Официальный сайт pepsilight 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Образовательная краеведческая программа "Мы родом из Сольвычегодска"

Фото пользователя Елена Юрьевна Милькова
Размещено: Елена Юрьевна Милькова - ср, 05/05/2010 - 21:57
Данные об авторе
Автор(ы): 
Милькова Елена Юрьевна
Место работы, должность: 
МОУ Сольвычегодская СОШ, учитель
Регион: 
Архангельская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
все уровни образования
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
История
Предмет(ы): 
Краеведение
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Тип ресурса: 
образовательная программа
Краткое описание ресурса: 
Предлагаемая программа по краеведению построена на доступном учащимся местном материале. На протяжении всего курса обучения, обогащая свою память, учащиеся знакомятся с историей, известными людьми своего города. Программа по краеведению даёт возможность полнее использовать социально – культурную среду для изучения истории и культуры своего города и края, его замечательных людей, не ограничиваясь учебным заведением.

 

0бразовательная программа  по краеведению
«Мы родом из Сольвычегодска».
Пояснительная записка.
 
Не зря народная мудрость гласит: «Дерево питают корни, а человека Родина». Сегодня мы всё чаще обращаемся к духовным ценностям прошлого, пытаемся искать пути восстановления прерванных связей времён, осознаём необходимость изучения своих национальных корней как источника нашего нравственного здоровья, силы и богатства. Краеведение – одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования нравственному, эстетическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей. Современная общеобразовательная школа вместе со всем обществом переживает сегодня период обновления. И одной из главных проблем становится нравственно-патриотическое воспитание учащихся.
Важность данной проблемы отражена в целом ряде документов:
·   Законе Российской Федерации «Об образовании». Один из целевых ориентиров документа направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций.
·   в проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить «историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
0бразовательная программа  по краеведению «Мы родом из Сольвычегодска» на наш взгляд  является актуальной т.к. занимается решением данной проблемы – воспитанием юных патриотов своей Родины. История страны, как в зеркале, отражается в судьбах ее граждан. Чем больше изучаешь жизнь своих предков, тем лучше познаешь нюансы крупных исторических событий, более точно понимаешь их влияние на судьбы людей. А Родина каждого человека начинается с города, села, с улицы и с дома, в котором он живёт. Всё вышесказанное, а также введение   регионального компонента в учебный план, обусловило создание программы по краеведению «Мы родом из Сольвычегодска».
Программа носит образовательный, общекультурный, деятельностный характер, рассчитана на учащихся 6-7 класса, включает 4 блока:
1.                        «История города Соли Вычегодской»
2.                        «Архитектура нашего города»
3.                        «Город Сольвычегодск на рубеже веков»
4.                        «Сыны Отечества»
Особое место в нашей программе отводится   изучению истории
Великой Отечественной войны, через рассказы и воспоминания родственников, земляков, что делает восприятие событий тех лет близкими и понятными детям.
Главной целью программы является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край  и желающего принять активное участие в его жизни.
Образовательные задачи: знакомить с историей и современной жизнью своего родного города;  изучать историю Великой Отечественной войны, через «живую историю» - судьбы земляков, прошедших военное лихолетье. 
 Воспитательные задачи: воспитывать гражданские  качества, патриотическое отношение к России и своему краю, городу; способствовать укреплению семейных связей: изучение жизни города в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы; совместное решение задач, стоящих перед жителями нашего города (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье).
Развивающие задачи: развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся; активизировать участие детей в мероприятиях, посвящённых Победе в Великой Отечественной войне; формировать способность и готовность к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни.
В основу разработки содержания программы взяты ведущие дидактические принципы и подходы, актуальные для современного школьного образования:
- опора на принцип рассмотрения краеведческих вопросов через единство России, региона и города;
- гуманизм
- доступность
- креативность
- личностно-ориентированный подход
- практическая направленность и деятельностный подход.
Предлагаемая программа по краеведению построена на доступном учащимся местном материале. На протяжении всего курса обучения, обогащая свою память, учащиеся знакомятся с историей, известными людьми своего города. Программа по краеведению даёт возможность полнее использовать социально – культурную среду для изучения истории и культуры своего города и края, его замечательных людей, не ограничиваясь учебным заведением. В этих целях предусмотрены экскурсии и работа в музеях города - всего 8 часов.  Музейная педагогика занимает достойное место в краеведческой образовательной программе. Занятия юных краеведов также проводятся в  лекционной форме с элементами беседы, в игровой форме: викторины, конкурсы, мини - сочинения.
Познавательная деятельность:
1. Творческие работы: сообщения, сочинения, презентации, рисунки  и т.д.
Речевая деятельность и работа с информацией:
1.Работа с учебными, художественными, научно – популярными текстами. 2.Поиск необходимой информации в словарях, энциклопедиях, в журналах, справочниках библиотеки, в Интернет.
3.Элементарное обоснование собственного высказанного суждения.
4.Выступление с сообщением перед аудиторией одноклассников.
Материал по краеведению может использоваться в рамках других дисциплин, таких как русский язык, литература, история и другими предметами, что способствует общекультурному развитию школьника. Программа рассчитана на 34 часа в течение учебного года. Занятия проводятся один раз в неделю, указано примерное количество часов на изучение каждой темы, формы проведения уроков.
Образовательным результатом программы будет:
·       устойчивый интерес к истории своей Родины;
·       знания по истории и культуре родного края;
·       умение устанавливать связи между прошлым и современностью;
·       способность творчески мыслить и рассуждать;
·       способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах.
В этом учебном году, собранный учителем методический и дидактический материал, презентации использовали в своей работе учителя истории и начальных классов, педагог – организатор, классные руководители для проведения краеведческих уроков и урока Мужества.
2. Основная часть.
Тематическое планирование образовательной программы по краеведению «Мы родом из Сольвычегодска» (34 часа, для учащихся 6 -7 классов).

Блок
 
Тема
Количество часов
Форма работы
Блок 1. «История города Соли Вычегодской»
 
1
Рождение города.
(1492 год)
1 час
Лекция с элементами
беседы
2
Первый историк Соли - Вычегодской.
1час
Лекция с элементами
беседы.
Работа в парах с текстом.
3
Родовое гнездо именитых купцов Строгановых.
(XVI-XVIII в.)
2 часа
Лекция с элементами
беседы.
Экскурсия.
4
Защита проектов
«Родословная моей семьи».
1 час
Конкурс проектов, рисунков.
Блок 2. «Архитектура нашего города»
5
 
Безвозвратно утраченное…
2 часа
Сообщение учеников
Конкурс эссе.
6
 
Благовещенский собор.
2 часа
Лекция с элементами
беседы.
Экскурсия.
7
 
Введенский собор.
2 часа
Лекция с элементами
беседы.
Экскурсия.
8
 
Спасообыденная церковь.
2 часа
Сообщение учеников.
Экскурсия.
9
«Юный следопыт» игра.
1 час
Игра команд
Блок 3. «Сольвычегодск на рубеже веков»
 
 
10
Купеческие династии Сольвычегодска. Купцы Хаминовы.
2 часа
Сообщение учеников.
Экскурсия.
11
Дом Пьянковых.
2 часа
Сообщение учеников.
Экскурсия.
12
Сольвычегодская ссылка (XIXв).
1 час
Лекция с элементами
беседы.
Экскурсия.
13
Игра – путешествие «Сольвычегодск прошлое и настоящее».
1 час
Работа в группах
Блок 4 . «Сыны Отечества»
14
Герои Великой Отечественной войны – мои земляки.
2 часа
Сообщение учеников.
 
15
«Не стареют душой ветераны».
2 часа
Работа поисковых групп.
Сообщение учеников.
16
ВО война в истории моей семьи (работа в тылу и участие в боевых действиях).
2 часа
Мини - сочинения;
Презентации
Рисунки.
17
«Уходили на фронт мальчишки»
( об учениках школы, ушедших на фронт со школьной скамьи).
1 час
Сообщение учеников
 
18
Высокое звание – русский солдат.
1 час
Встреча с Росляковым Л.Г.- ветераном войны.
19
День победы!
 
1 час
Экскурсия
 
20
Круглый стол
« Быть патриотом – это значит…».
2 часа
Работа в группах, эссе.
Беседа с элементами дискуссии
 
21
Итоговое занятие «Мы родом из Сольвычегодска».
1 час
Конкурс.
Итого 32 часа + 2 часа резерв.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание программы:
Блок 1. «История города Соли Вычегодской».
Урок 1. Рождение города (1492 год) – 1 час.
Основание города, первые жители. Город Выбор, город Чернигов.
Символика города (см. Приложение 1 «Информационный материал для учителя», урок 1, Презентация № 1 «Сольвычегодск»).
Урок 2. Первый историк Соли - Вычегодской) – 1 час.
Алексей Иванович Соскин (1761—1822)—первый ис­торик Сольвычегодска, его биография. Летописные источники (см. Приложение 1, урок 2).
Урок 3-4. Родовое гнездо именитых купцов Строгановых (XVI-XVIII вв.)   – 2 часа.
Сольвычегодск вошел в историю, тесно связанный с фамилией крупнейших северных феода­лов, промышленников и купцов Строгановых. История семьи, их вклад в развитие Севера Руси и государства.Экскурсия в Сольвычегодский историко- художественный музей.
(см. Приложение 1 «Информационный материал для учителя», урок 3-4).
Урок 5. Обобщающий урок. Защита проектов « Родословная моей семьи» – 2 часа.
Сообщение уч-ся
Блок 2. «Архитектура нашего города».
Урок 6.  Безвозвратно утраченное… - 1час
Знакомство с историей 9 каменных церквей г. Сольвычегодска.
(см. Приложение 1, урок 6, Презентация № 2 «Безвозвратно утраченное…»). Выступление ребят с сообщениями.
Урок 7-8.  Благовещенский собор – 2 часа.
Историческая справка. Описание строения. Убранство собора.
Экскурсия в Сольвычегодский историко- художественный музей.
(см. Приложение 1«Информационный материал для учителя», урок 7-8). 
Урок 9-10. Введенский собор – 2 часа.
Историческая справка. Описание строения. Убранство собора. Сольвычегодская действующая церковь. Экскурсия в Введенский собор.
(см. Приложение 1«Информационный материал для учителя», урок 9-10). 
Урок 11-12.Спасообыденная церковь – 2 часа.
Историческая справка. Описание строения. Судьба церкви в наши дни.
Экскурсия к Спосообыденной церкви.  Выступление ученицы 9 класса Повалихиной Алены с исследовательской работой.
(см. Приложение1, урок 11-12,Презентация № 3). 
Урок 13. Повторение изученного материала в игровой форме «Юный следопыт» - 1 час.
Блок 3. «Сольвычегодск на рубеже веков».
Урок 14-15. Купеческие династии Сольвычегодска. Купцы Хаминовы - 2 часа.
Сольвычегодск в XIX веке. Вклад Хаминовых в развитие города. 
Экскурсия по улице Ленина. Выступление ученицы 9 класса Воронцовой Марии с исследовательской работой (см. Приложение1, урок 14-15,Презентация № 4). 
Урок 16-17. Дом Пьянкова- 2 часа.
Историческая справка. Описание строения. Судьба дома в наши дни.
Экскурсия по улице Ленина. Выступление ученицы 9 класса Сергеевой Вики с исследовательской работой (см. Приложение 1, урок 16,Презентация № 5).
Урок 18-19. Сольвычегодская ссылка (XIX в)- 2 часа.
Первые политические ссыльные. Видные деятели советского государства, находившиеся в ссылке в Сольвычегодске. Экскурсия в музей политической ссылки (см. Приложение1, урок 18-19).
Урок 20. Повторение изученного материала.
 Игра – путешествие «Сольвычегодск прошлое и настоящее»- 1 час.
Знакомство с элементами исследовательской деятельности в игровой форме
( проведение опроса, интервью, анализ документа).
 
Блок  4. «Сыны Отечества».
Урок 21-22. Герои Великой Отечественной войны – мои земляки - 2 часа.
Сообщения об адмирале Кузнецове Николае Герасимовиче, герое – медике Бегоулеве Борисе Петровиче.  Герои - котлашане. Сообщение учащихся о героях ВО войны Котласского района  (см. Приложение1, урок 20-21. Презентация № 6, 7).
 Урок 27. «Уходили на фронт мальчишки» (о учениках школы, ушедших на фронт со школьной скамьи) -  1 час.
Выступление ученицы 8 класса Шавариной Наташи с исследовательской работой(см. Презентация № 8).
Урок 28. Встреча с ветераном Великой Отечественной войны -  1 час.
(см. Приложение1, урок 27. Презентация № 9).
Урок 29. День Победы! – 1 час.
Возложение венков к могиле неизвестного солдата, посещение выставки.
Урок 30-31. Круглый стол « Быть патриотом – это значит…» -  2 часа.
Выступление учащихся.
Урок 32. Итоговое занятие: Игра по станциям «Мы родом из Сольвычегодска»- 1час.
 

 
 
 
 
 
 
 
Список литературы:
1.Г. Бочаров, В. Выголов «Сольвычегодск Великий Устюг Тотьма», 1983, издательство «Искусство», с 329.
2.А.Н. Власов «Сольвычегодская старина В.Попова», Сыктывкар, 1997 год, с 145. 
3.Газета «Восточно - Сибирская правда», №26170, 27.01.2010, Валентина Рекунова «Ростовщик - благотворитель Иван Хаминов».
4.«Золотые звезды северян», Архангельск, Северо-Западное книжное издательство, 1971 г;
5.М.К.Кузьмин. «Медики - Герои Советского Союза», М., 1969 г.
6.МК-Север, 10 мая 2006 (19), Ирина Яковлева.
7.В. Ноговицын «У «Соли Вычегодской», 1992, Котлас, с 45.
8.О.В.Овсянников «Сольвычегодск», 1973, Северо - Западное издательство, с. 95.
9.Папка из личного архива Дунаевой З. А.
10.Папка из фондов школьного музея «Письма выпускников военных лет».
11.Сольвычегодская старина, материалы и исследования к 500 - летию Сольвычегодска, Сыктывкар ,1994, с 202.
 12.А.Соскин «История города Соли - Вычегодской», Сыктывкар, 1997 год, с. 200. 
13.http://glavkom.narod.ru/biog00.htm
 
 
Прикрепленный файл Размер
Информационный материал для учителя.doc 1.83 Мбайт

Поиск

Loading

Оценка материала

...
Глобальная школьная лаборатория

Видео скачать на телефон бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн