Образовательная краеведческая программа "Мы родом из Сольвычегодска"
Размещено: Елена Юрьевна Милькова - ср, 05/05/2010 - 21:57
0бразовательная программа по краеведению
«Мы родом из Сольвычегодска».
Пояснительная записка.
Не зря народная мудрость гласит: «Дерево питают корни, а человека Родина». Сегодня мы всё чаще обращаемся к духовным ценностям прошлого, пытаемся искать пути восстановления прерванных связей времён, осознаём необходимость изучения своих национальных корней как источника нашего нравственного здоровья, силы и богатства. Краеведение – одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования нравственному, эстетическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей. Современная общеобразовательная школа вместе со всем обществом переживает сегодня период обновления. И одной из главных проблем становится нравственно-патриотическое воспитание учащихся.
Важность данной проблемы отражена в целом ряде документов:
·Законе Российской Федерации «Об образовании». Один из целевых ориентиров документа направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций.
·в проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить «историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
0бразовательная программа по краеведению «Мы родом из Сольвычегодска» на наш взгляд является актуальной т.к. занимается решением данной проблемы – воспитанием юных патриотов своей Родины. История страны, как в зеркале, отражается в судьбах ее граждан. Чем больше изучаешь жизнь своих предков, тем лучше познаешь нюансы крупных исторических событий, более точно понимаешь их влияние на судьбы людей. А Родина каждого человека начинается с города, села, с улицы и с дома, в котором он живёт. Всё вышесказанное, а также введение регионального компонента в учебный план, обусловило создание программы по краеведению «Мы родом из Сольвычегодска».
Программа носит образовательный, общекультурный, деятельностный характер, рассчитана на учащихся 6-7 класса, включает 4 блока:
1.«История города Соли Вычегодской»
2.«Архитектура нашего города»
3.«Город Сольвычегодск на рубеже веков»
4.«Сыны Отечества»
Особое место в нашей программе отводится изучению истории
Великой Отечественной войны, через рассказы и воспоминания родственников, земляков, что делает восприятие событий тех лет близкими и понятными детям.
Главной целью программыявляется воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край и желающего принять активное участие в его жизни.
Образовательные задачи: знакомить с историей и современной жизнью своего родного города; изучать историю Великой Отечественной войны, через «живую историю» - судьбы земляков, прошедших военное лихолетье.
Воспитательные задачи: воспитывать гражданские качества, патриотическое отношение к России и своему краю, городу; способствовать укреплению семейных связей: изучение жизни города в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы; совместное решение задач, стоящих перед жителями нашего города (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье).
Развивающие задачи:развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся;активизировать участие детей в мероприятиях, посвящённых Победе в Великой Отечественной войне;формировать способность и готовность к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни.
В основу разработки содержания программы взятыведущие дидактические принципы и подходы, актуальные для современного школьного образования:
-опора на принцип рассмотрения краеведческих вопросов через единство России, региона и города;
Предлагаемая программа по краеведению построена на доступном учащимся местном материале. На протяжении всего курса обучения, обогащая свою память, учащиеся знакомятся с историей, известными людьми своего города. Программа по краеведению даёт возможность полнее использовать социально – культурную среду для изучения истории и культуры своего города и края, его замечательных людей, не ограничиваясь учебным заведением.В этих целях предусмотрены экскурсии и работа в музеях города - всего 8 часов. Музейная педагогика занимает достойное место в краеведческой образовательной программе. Занятия юных краеведов также проводятся в лекционной форме с элементами беседы, в игровой форме: викторины, конкурсы, мини - сочинения.
Познавательная деятельность:
1. Творческие работы: сообщения, сочинения, презентации, рисунки и т.д.
Речевая деятельность и работа с информацией:
1.Работа с учебными, художественными, научно – популярными текстами. 2.Поиск необходимой информации в словарях, энциклопедиях, в журналах, справочниках библиотеки, в Интернет.
3.Элементарное обоснование собственного высказанного суждения.
4.Выступление с сообщением перед аудиторией одноклассников.
Материал по краеведению может использоваться в рамках других дисциплин, таких как русский язык, литература, история и другими предметами, что способствует общекультурному развитию школьника. Программа рассчитана на 34 часа в течение учебного года. Занятия проводятся один раз в неделю, указано примерное количество часов на изучение каждой темы, формы проведения уроков.
Образовательным результатом программы будет:
·устойчивый интерес к истории своей Родины;
·знания по истории и культуре родного края;
·умение устанавливать связи между прошлым и современностью;
·способность творчески мыслить и рассуждать;
·способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах.
В этом учебном году, собранный учителем методический и дидактический материал, презентации использовали в своей работе учителя истории и начальных классов, педагог – организатор, классные руководители для проведения краеведческих уроков и урока Мужества.
2. Основная часть.
Тематическое планирование образовательной программы по краеведению «Мы родом из Сольвычегодска» (34 часа, для учащихся 6 -7 классов).
Блок
№
Тема
Количество часов
Форма работы
Блок 1. «История города Соли Вычегодской»
1
Рождение города.
(1492 год)
1 час
Лекция с элементами
беседы
2
Первый историк Соли - Вычегодской.
1час
Лекция с элементами
беседы.
Работа в парах с текстом.
3
Родовое гнездо именитых купцов Строгановых.
(XVI-XVIIIв.)
2 часа
Лекция с элементами
беседы.
Экскурсия.
4
Защита проектов
«Родословная моей семьи».
1 час
Конкурс проектов, рисунков.
Блок 2. «Архитектура нашего города»
5
Безвозвратно утраченное…
2 часа
Сообщение учеников
Конкурс эссе.
6
Благовещенский собор.
2 часа
Лекция с элементами
беседы.
Экскурсия.
7
Введенский собор.
2 часа
Лекция с элементами
беседы.
Экскурсия.
8
Спасообыденная церковь.
2 часа
Сообщение учеников.
Экскурсия.
9
«Юный следопыт» игра.
1 час
Игра команд
Блок 3. «Сольвычегодск на рубеже веков»
10
Купеческие династии Сольвычегодска. Купцы Хаминовы.
2 часа
Сообщение учеников.
Экскурсия.
11
Дом Пьянковых.
2 часа
Сообщение учеников.
Экскурсия.
12
Сольвычегодская ссылка (XIXв).
1 час
Лекция с элементами
беседы.
Экскурсия.
13
Игра – путешествие «Сольвычегодск прошлое и настоящее».
1 час
Работа в группах
Блок 4 . «Сыны Отечества»
14
Герои Великой Отечественной войны – мои земляки.
2 часа
Сообщение учеников.
15
«Не стареют душой ветераны».
2 часа
Работа поисковых групп.
Сообщение учеников.
16
ВО война в истории моей семьи (работа в тылу и участие в боевых действиях).
2 часа
Мини - сочинения;
Презентации
Рисунки.
17
«Уходили на фронт мальчишки»
( об учениках школы, ушедших на фронт со школьной скамьи).
1 час
Сообщение учеников
18
Высокое звание – русский солдат.
1 час
Встреча с Росляковым Л.Г.- ветераном войны.
19
День победы!
1 час
Экскурсия
20
Круглый стол
« Быть патриотом – это значит…».
2 часа
Работа в группах, эссе.
Беседа с элементами дискуссии
21
Итоговое занятие «Мы родом из Сольвычегодска».
1 час
Конкурс.
Итого 32 часа + 2 часа резерв.
Содержание программы:
Блок 1. «История города Соли Вычегодской».
Урок 1. Рождение города (1492 год) – 1 час.
Основание города, первые жители. Город Выбор, город Чернигов.
Символика города(см. Приложение 1 «Информационный материал для учителя», урок 1, Презентация № 1 «Сольвычегодск»).
Урок 2.Первый историк Соли - Вычегодской) – 1 час.
Алексей Иванович Соскин (1761—1822)—первый историк Сольвычегодска, его биография. Летописные источники(см. Приложение 1, урок 2).
Сольвычегодск вошел в историю, тесно связанный с фамилией крупнейших северных феодалов, промышленников и купцов Строгановых. История семьи, их вклад в развитие Севера Руси и государства.Экскурсия в Сольвычегодский историко- художественный музей.
(см. Приложение 1 «Информационный материал для учителя», урок 3-4).
Знакомство с историей 9 каменных церквей г. Сольвычегодска.
(см. Приложение 1,урок 6, Презентация № 2 «Безвозвратно утраченное…»). Выступление ребят с сообщениями.
Урок 7-8.Благовещенский собор– 2 часа.
Историческая справка. Описание строения. Убранство собора.
Экскурсия в Сольвычегодский историко- художественный музей.
(см. Приложение 1«Информационный материал для учителя», урок 7-8).
Урок 9-10. Введенский собор – 2 часа.
Историческая справка. Описание строения. Убранство собора. Сольвычегодская действующая церковь. Экскурсия в Введенский собор.
(см. Приложение 1«Информационный материал для учителя», урок 9-10).
Урок 11-12.Спасообыденная церковь – 2 часа.
Историческая справка. Описание строения. Судьба церкви в наши дни.
Экскурсия к Спосообыденной церкви.Выступление ученицы 9 класса Повалихиной Алены с исследовательской работой.
(см. Приложение1, урок 11-12,Презентация № 3).
Урок 13. Повторение изученного материала в игровой форме «Юный следопыт»- 1 час.
Блок 3. «Сольвычегодск на рубеже веков».
Урок 14-15.Купеческие династии Сольвычегодска. Купцы Хаминовы- 2 часа.
Сольвычегодск в XIX веке. Вклад Хаминовых в развитие города.
Экскурсия по улице Ленина. Выступление ученицы 9 класса Воронцовой Марии с исследовательской работой (см. Приложение1, урок 14-15,Презентация № 4).
Урок 16-17.Дом Пьянкова- 2 часа.
Историческая справка. Описание строения. Судьба дома в наши дни.
Экскурсия по улице Ленина. Выступление ученицы 9 класса Сергеевой Вики с исследовательской работой (см. Приложение 1, урок 16,Презентация № 5).
Урок 18-19.Сольвычегодская ссылка (XIXв)- 2 часа.
Первые политические ссыльные. Видные деятели советского государства, находившиеся в ссылке в Сольвычегодске. Экскурсия в музей политической ссылки (см. Приложение1, урок 18-19).
Урок 20. Повторение изученного материала.
Игра – путешествие «Сольвычегодск прошлое и настоящее»- 1 час.
Знакомство с элементами исследовательской деятельности в игровой форме
( проведение опроса, интервью, анализ документа).
Блок 4. «Сыны Отечества».
Урок 21-22.Герои Великой Отечественной войны – мои земляки- 2 часа.
Сообщения об адмирале Кузнецове Николае Герасимовиче, герое – медике Бегоулеве Борисе Петровиче. Герои - котлашане. Сообщение учащихся о героях ВО войны Котласского района (см. Приложение1, урок 20-21. Презентация № 6, 7).
Урок 27. «Уходили на фронт мальчишки» (о учениках школы, ушедших на фронт со школьной скамьи) - 1 час.
Выступление ученицы 8 класса Шавариной Наташи с исследовательской работой(см. Презентация № 8).
Урок 28. Встреча с ветераном Великой Отечественной войны - 1 час.
(см. Приложение1, урок 27. Презентация № 9).
Урок 29. День Победы! – 1 час.
Возложение венков к могиле неизвестного солдата, посещение выставки.
Урок 30-31. Круглый стол « Быть патриотом – это значит…» - 2 часа.
Выступление учащихся.
Урок 32. Итоговое занятие:Игра по станциям «Мы родом из Сольвычегодска»- 1час.
Список литературы:
1.Г. Бочаров, В. Выголов «Сольвычегодск Великий Устюг Тотьма», 1983, издательство «Искусство», с 329.
2.А.Н. Власов «Сольвычегодская старина В.Попова», Сыктывкар, 1997 год, с 145.