Официальный сайт synclub 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Сравнительная степень: прилагательное или наречие?

Submitted by Светлана Александровна Якунина on Fri, 07/05/2010 - 12:27
Данные об авторе
Автор(ы): 
Якунина Светлана Александровна
Место работы, должность: 
МОУ СОШ№1 р.п. Дергачи
Регион: 
Саратовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
дидактический материал
Краткое описание ресурса: 
Обоснование проблемы различения сравнительной простой степени прилагательного и наречия и её решение.

 

Сравнительная степень: прилагательное или наречие?
 
    Практика показывает, что различение прилагательных и наречий в сравнительной степени вызывает большие затруднения у учащихся. Сразу оговоримся, что речь идет о сложности различения сравнительной простой степени прилагательных и наречий, т.к. образование именно этой степени совпадает у обеих частей речи: с помощью суффиксов –ее(-ей), -е, -ше; кроме того, сложность различения обусловлена тем, что наречия на –О (-Е) образованы от качественных прилагательных и похожи на краткие прилагательные в форме среднего рода (искренне, весело). Сложность положения усугубляется еще и тем, что учебники не проясняют ситуацию на этот счет (в методической литературе эта тема также не оговаривается и никакого алгоритма действий в ней не предлагается), в лучшем случае учебник ( в данном случае -  Русский язык. Практика. 6кл.: учебник для общеобразоват. учреждений / Г.К.Лидман-Орлова, С.Н.Пименова, А.П.Еремеева и др.- М.: Дрофа, 2009) содержит упражнения, лишь указывающие на существование этой разницы.
    Возможно, это объясняется тем, что данный аспект сложной темы перехода одной части речи в другую появился в школьном курсе сравнительно недавно: так, в учебнике «Русский язык.5-6кл. / М.Т.Баранов, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба, Т.А.Ладыженская, Л,А.Тростенцова- М.: «Просвещение», 1985», во-первых, отсутствует раздел «Наречие»; во-вторых, по теме «Степени сравнения имен прилагательных» есть лишь одно упражнение, имеющее косвенное отношение к рассматриваемому вопросу,- это упр.258(стр.100):
 
Спишите, образуя от имен прилагательных, данных в скобках, простую сравнительную степень. Подчеркните их как члены предложения. У каких прилагательных форма простой сравн. степени берется от другой основы?
1.Здоровье (дорогой) золота. 2. Добрые сл..ва (хороший) мя..кого п..рога. 3.После работы еда (вкусный). 4. Правда (светлый) солнца. 5. Дождлив.. лето (плохой) осен.. (Пословицы)
 
    Дело в том , что одним из различий сравн. степени прилагательных и наречий является их синтаксическая роль: у прилагательного- сказуемое, у наречия- обстоятельство. Сравните: И все плотнее (как?- обстоятельство) заполнялся берег, и вырастали на нем горы всевозможных грузов…
 
    Помогает сопоставить и сравнить обе части речи в сравн. степени упр.548 на стр.200 указанного действующего учебника ( см. выше; далее ссылаться буду только на него) :
 
     Запишите предложение. Определите, к какой части речи относятся выделенные слова.
Никогда (не) свет..т солнце так ярко, как в март.., никогда (не) бывае..т небо таким просторн..м и чист..м, как в март.., и, чем ярче сияет солнце, тем злее ночной мороз. (З.Воскресенская)
 
    Для 6-го класса затруднительно выполнить синтаксический разбор данного предложения, поэтому идем другим путем, путем замены. Рассуждаем так: поскольку сравнительная степень обозначает, что какой-то признак проявляется в одном предмете в большей или меньшей степени, чем в другом, нам нужно найти исходный вариант. Сейчас « солнце сияет ярче», до этого, раньше сияло ярко. «Ярко»- это наречие, значит «ярче» - сравнительная степень наречия, которая отвечает на вопрос «как?» и в предложении является обстоятельством. Далее: «ночной мороз (стал) злее», а был злым (каким?). Из чего следует, что «злее»- сравн. степень прилагательного и в предложении является сказуемым.
    Поможет закрепить навык сопоставления часть1 упр.547(стр.200): Сравните предложения: Ветер дует тише.- Сегодня ветер тише, чем вчера. Какой частью речи является слово тише в этих предложениях? Какие признаки вы привлечете для доказательства? Можно ли определить, какой частью речи являются слова ярче, красивее, умнее вне предложения? Почему? Как это доказать?
 
   Теперь применяем оба признака различения:1. Синтаксическая роль:
                                                                                                                         Ветер дует (как?) тише. - обстоятельство.
                                                                                                                          Сегодня ветер ( был каков?) тише, чем вчера. - сказуемое.
                                                                               2. Замена: дует тише – дул (как?) тихо – наречие.
                                                                                                сегодня ветер тише – вчера был (каким?) тихим – прилагательное.
    Акцентируем внимание на том, что вне предложения определить, какой частью речи являются данные в сравнительной степени слова, нельзя.
 
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ.
Карточка №1
Сравнительная степень наречия или прилагательного? (выделите суффиксы, определите ч.р.)
Бледне..т ночь. Туманов п..лена в л..щинах и лугах ст..новится белее, звучнее лес, бе..жизненней луна и серебро росы на стеклах холоднее.
 
Карточка №2
Найдите прилагательные в форме сравнительной степени. Докажите свою правоту(ч.р.+ формообразующие морфемы)
  1. Нет в мире голоса богаче, гибче и прекрасней, чем голос этой маленькой серой птички. (В.Бианки) 2. Красота природы помогает человеку стать добрее, а доброта помогает природе стать красивее. (В.Крупин)
 
Карточка №3
Определите часть речи выделенных слов (не забудьте указать их синтаксическую роль)
Азиатские слоны спокойней, покладистей, чем африканские, и в зоопарке их держат почти на свободе. На слонах повзрослее служители верхом, как мальчишки в нашей деревне на лошадях, ездят на территории зоопарка по разным делам. (В.Песков)
 
Карточка №4
Найдите слово, употребленное в сравнительной степени. Определите его часть речи. Вставьте пропущенные знаки препинания.
Свежеют с каждым днем и молодеют сосны чернеет лес синеет мягче даль сдается наконец сырым ветрам февраль и потемнел в лощинах снег наносный.
 
Карточка №5
Распределите по столбикам сравн. степень прилагательного / сравн. степень наречия.
  1. Человеческое слово стрелы острее.2.Больше слушай, поменьше говори. 3.Легче друга потерять, чем найти. 4.Живое слово дороже мертвой буквы. 5. И лес шумит дружней, когда деревьев много.6. Дым Отечества светлее чужого огня. 7. На чужой стороне родина милей вдвойне.
 
ПОСЛЕСЛОВИЕ
 
    «Напомним еще несколько нюансов, связанных с образованием степеней сравнения прилагательных:
1.      Формы степеней сравнения образуются только у качественных прилагательных, т.к. признаки, обозначаемые относительными и притяжательными прилагательными, не могут иметь разные степени проявления (нельзя быть более или менее деревянным или лебединым). Но и среди качественных прилагательных встречаются слова, от которых невозможно по тем же причинам образовать формы степени сравнения: голым, босым, слепым, глухим, пустым нельзя быть в большей или в меньшей степени. И когда В.В.Маяковский утверждал, что «Ленин и теперь живее всех живых…», он допускал поэтическую вольность не только по отношению к объективной истине, но и по отношению к лексическим особенностям качественного прилагательного живой, которое, как и его антоним- мертвый, не может употребляться в сравнительной степени.
2.      Формы сравнительной и превосходной степени бывают простыми и составными. Надо правильно образовывать и первые, и вторые, не допуская типичных ошибок. Для образования составной(сложной- примечание мое) формы сравнительной степени нужно к прилагательному в начальной форме прибавить слово более: более красивый, толстый, умный. Для образования превосходной степени(наречий- примечание мое) нужно к простой форме сравнительной степени добавить слово всех: толще, красивее, умнее всех. Промежуточных вариантов не бывает: более толще или более слабее- недопустимое сочетание! Составные формы можно образовать от всех без исключения прилагательных…»(Казбек- Казиева, М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы – М.: Айрис- пресс, 2008)


На: Сравнительная степень: прилагательное или наречие?


Светлана Александровна! Спасибо за интересный материал!




Фото пользователя Лидия Николаевна Золотова

На: Сравнительная степень: прилагательное или наречие?


Светлана Александровна! Спасибо за дидактический материал, обязательно им воспользуюсь. С уважением Золотова Л.Н.




Фото пользователя Виктория Ивановна Громова

На: Сравнительная степень: прилагательное или наречие?


Светлана Александровна, замечательный материал.

С уважением В.И. Громова



Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн