянул святой Зосима на боярыню и гостей её – так и обмер. Не было видно у них голов, прямо безголовыми и сидели. И вскоре были гости боярыни казнены по воле князя московского Иоанна Васильевича.Как ту боярыню звали, у которой преподобный Зосима Соловецкий трапезничал? (Марфа Борецкая, это была знаменитая Марфа Посадница).
А потом Великий Новгород к Москве отошёл, было то при великом князе Иоанне Васильевиче. Сей великий князь повелел из Новгорода вечевой колокол вывезти. Сказывают, что когда везли колокол, выпал он из саней и разбился на тысячи осколков. Отлили из тех осколков колокольчики малые и звенят они о былой славе да вольности новгородской. Возле какого города тот колокол из саней выпал? (У Валдая).