Официальный сайт mkad14 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Образ человека в музыке П.И.Чайковского. План-конспект урока, презентация

Фото пользователя Эльвира Канафиевна Ахметзянова
Submitted by Эльвира Канафиевна Ахметзянова on чт, 06/05/2010 - 14:58
Данные об авторе
Автор(ы): 
Ахметзянова Эльвира Канафиевна
Место работы, должность: 

МОУ СОШ №3 им.Ю.А.Гагарина, учитель музыки, заместитель директора по воспитательной работе.

Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Музыка
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Тип ресурса: 
конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
<p> Данный план-конспект урока предназначен для учителей музыки средних школ, работающих по программе Критской, Сергеевой.К уроку прилагается презентация &quot;П.И.Чайковский&quot;с музыкой увертюры &quot;Ромео и Джульетта&quot;</p>

ПЛАН УРОКА МУЗЫКИ В 9 КЛАССЕ.

 

ТЕМА ЧЕТВЕРТИ: ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ.

 

ТЕМА 4 УРОКА:   музыка – как способ  отражения противоречивости жизненных явлений через интонационно – тематические связи  в  произведениях П.И.Чайковского.

 

ЦЕЛЬ УРОКА: формирование музыкального вкуса учащихся посредством  восприятия музыки П.И.Чайковского.

 Интонационно – образное восприятие музыкального произведения в единстве его содержания и формы.

 

ЗАДАЧИ:

1.Развитие у учащихся самостоятельной, творческой деятельности.

2.Использование на уроке информационно – коммуникационных технологий.

3. Овладение учащимися практическими умениями и навыками в музыкальной деятельности.

4. Воспитание любви и уважения к музыкальному, литературному и художественному наследию, заложить основы эстетическому восприятию окружающей жизни.

 

СТРУКТУРА УРОКА:

1.    Организационный момент.

2.    Повторение и закрепление темы.

3.    Тема. Основная часть.

4.    Физ.минутка.

5.    Творческая работа группы №3, презентация, слушание музыки.

6.    Исполнение песни.

7.    Итог урока, домашнее задание.

 

ОФОРМЛЕНИЕ: на экране – тема, эпиграф к уроку.

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, экран, проектор, магнитофон, диск СД с фонограммой песни.  

 

 

ХОД УРОКА.

1.     Организационный момент. Приветствие.

2.     Повторение пройденного.

На экране – тема четверти:  «Образ человека в мировой художественной культуре»

3.     Тема. Основная часть.

На экране высказывания П.И.Чайковского: «Я – человек, страстно любящий жизнь и столь же страстно ненавидящий смерть», «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя приносила людям радость, утешение и подмогу»

Это слова русского композитора 19 века Петра Ильича Чайковского. Сегодня мы будем говорить о жизни и творчестве этого композитора. Через его музыку попытаемся выявить жизненные истоки музыки, отражение противоречивости жизненных явлений через интонационно – тематические связи  в  произведениях.

·        Назовите произведения П.И.Чайковского какие знаете.( запись на обратной стороне доски для сравнения в конце урока)

Творчество П.И.Чайковского очень многогранно. Это один из немногих композиторов 19 века, работавший во всех музыкальных жанрах: опере, балете, симфонии, концерте; сочинивший массу замечательных вокальных и инструментальных произведений для детей «Детский альбом», «Времена года». Наверное, не зря композитор старался охватить как можно больше жанров музыки. Ведь это даёт больше возможности передать настроение, раскрыть внутренний мир человека с его переживаниями, чувствами, состоянием души. Тонкий и глубокий психолог, Чайковский с огромной эмоциональной силой  и убедительностью отразил духовный мир современников. Творчество Чайковского охватило почти все музыкальные жанры, среди которых ведущее место занимают самые масштабные - опера и симфония. В них нашла наиболее полное отражение художественная концепция композитора, в центре которой - глубинные процессы внутреннего мира человека, сложные движения души, раскрывающиеся в острых и напряженных драматических столкновениях. Однако и в этих жанрах всегда слышна главная интонация музыки Чайковского - певучая, лирическая, рожденная непосредственным выражением человеческого чувства и находящая столь же непосредственный отклик у слушателя.   Музыка Чайковского, воплощая драгоценные качества русской культуры - любовь и сострадание к человеку, необыкновенную чуткость к беспокойным исканиям человеческой души, непримиримость к злу и страстную жажду добра, красоты, нравственного совершенства, - обнаруживает глубокие связи с творчеством Л. Толстого и Ф. Достоевского, И. Тургенева и А. Чехова. В наши дни сбывается мечта Чайковского о том, чтобы увеличивалось число людей, любящих его музыку. Одним из свидетельств мировой славы великого русского композитора стал Международный конкурс его имени, привлекающий в Москву сотни музыкантов из разных стран. С 1957 года, 1 раз в 5 лет проводится международный конкурс имени П.И.Чайковского.

4.     Физ.минутка: потянулись в стороны. Вверх. Упражнение для глаз: закрыли глаза,  открыли глаза, посмотрели вверх, вниз, закрыли глаза, поморгали, закрыли. Послушаем тишину. Садитесь.

5.      Сегодня мне помогает творческая группа №3. Они подготовили презентацию о жизни и творчестве П.И.Чайковского.

·        Просмотр презентации. Слушание музыки.

В презентацию включены биографические данные о композиторе, характерные черты творчества,  фрагмент из  увертюры «Ромео и Джульетта»

   Значительное место в творчестве композитора заняли программные симфонические произведения. Одно из них  - увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта" (1869), по одноимённому произведению В.Шекспира.

 Содержание: два уважаемых и гордых семейства Монтекки и Капулетти находятся в длительной вражде. Никто не хочет первым остановить вражду, а тем более уступить друг другу. К несчастью их дети Ромео и Джульетта полюбили друг друга. Их не останавливает семейная вражда, но всё складывается против них. Молодые люди погибают во имя любви к друг другу. Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте.

Анализ музыки увертюры «Ромео и Джульетта». Ответы учащихся:

чувствуется глубина и трагичность произведения, сильные чувства, любовь и смерть. Каков характер музыки? (ответы учащихся) эта тема взята из жизни? Так может случиться в наше время? (ответы учащихся)

 Вы послушали программное произведение – увертюру – фантазию «Ромео и Джульетта».

·        Что значит программное произведение?

Программное произведение – это чаще всего симфоническая музыка, в  основе которой лежит тематическая программа, некий конкретный сюжет. Программность произведения задаётся или его названием, или излагается в специальном литературном комментарии.

·        Что такое увертюра? Что необычного здесь?  

Увертюра – это оркестровое вступление к опере, балету, кинофильму. В данном случае произведение самостоятельное, т.е.  это не вступительная часть и  здесь нет  продолжения.

Удалось ли композитору раскрыть образ человека через многоплановость своего произведения? Да.

Обсуждение работы третьей группы.  Если есть замечания, запишите их в тетради, затем скажете ребятам после уроков.

 

6.     Исполнение песни.

А сейчас мы с вами вспомним песню «Алые паруса». Исполнение песни в сопровождении гитары. (может быть фонограмма)

7.     Итог урока.

Сегодня мы с вами погрузились в мир прекрасной музыки  русского композитора 19 века П.И.Чайковского. Что вы взяли для себя из сегодняшнего урока? Какова основная мысль урока?

 Основная идея   произведений П.И.Чайковского – протест и борьба против тёмных сил жизни, воздвигающих препятствие на пути человека к счастью.

Музыка Чайковского создана для людей, чтобы они сопереживали вместе с ней, находили в ней красоту и гармонию. Музыка П.И.Чайковского отличается особой теплотой и задушевностью, она понятна миллионам людей разных стран, и остаётся популярной по сей день.

Так что же хотел сказать нам композитор этими словами?  (вернуться к начальному слайду – слова композитора) Как вы их понимаете?

Музыка должна приносить радость, душевный покой, стройность мыслей, оказывать  помощь в трудную минуту.

К какой музыке обратились бы вы в трудный момент? Есть ли  в вашем багаже такая музыка? Об этом вы расскажете мне на следующем уроке. Наш сегодняшний урок хочется завершить словами советского композитора 20 века

   Д.Шостаковича:  «Из века в век, из поколения в поколение переходит наша любовь к Чайковскому, к его прекрасной музыке, и в этом ее бессмертие»

  

Прикрепленный файл Size
П.И.Чайковский 2ч.ppt 251 KB


На: Образ человека в музыке П.И.Чайковского. План-конспект урок


Спасибо за урок, за материал! Попробую использовать идею в 8 классе




Фото пользователя Надежда Викторовна Никушина

На: Образ человека в музыке П.И.Чайковского. План-конспект урок


Годы жизни Бетховена: 1770-1827




Фото пользователя Марина Николаевна Матусова

На: Образ человека в музыке П.И.Чайковского. План-конспект урок


Спасибо Эльвира Канафиевна за материал урока. Обязательно применю на уроке искусства и думаю, что получится заинтересовать детей хотя бы познакомиться с музыкой Чайковского. К сожалению наши дети классической музыки не знают и не понимают, но хотя бы в школе приоткрыть для них дверь в прекраный мир музыки. Спасибо.



Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн