"Где-то гремит война" - может, где-то - это рядом с тобой?
Submitted by Людмила Петровна Курышева on Fri, 07/05/2010 - 18:46
Курышева Л.П.
Урок литературы в 6 классе по повести В.П.Астафьева «Где-то гремит война»
«Где-то гремит война» - может, это рядом с тобой?
Цели:
1)Воспитать уважение к подвигу советского человека;
2)Показать детям, что подвиг может быть не только военным, но трудовым, человеческим;
3)Совершенствовать навык анализа текста.
Ход урока.
1.Творческая мотивация.
А) Напишите слово «тыл», объясните его лексическое значение. Найдите это слово в словаре.
Сегодня на уроке мы составим своего рода словарик лексики военных лет, он поможет во многом разобраться.
Б)Чтение стихотворения Леонида Встречного.
Твой труд приблизил час Победы,
Дал людям радость и покой,
А на фронтах отцы и деды
Край защитили наш родной.
Совсем молоденькой девчонкой
Пришла к станку ты на завод,
Где шум стоял довольно громко,
В твоих руках нуждался фронт.
Для артиллерии снаряды
Производили вы тогда,
И ветераны были рядом
Трудились честно, как всегда.
В две смены на заводе были,
Не покладая нежных рук,
Детали на станке точили,
Забыв про боль и про недуг
Паек ваш был, чтоб сил хватило -
Картошка, свекла и ботва
И черный хлеб, всеми любимый,
И родниковая вода.
Вы ждали весточки солдата,
Что вас на фронте защищал,
Вы ждали от отца и брата,
От тех, кто с немцем воевал.
О чем идет речь в стихотворении?
Каким был труд в годы войны? Найдите строчку в стихотворении, говорящую об этом.
Кто адресат этого стихотворения? Почему? Кто работал в тылу в годы войны? Найдите подтверждение в тексте. На какую портретную деталь обращает внимание автор? (руки: «в твоих руках нуждался фронт», «не покладая нежных рук») С какой целью?
Чем, кроме непосильного труда, было страшно военное время? Найдите в тексте (потерей близких «вы ждали весточки солдата», «вы ждали от отца и брата»)
Каково отношение автора к работе в тылу?( Они были в одном строю с теми, кто защищал нашу Родину на фронте)
В) Слово учителя(Слайд 1, 2)
Сегодня мы обратимся к повести В.П.Астафьева «Где-то гремит война», в которой речь идет именно о жизни человека во время войны, но не на фронте. Главный герой повести, Витька Потылицын, замерзая, говорит так: «Никакого чуда нет. Чудо в тепле, за печкой живет. Чудо слушает сказки, вой в трубе. Чудо мохнатое, доброе, домовитое. Чудо - пуховый платок покойной матери на больных ногах. Чудо - руки бабушки, ее ворчанье и шумная ругань. Чудо - встречный человек. Чудо - его голос, глаза, уши. Чудо - это жизнь Я не хочу умирать. Мне семнадцать лет. Только еще семнадцать. Я еще не окончил фэзэо, еще никакой пользы людям не сделал, той пользы, ради которой родила меня мать и растили меня, сироту, люди, отрывая от себя последний кусок хлеба». Очень тяжело было жить во время войны. На этом уроке хотелось бы, чтобы вы это поняли и запомнили. Запомнили, что каждый миг жизни во время войны – это борьба со смертью, это приближение Победы, это подвиг.
2.Основная часть.
А) Краткий рассказ о юности писателя: скажите, видите ли вы общее в судьбах героя повести и В.Астафьева?
Виктор Астафьев( Слайд 3,4, 5,6)родился1 мая1924 годав селе Овсянка, недалеко от Красноярска, в семье Лидии Ильиничны Потылициной и Петра Павловича Астафьева. Он был третьим ребёнком в семье, однако две его старшие сестры умерли в младенчестве. Через несколько лет после рождения сына Пётр Астафьев попадает в тюрьму с формулировкой «вредительство». Во время очередной поездки Лидии к мужу лодка, в которой среди прочих плыла она, перевернулась. Лидия Потылицина, упав в воду, зацепилась косой за сплавную бону и утонула. Её тело нашли лишь через несколько дней. Виктору тогда было семь лет. После смерти матери Виктор жил у её родителей — Екатерины Петровны и Ильи Евграфовича Потылициных. О детстве, проведённом с бабушкой Катериной Петровной и оставившим в душе писателя светлые воспоминания, Виктор Астафьев рассказал в первой части автобиографии «Последний поклон». Отец женился второй раз, работал по договорам на севере, Виктор оказался на улице, получил направление в детдом. В 1942 году добровольцем ушел на фронт.
- Каким было его детство? Как он оказался в ФЗО? Расшифруйте, что такое ФЗО? Запишите в словарик. Как жили ребята там? Какие эпизоды говорят о трудной жизни ребят?
Б) Жизнь в тылу. Групповая работа. Класс делится на 4 группы, каждая получает небольшой фрагмент текста для анализа и вопросы, готовит сообщение и выступает с ним перед классом.
1 группа.
Группу и профессию в ФЗО я не выбирал -- они сами меня выбрали. Всех поступивших в училище ребят и девчонок выстроили возле центрального барака и приказали подравняться. Строгое начальство в железнодорожных шинелях пристально нас оглядело и тем парням, что крупнее да покрепче, велело сделать шаг вперед, сомкнуться и слушать. "Будете учиться на составителей поездов", -- не то объявили, не то приказали нам, а слов о том, что идет война и Родина ждет, тоже не говорили, потому что и так все было понятно. Из того, что отобрали в составительскую группу самых могутных парней и не допустили в нее девчонок, мы заключили, что работа нас ждет нешуточная, и кто-то высказал догадку: не глядя на военное время, нам выдадут суконную форму и поставят на особое питание.
И хотя предсказание это оказалось поспешным и не сбылось, мы все же склонны были считать и считали себя людьми в желдоручилище особенными и постепенно приучили к тому, чтобы нас таковыми считали ребята и девчонки из других групп, не протестовали бы, когда нам перепадали поблажки в виде внеочередного дежурства на кухне, в хлеборезке или поездки домой, и опасались нарушать внутренний режим, если в корпусах стояли наши дневальные. Учились мы скороспешно, железнодорожный транспорт был оголен военкомами в сумятице первых военных месяцев до того, что даже с фронта скоро начали отзывать железнодорожников, и потому выходных нам не давали, никуда нас не отпускали, словом, держали строго, по-военному.
Мы сами выискивали возможности и способы прятать друг друга на поверках и подменяться во время практики и, сколь мне помнится, Виктора Ивановича Плохих, давшего возможность распоряжаться нам собою, не подводили. Все теоретические, но больше практические занятия оценивались в группе нашей только на пятерки, и горе было тупицам, с которыми занимались мы сами, вколачивали в них науку и доводили до уровня. Они и посейчас, наверное, не могут забыть того труда и пота, который потратили в ту военную зиму, чтобы заучить пэтээ -- правила технической эксплуатации, железнодорожной сигнализации, грузоподъемность вагонов, паровозов и прочие транспортные премудрости.
- Озаглавьте фрагмент. О чем он?
- Каков режим жизни в ФЗО? Что обозначает слово «дневальные»?
-Как отбирались учащиеся для ФЗО? К чему их готовили? Как вы понимаете слово «Скороспешно»? Каково значение железнодорожного транспорта на войне? Найдите в тексте. Как относились к учебе студенты? Как относились к отстающим?
2 группа.
Любопытно устроена человеческая жизнь! Всего мне семнадцать лет, восемнадцать весною стукнет, но так уже много всего было -- и хорошего, и плохого.
Про галушки вот вспомнилось. Самое, пожалуй, приятное и бурное событие в моей нынешней жизни.
Галушки продавали в станционном буфете к приходу поезда. О них вызнали фэзэошники, эвакуированные и разный другой народ, обитающий на вокзале. Буфет брали штурмом. Круто посоленное клейкое хлебово из ржаной муки выпивалось через край, дно глиняных мисок вылизывалось языками до блеска. Пассажирам галушек не доставалось. Тогда в буфете стали требовать железнодорожный билет. Предъявишь билет -- получишь миску галушек, два билета -- две миски, три билета -- три. Стоило хлебово копеек восемьдесят порция -- цена неслыханная по тем временам. На копейки уже ничего не продавалось, кроме этих вот галушек и билетов в лилипутный театр, военным ветром занесенный на станцию Енисей.
Галушки варились в луженом баке. Перед раздачей бак выставляли в коридор -- для остужения, так как люди оплескивали друг дружку у раздаточного окна, да и кустарного обжига миски горячего не выдерживали -- трескались.
Ребята углядели бак и решили унести его целиком и полностью.
Операция была тонко продумана.
Мы подобрали из группы путеобходчиков парня говорливого, с туповатой и нахальной мордой. Якобы не зная броду, затесался он в воду -- вместо вокзала -- на кухню станционного буфета, и, пока там "заговаривал зубы", мы продели железный лом в проушины бака и уперли его домой.
Сначала галушки хлебала наша группа и проныра- путеобходчик. Сверху было жидко. Мы вынули из-под матраса доску, отломили от нее ощепину и шевелили ею хлебово. Со дна, окутанные серым облаком отрубей, всплывали галушки, и тут, наверху, их, будто вертких головастиков, с улюлюканьем поддевали ложками.
Наевшись до отвала, мы позвали девчонок из соседнего барака и передали им ложки. Галушек в баке почти не осталось, мы их зарыбачили, но хлебать еще можно было. Девки споро работали ложками и время от времени восторженно взвизгивали -- из глубины бака возникала галушка: "Лови ее! Чепляй! Не давай умырнуть! Пап-па-а-ала-ася-а-а-а! Рубай, девки, чтоб кровь в грудях кипела!.." -- орали мы.
Управившись с галушками, поручили мы дневальному отнесть на чердак посудину и закатить ее подальше, в темень. Дежурный надел через плечо винтовку с вывинченными от скуки шурупиками, допил остатки варева через край, очумело потряс головой -- солоно на дне, и все сделал, как было велено.
Сытые, довольные, мы вместе с девчонками пели песни, пepвый раз, кажется, после того как поступили в училище, и у нас получалось хоть и не так слаженно, зато дружно. Я так разошелся, что исполнил соло: "О, маленькая Мэри, кумир ты мой! Тебя я обожаю, побудь со мной!.."
Девки начали переписывать песню про Мэри - так она им поглянулась, и попросили продиктовать что-нибудь такое же изысканное, про любовь.
-Озаглавьте фрагмент. О чем он? Перескажите.
-Что такое галушки? Сформулируйте и запишите в словарь. Очень сытное это блюдо?
- Как бы вы назвали этот поступок?
-Как бы вы оценили его? Как он характеризует время? Мальчишек?
- Найдите слова, которыми оценивает этот случай автор?
3 группа.
Порция! Почему мне вспомнилось слово "порция"? Я собирал растрепанные мысли в кучу, пытался дать им ход. Память билась около желдоручилища: мастер Виктор Иванович Плохих, Юра Мельников, галушки в баке, греет хлеб, а не шуба. Та-ак. И мышь в свою норку тащит корку. Та-ак. Нету хлеба ни куска - в нашем тереме тоска. Та-ак. Каков ни урод, но хлеб тащит в рот...
Да у меня же в кармане хлеб! Порции! Две пайки Вечерняя и утренняя! По двести пятьдесят граммов в каждой. Целых полкило! Батюшки светы, пропал бы и хлеб не съел!
Я сдернул рукавицу, засунул руку в карман. Вот она, пайка. Вот он, хлебушко! Уголочек хлебного кирпича. Виктор Иванович попросил отрезать горбушку - всегда кажется, горбушка больше серединки. Мастер знает - путь не близок, знает, что тетке кормить меня нечем. Мастер все знает. Мастер у нас - голова!
Я ем. Рву горбушку зубами. Жую кислый хлеб с вялой, но живой коркой и чувствую, как жизнь, было отдалившаяся от меня, снова ко мне возвращается. От хлеба, пахнущего пашней, родной землей, жестяной формой, смазанной автолом, идет она ко мне, эта жизнь, захлестнутая бурею, снегом и железом.
В одной книге я вычитал, будто жизнь пахнет розами. "Это было давно и неправда!" -- так сказали бы фэзэошники - уркаганы. Такая жизнь, если она и была, так мы в нее не верим. Мы живем в тяжелое время, на трудной земле. Наша жизнь вся пропахла железом и хлебом, тяжким, трудовым хлебом, который надо добывать с боя. Мы и не знаем, где и как они растут, розы-то. Мы видели их только в кино и на открытках. Пусть они там и растут, в кино да на открытках. Пусть там и растут.
Дороже всего на свете хлеб. Хлеб! Тот, у кого нет хлеба, этой вот кислой горбушки, не может работать и бороться. Он погибает. Он уходит в землю и превращается в червяка. Его насаживают на крючок. И клюет на него рыба. Таймень клюет, может, даже пищуженец, совсем бесполезная, срамная рыба.
-- Врешь, не возьмешь! - кричал я, оживленный хлебом. У меня получилося "еш-ш-ш!". Однако ж не зря съел я хлеб. Кровь шибчее пошла по жилам, голова стала соображать лучше, как говорится: которая курица ест, та и несется, а которая несется, у той и гребень красный. Надо зажечь листки от пэтээ, в которые был завернут хлеб. Зажечь, согреть руки, осмотреться.
- Озаглавьте фрагмент. Какова его идея? Пафос?
- Что для вас значит слово «хлеб»? А что оно значило в военные годы? Найдите в тексте пословицы о хлебе, для чего они приводятся? Можно ли назвать этот отрывок гимном хлебу? Чем пахнет жизнь, по мнению героя?
- Какую роль сыграла горбушка в жизни героя?
Группа 4.
Сон мне снился все время один и тот же, точнее, сначала ничего не снилось, потом елка, а елка, было мне известно из старой книжки, снится к женитьбе, и хотя во сне дело было, все же я притих в себе, ожидая, как это будет выглядеть. Но вместо одной елки образовался колючий ельник - это уж к сплетням. Потом пошло-поехало: голый мужик - ну, это ничего, это к радости, глядь, а он на деревянной ноге - дальняя дорога, глядь, двери - это к смерти. Я побежал от смерти, упал, провалился куда-то и летел, летел в темную, бесконечную пропасть, ударяясь о что-то твердое. И сердце устало, и весь я устал и готов был хряснуться обо что-нибудь, разбиться в прах, лишь бы только не болтаться в пустой темноте. Измученный, задохнувшийся, услышал я наконец детский плач, полетел на него и проснулся.
Капа, втиснувшись за трубу печи, дрожала и плакала. Я хотел погладить ее по челке, но она боязливо втянула голову, сжалась вся.
-- Что ты, что ты! Не плачь, не бойся.
Я свесился вниз. Никого дома нет. Кеша ушел. Лидка спала. Лия с Августой, должно быть, отправились доить корову и сунули Капу на печку.
Я оторвал от связки продолговатую луковицу, запихал ее в рот и стукнул себя по щеке кулаком. Пулей вылетела изо рта луковица и ударилась в стенку. Я повторил фокус несколько раз. Капа, малое дитя, перестала плакать и сама принялась обучаться фокусу у дяди-фэзэошника.
Осторожно начал выведывать я у Капы, чего она так испугалась, и Капа, как могла, объяснила мне, что я мычал, дергался и махал руками.
Тяжело мне, видать, одному было, и я кричал во сне, звал людей на помощь.
- Озаглавьте эпизод. В каком месте произведения он происходит? Почему?
- О чем заставляет задуматься читателя?
- Какая судьба ждет главного героя? Почему вы так решили?
- Какова судьба других героев повести? Объясните.
- Соотнесите с первыми с почитанными на уроке строками произведения о чуде. В чем настоящее чудо военного времени?
В) Слово учителя(Слайд 8,9)
Мы с вами увидели, как жилось людям в тылу. Это жизнь – подвиг. Наша область также была тылом, лишь в Оштинском районе шли бои. Буквально с первых дней войны Вологда, по военно-административному делению входившая вместе с областью в состав Архангельского военного округа, стала важным центром подготовки резервов для армии. С первых дней войны Вологда стала важным пунктов обеспечивающим эвакуацию раненых и больных с мест боевых действий, прием их в госпитали или дальнейшую транспортировку в глубокий тыл. В Вологде также находилась одна из баз снабжения Военно-Морского Флота СССР. Она обслуживала Северный флот и ряд флотилий. Авторы книги «Тыл правого фланга» Ф. Буданов и Н. Дубровин пишут, в частности: «Овощи и картофель для флота заготавливали обычно в Вологодской и Ярославской областях.» Важное значение в осуществлении планов Советского Командования, в перевозках войск, военных и народнохозяйственных грузов сыграла в годы войны Северная железная дорога. Уже 24 июня 1941 года СЖД перешла на особый военный график. Он предусматривал быстрейшее продвижение в первую очередь воинских эшелонов, и особенно грузов, связанных с мобилизационными перевозками. Работать приходилось под постоянными налетами авиации противника, особенно в 1941 — 1942 годах. Только с 29 августа по 1 декабря 1941 года, по неполным данным, вражеская авиация совершила 315 налетов на СЖД. При бомбежках было убито 430 человек, 590 — ранено, выведены из строя сотни вагонов, десятки паровозов, разрушались пути, уничтожались линии связи, станционные и иные сооружения.В этих условиях вологодские железнодорожники проявили подлинное мужество, с честью исполнили свой долг. С работой железнодорожников-транспортников впрямую смыкалась деятельность коллектива старейшего предприятия Вологды — паровозо-вагоноремонтного завода (ВПВРЗ), игравшего в годы войны важную роль далеко не местного значения. Работать приходилось в крайне трудных условиях. Не хватало людей, а пришедшие на завод новые рабочие и работницы имели низкую квалификацию, большие усилия прилагались на их обучение, укрепление дисциплины, налаживание быта.
- Что общего вы видите в жизни Вологды и сибирского городка из повести В.П.Астафьева? Почему? Можем ли мы отнести все сказанное в повести и к любому другому?
- Что сделала война с привычной жизнью? Найдите в тексте высказывания о войне, прокомментируйте, сделайте выписки в словарь к слову «война». Беседа по таблицам.
Выписки
Изобразительные средства
Война - это
Воина пришла и все перемешала,
Всю жизнь она поставила дыбом!
Да, трудно нам, и отступаем мы сначала.
Но все равно вколотим фрицев в гроб штыком!
Ой, война ты, война!" -- Я стиснул зубы, креплюсь. Сейчас главное -- терпеть и ждать, чтоб Августа выревелась, напричиталась. Иного средства от беды люди еще не придумали.
3.Итоги урока
А) Вспомним прочитанное в начале урока стихотворение. Как его сюжет перекликается с книгой В.П. Астафьева? С жизнью прифронтовой Вологды? Почему повесть так называется?Слайд 7. «Я всегда думал, что война - это бой, стрельба, рукопашная, там, где-то далеко-далеко. А она вон как - везде и всюду, по всей земле, всех в борьбу, как в водоворот, ко всякому своим обликом» Как вы понимаете эти слова главного героя?
Б) Напишите небольшое размышление «Нравственный подвиг тыла» Слайд 7.