Официальный сайт forexnw 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Япония

Фото пользователя Елена Витальевна Cемилетова
Размещено: Елена Витальевна Cемилетова - пт, 07/05/2010 - 13:58
Данные об авторе
Автор(ы): 
Семилетова Елена Витальевна
Место работы, должность: 
учитель географии МОУ СОШ № 16 "Школа успеха"
Регион: 
Ростовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
все уровни образования
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Все целевые аудитории
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
География
Цель урока: 
1.Формирование представления о роли и месте Японии в мировой экономике, о факторах, определяющих важнейшие экономико-географические особенности современной Японии. 2.Расширение географических знаний и кругозора по теме «Япония». 3.Знакомство с «японской моделью» развития экономики; 4.Формирование нравственных ценностей и эстетического отношения к элементам живой и неживой природы как источнику жизни, красоты, духовной культуры японского народа. 5.Определение вклада Японии в мировую культуру.
Тип урока: 
Комбинированный урок
Используемое оборудование: 

Интерактивная доска SMART 

экономическая карта Японии, флаг Японии, высказывания на японском языке, визитная карточка (заполняется вместе с детьми), литература о Японии, картины японских художников, посуда для чайной церемонии, чашки для саке, супа, риса, палочки для еды и другая столовая утварь,  кимоно и элементы одежды,  предметы религиозного культа, икебана, бонсай, предметы искусства народа Японии, теле- и видеоаппаратура.  


Краткое описание: 
Необычный урок, на котором вы попробуете погрузиться в мир другого народа. Вы побываете в стране, которую называют очень странно «Страна наоборот». И для этого есть все основания. В этой удивительной стране пальто подаёт женщина, руль в машине с правой стороны, кошки бесхвостые, здесь пишут сверху вниз, едят палочками, спят на полу, а белый цвет является траурным. Так что же это за страна такая – Япония.

О, вот она – чудесная страна
Заветный край мой – Акицусима!
Как крылья стрекозы, простёрты острова,
Страна Ямато – вот она!
Мацуо Басё

Здравствуйте!  Конничива!

Сегодня у нас необычный урок. Мы попробуем погрузиться в мир другого народа. Мы побываем в стране, которую называют очень странно «Страна наоборот». И для этого есть все основания. В этой удивительной стране пальто подаёт женщина, руль в машине с правой стороны, кошки бесхвостые, здесь пишут сверху вниз, едят палочками, спят на полу, а белый цвет является траурным. Так что же это за страна такая – Япония.
Я хочу сейчас обратиться к вам за помощью. Ведь на самом деле вы так много знаете, сами того не осознавая.
У вас на столах лежат карточки. Подумайте, пожалуйста, и напишите.
1 существительное
1 прилагательное
1 глагол
1 предложение, которое у вас ассоциируется со словом Япония.
Вывесить слова на доску
Посмотрите, как много вы знаете, мы можем назвать эти слова символами Японии. Так что же сегодня на уроке мы сможем рассмотреть.
Обратиться к целям.

Япония наш сосед. Лишь узенькие ниточки морских проливов разделяют территории наших стран. 43 км отделяют остров Хоккайдо от острова Сахалин и лишь 5 км до ближайшего из островов Курильской гряды.
Давайте составим визитную карточку нашего соседа
Перед вами лежит папка. Откройте её, пожалуйста. Возьмите лист визитной карточки и попытайтесь заполнить её.
 

Заполнение визитки
 

Название: Япония;
Тип территории: островное государство;
Состав территории: 4 крупных острова (Хоккайдо, Хонсю, Кюсю, Сикоку) и 4000 мелких островов. Все острова соединены между собой мостами и тоннелями.
Длина с севера на юг: 3500 км;
Площадь: 372,2 тыс. км²
Численность населения: 125,5 млн. чел.;
Государственный язык: японский;
Столица: Токио;
Денежная единица: Йена;
Член ООН: с 1956 года
Флаг: красный круг, олицетворяющий солнце;
Форма правления: конституционная монархия;
Глава государства: император;
Высший законодательный орган: парламент;
Государственное устройство: унитарное государство;
Национальный состав: 99% японцы;
Религиозный состав: синтоизм – 76%, буддизм – 16%. Многие исследователи, побывав Японии, считают японцев атеистами, а русский путешественник Г. Востоков так писал об этом: «…Если вы спросите японца, какая его вера, он вас не поймёт. Всё, что он сумеет вам ответить, что согласно обычаю, ему дали имя в синтоистском храме и что, вероятно, при похоронах его будут провожать буддийские бонзы, между этими крайними точками он легко может стать христианином»
Уровень грамотности: 100 % (у японских педагогов, психологов и врачей есть методика, по которой они обучают детей с глубокими отставаниями в развитии);
Средняя продолжительность жизни: 76 лет – мужчины, 82 года – женщины. На одного врача в Японии приходится 610 человек. Каковы же причины долголетия японцев:
1. Наисвежайшие продукты;
2. Отношение к жизни (ценят жизнь и берегут природу);
3. Доброжелательность;
4. Привычка ходить (в стране существует программа 10000 шагов к здоровью);
5. Гигиена.
Средняя плотность населения: 336 чел./км², а по тихоокеанскому побережью от 1до 8 чел./м²;
Урбанизация: 77 %;
Национальный цветок: круглая хризантема;
Национальный символ: Фудзияма (рассказ учащегося о горе);
Горы: 75 % территории;
Леса: 70 % территории (причём большинство из них искусственные):
Омывается: Тихим океаном, Охотским, Японским и Южно-Китайским морями.
Япония – горная страна, для расширения жизненного пространства японцы создают искусственные острова и полуострова, засыпая прилегающую акваторию. Территория страны подвержена высокой сейсмической активности, отмечается до 1500 землетрясений разной силы в год. С извержением вулканов, связаны вызванные ими волны цунами, приносящие большой ущерб хозяйству, особенно о. Хонсю и о. Хоккайдо.
Япония бедна полезными ископаемыми. Имеются сравнительно небольшие запасы серы, меди, угля, железной руды, редких металлов, каменной соли.
Климат Японии благоприятен для жизни людей и ведения хозяйства. Важным фактором, формирующим климат, являются муссоны.
Реки многоводны. Являются источником электроэнергии, но не пригодны для судоходства.


Япония - страна, стоящая на постиндустриальном этапе развития.
Каким же образом, имея такие скудные ресурсы, Япония стала лидером в экономике современного мира? Чем обусловлено «экономическое чудо» Японии? Что такое «японская модель» развития экономики?
 

Работа с опорами на доске
1. Выработка тщательно продуманной национальной стратегии экономического развития с учётом местных условий, когда в хозяйственную деятельность было вовлечено всё взрослое население.
2. Сочетание крупного массового производства с множеством мелких предприятий – поставщиков.
3. На начальном этапе развития экономики, чтобы не терять время на научно-исследовательские разработки и на внедрение новых открытий в производство, японские предприниматели сделали ставку на импорт зарубежной мысли. Японцы охотно покупали патенты и лицензии у других стран, но не пускали на свои предприятия иностранцев.
4. Японцы выпускают лишь ту продукцию, которая пользуется спросом на мировом рынке.
5. Вложение капиталов в наукоёмкое производство. В Японии создано 19 технополисов.
6. Ограничение военных расходов, т.к. после 1945 года Япония не может иметь армию.
7. Японская система образования. Учиться в Японии престижно. Учатся японцы с 5 лет. Важным считается поступление в престижный университет. Для этого учащиеся кроме общеобразовательных школ учатся и в школах «погружения». Они так устают от учёбы, что иногда спят на уроках. Если ребёнок не поступил в университет, он снова поступает в школу погружения и опять поступает в университет. В Японии всеобщее высшее образование. По уровню образования Япония занимает 1 место в мире.
8. Сравнительно дешевая рабочая сила в сочетании с высокими технологиями производства. Оплата труда зависит от качества выпускаемой продукции.
9. Традиционное трудолюбие японцев. Японец выбирает фирму на всю жизнь. От стажа работы зависит заработная плата. Фирма обеспечивает служащих жильём, медицинским обслуживанием, пенсией. Люди гордятся своей работой и, как правило, искренне привязаны к компании, в которой работают. Чтобы не выглядеть бездельниками японцы не берут отпуска и хозяева вынуждены закрывать предприятия на время отпуска сотрудников.


Давайте рассмотрим, какие же отрасли хозяйства развиты в Японии
Перед вами экономическая карта Японии. Как вы думаете, какие отрасли промышленности мы можем назвать отраслями специализации?
Учащиеся отвечают:
 Машиностроение и металлообработка;
 Электротехника;
 Судостроение;
 Автомобилестроение;
 Черная металлургия;
 Химическая промышленность;
 Нефтепереработка;
 Пищевая промышленность;
 Лёгкая промышленность;
 Лесная и деревообрабатывающая промышленность.
Назовите центры промышленного производства страны?
 Токио;
 Осака;
 Иокогама;
 Нагасаки;
 Нагоя,
 Китакюсю;
 Саппоро;
 Фукуока.


Посмотрите внимательно на карту. Какие особенности размещения крупных промышленных центров вы видите.
Ответ учащихся:
Всю территорию Японии можно разделить на 2 части: южная, юго-восточная, которая носит название «лицевая часть», где и размещена большая часть производства. И северная, северо-западная – «тыльная часть», которая не имеет такой высокой концентрации производства и является более экологически чистой территорией
Важной особенностью экономики являются международные экономические связи, т.к.9/10 хозяйства ориентировано на импорт.

Давайте рассмотрим схему экспорта и импорта. Какие товары ввозят в Японию, а какие товары Япония экспортирует? Работа со схемой в учебнике.
 

Японцы – загадка нашего века, это самый непостижимый, самый парадоксальный из народов. Они не похожи не на какой другой народ мира. Это натуры самые чуткие, живые, артистичные и в тоже время самые невозмутимые, непрактичные, молчаливые люди.
Японская нация зародилась от пришедших сюда с Дальнего Востока – айнов. Япония много столетий была изолирована от остального мира и поэтому сохранила свою самобытность и своеобразие. Японцы свято почитают старинные обряды и традиции, к числу которых относятся почитание старших, кимоно, особенности японской кухни, сервировка стола, чайная церемония, икебана, бонсай, оригами и т. д.
 

Ребята выступают с сообщениями, которые подготовили дополнительно, получив опережающее задание.
 

Поклон.
Для японцев очень важно доброе отношение друг к другу. Это выражается прежде всего в поклоне. У Японцев приняты поклоны и улыбки. Подчиненный кланяется своему начальнику, сгибая корпус под углом 45º, коллеги кланяются друг другу под углом 15º, встречают клиентов под углом 30º, ученик кланяется учителю под углом 48º и если ученик вырос и стал, к примеру, премьер-министром страны, он при встрече с учителем кланяется под тем же углом - значит каждому свой «угол». Еще, когда мать по японскому обычаю, носит младенца у себя за спиной, она при каждом поклоне заставляет кланяться и его, давая тем самым первые уроки почитания старших.
Чаепитие.
Чаепитие в Японии представляет собой целый обряд, который называется «тя-ню-ю», что означает в переводе «чайная церемония». Участвуют в обряде не более 5 человек. В комнате даже днём должен быть полумрак, а вся мебель и предметы в ней – старинные, лишь белоснежный льняной платок бамбуковый ковш подчёркнуто новые.
Все участники церемонии садятся на пол. Один из них насыпает в чашку порошок – растёртый в пудру зелёный чай, заливает его кипятком и специальным бамбуковым венчиком взбивает пену. Обряд происходит в полном молчании. Особое внимание уделяется качеству воды.
Созерцание мира одна из черт японского народа. К нему можно отнести и выращивание бонсай и составление икебаны.
Бонсай.
Есть в Японии настоящие чудеса. Одно из них – бонсай – миниатюрные сады. Это маленькие садики, но своими размерами, не превышающие размеров комнаты. Растут в них карликовые деревья: дубы, клёны, лиственницы высотой до 30 сантиметров. Выращивают их более 900 лет несколько поколений людей, передаются они по наследству. Японцы могут часами любоваться такими садиками, проводить около них всё свое свободное время в раздумьях, отдыхая от тяжёлого трудового дня. Существование такого садика может быть объяснено стремление людей познать красоту большого мира, иметь её рядом с собой.
Икебана.
Икебана – приблизительный перевод искусство составления цветов. Это целая наука. Её преподают в специальных школах. Обучают этому искусству с 6 лет, три раза в неделю. Проникновение в мир икебаны требует от человека профессиональных знаний и особого дара – тонкого зрительного восприятия её едва уловимых свойств. В основе лежат три линии символизирующие Небо. Человека и Землю. Икебана это не просто букет – это символ.
Кимоно.
Кимоно переводится с японского как одежда. Кимоно – это японский национальный костюм. Его и сегодня в праздничные дни носят все от мала до велика. Оно передаётся по наследству, одно на всех: нет различий – мужское или женское. Кимоно – одежда, которая никогда не выбрасывается.
Давайте посмотрим, как выглядит японский дом.
Японский дом
 

В Японии часто случаются землетрясения, поэтому здесь строят такие дома, при разрушении которых не гибнут люди.
Просмотр видео
Дома сделаны из лёгких деревянных планок. Стены раздвигаются, как дверцы книжного шкафа. Это позволяет легко и быстро менять планировку жилища полы покрыты специальными циновками из прессованной рисовой соломы. Днем на них сидят и обедают, а ночью – спят. Мебели, как правило, мало. В доме идеальная чистота. Придут гости, хозяева пригласят их к столу. Каждому подадут вместо вилки две палочки. В Японии ежегодно покупают 11,3 млрд. деревянных палочек, используют только один раз, а потом выбрасывают. Вместо стульев мягкие подушечки. Посуда на столе не имеет ничего общего с тем. Что мы называем сервизами. Приезжие удивляются, что за разнобой. А японцу кажется безвкусицей иметь одну и ту же роспись на тарелках и чашках. А станут гости уходить, хозяева им подарят птичку- журавлика. Считается. Что он принесёт людям счастье.
Учащиеся раздают гостям журавликов
Журавлик сегодня стал не только символом счастья. После трагедии в городах Хиросима и Нагасаки он стал ещё и символом надежды.
 Интересной является и японская философия. Напрмер, японская писательница Сэй Сёнагон написала в 996 году «Макуро но соси» (записки у изголовья). Такие записки японцы до сих пор вешают у изголовья своей кровати. Привести примеры таких высказываний.

Что наводит уныние?

Собака, которая воет среди белого дня.  Погонщик, у которого издох бык. Комната для родов, в которой умер ребёнок. Учёный высшего звания у которого рождаются только девочки.

Что редко встречается?

Невестка, которую любит свекровь. Слуга, который не чернит своего хозяина. Человек без малейшего недостатка.

Что утратило цену?

Большая лодка, брошенная на берегу во время отлива. ничтожный человек, распекающий своего слугу. женщина, которая сняла парик и причёсывает короткие  жидкие пряди своих волос.

Когда сжимается сердце?

Когда глядишь на состязание всадников. Когда родители выглядят хуже обычного.

Что умиляет?

Детское личико, нарисованное на дыне. ручной воробышек, который бежит вприпрыжку за тобой, когда ты пищишь на мышиный лад: тю-тю-тю. Ползающий ребёнок двух-трёх лет. Мальчик лет восьми-девяти, читающий книжку, его тонкий детский голосок проникает прямо в сердце. Цыплята, бегущие впереди тебя на длинных ножках.

Предложить выбрать ту, которую бы вы повесили бы у своих изголовий.
 

Традиции в Японии сохраняются благодаря своеобразному воспитанию своих детей. Воспитание ребёнка разделено на 3 этапа:
1 этап – до 5 лет. Ребёнок – «бог» - ему позволяется делать всё, т.к. ребёнок познаёт мир.
2 этап – до 14 лет. Ребёнок – «раб» - он должен беспрекословно подчиняться своим родителям. Т.к. он учится быть исполнительным.
3 этап – от 14 лет. Ребенок - «друг» - с его мнение считаются, с ним советуются, т.к. он учится быть самостоятельным.
 

На сегодняшнем уроке мы побывали в одном из самых удивительных уголков нашей планеты, в удивительной стране. В которой люди наперекор природе, не давшей им в достатке ни полезных ископаемых, ни земли, достигли таких экономических высот, что многие на земле могли бы им позавидовать.
 

Ребята у вас на столах лежат тесты. Имеющие в углу иероглиф различного цвета (синий, желтый, зелёный, красный, оранжевый). Вы можете выбрать любой.
Проводится тестирование.
Попросить ребят одной из групп проверить тесты. Разложив их по цвету.
 

Домашнее задание:
Тема 7, § 3.
Дополнительное задание по выбору учащихся:
1. Чтобы ты назвал «Экономическим сердцем» Японии и почему?
2. В чём своеобразие страны «Восходящего солнца».
3. Закончилось ли японское «экономическое чудо».

 

Подведение итогов
Обратится к целям. Как учащиеся считают, выполнили мы их.
Выставление оценок.

Вот и закончился наш урок. Спасибо вам за работу. Сайонари! До свидания!


 


»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Анна Эртель

На: Япония


Уважаемая Елена Витальенва! Спасибо за конспект урока, очень интересно! А какое видео Вы показываете на уроке? Можно ли его разместить на ОК?
Анна Эртель, РО ИПК и ПРО



Фото пользователя Елена Витальевна Cемилетова

На: Япония


Это видео, где показано обучение японцев безопасности при землетрясениях. Я постараюсь разместить его в Открытом классе.

С уважением, Елена Семилетова.



Фото пользователя Галина Николаевна Олькина

На: Япония


Очень интересный урок. Спасибо
Галина Олькина



Фото пользователя Василий Дмитриевич Какичев

На: Япония


Елена Витальевна! Спасибо за урок. Интересен как сам материал, так и структура урока. Подобные опережающие задания способствуют развитию познавательного интереса к предмету.



Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн