Официальный сайт fresher 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок мужества "Курская битва"

Фото пользователя Сергей Константинович Кайдалов
Submitted by Сергей Константинович Кайдалов on пн, 10/05/2010 - 14:18
Данные об авторе
Автор(ы): 
Кайдалов Сергей Константинович
Место работы, должность: 
учитель начальных классов, МОУ СОШ с. Таежное, Хабаровского района, Хабаровского края
Регион: 
Хабаровский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Все целевые аудитории
Класс(ы): 
4 класс
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Внешкольная работа
Предмет(ы): 
История
Цель урока: 
рассказать о Курской битве как начале изгнания немецких захватчиков с русской земли, подвести итог поисковой работы, которую проводили ученики 4 б класса, по поиску своих близких, участвовавших в Великой Отечественной войны
Учащихся в классе (аудитории): 
19
Используемые учебники и учебные пособия: 

Т.А. Соловьева, Е.И. Рогалева "Исторические темы курса "Окружающий мир". Деятельностный подход. Москва. "Вако" 2006 год

Используемое оборудование: 

интерактивная доска, презентация "Урок мужества"

Используемые ЦОР: 

презентация "Урок мужества"

Краткое описание: 
На примере Курской битвы, самой драматической страницы Великой Отечественной войны, показать детям мужество, преданность, стойкость советских воинов в годы войны; воспитывать чувство сопричастности к далеким событиям войны, через поисковую работу, освещающую участие близких в войне, в тылу.

Тема: Урок мужества. Курская Дуга.
(из цикла уроков мужества «Битва под Москвой», «Сталинградская битва»)
Мы не забудем Курскую дугу,
но трижды враг её не позабудет...

Цели: вскрыть причины победы советских войск в Курской битве; сформировать представление о битве на Курской дуге как начале изгнания немецких захватчиков с русской земли; разви¬вать аналитико-синтетическое восприятие; развивать произволь¬ную форму смысловой памяти; развивать речевые умения; обобщение материала о родственниках, принимавших участие в Великой Отечественной войне, собранных учениками 4 б класса.
Оборудование: указатель «На Берлин 1958 км»; изображения слона, тигра, пантеры; текст допроса пленного (два экземпляра); рабочие листы.
• На календаре — январь 1943 года. Германское радио непре¬рывно передает траурные мелодии. Объясните, в связи с чем? (Мнения детей.)
• Министр пропаганды Германии Геббельс кричит по радио:
«Опасность, нависшая над нами, колоссальна. Поэтому колоссальными должны быть и наши усилия, которые мы ей противопоставляем!»
Для объяснения лексического значения слова колоссальный учитель приводит его в синонимическом ряду с прилагательным большой: немалый, немаленький, огромный, громадный, ко¬лоссальный, гигантский, чудовищный.
• Вы узнаете, о каких колоссальных усилиях говорил Геб-бельс, закончив предложения, предварительно проанали¬зировав высказывания в скобках: (работа на интерактивной доске)
1. Места мужчин на производстве заняли немецкие ____________ .
(Мужчины от 17 до 50 лет были призваны на фронт).
(Места мужчин на производстве заняли немецкие женщины.)
2. В 1943 году в Германии в военной промышленности и сель¬ском хозяйстве работали не только немцы, но и .
(С оккупированных немцами территорий сотни тысяч юношей и девушек насильственно отправлялись в германский плен).
(В 1943 году в Германии в военной промышленности и сельском хозяйстве работали не только немцы, но и пленные)
3. В 1943 году для увеличения производства военной техники в 2 раза Германии потребовались не только дополнительные рабо¬чие руки, но и . (Сырье всей Европы — каменный уголь, железная руда, медь и другое — было в распоряжении Германии.)
(В 1943 году для увеличения производства военной техники в 2раза Германии потребовались не только дополнительные рабочие руки, но и сырье всей Европы)
— Проанализируйте данные таблицы и сделайте предположе¬ние, какая из воюющих стран в 1943 году произведет бое¬вой техники в 1,5 больше.
ВИДЫ ПРОДУКЦИИ СССР ГЕРМАНИЯ
Чугун 5 млн. тонн 28 млн. тонн
Сталь 8 млн. тонн 34 млн. тонн
Нефть 5 млн. тонн 24 млн. тонн
Уголь 93 млн. тонн 551 млн. тонн

(Мнения детей)

 

Вы ошиблись, несмотря на меньшие объемы сырья и мате¬риалов, Советский Союз смог произвести танков в 1,5 раза больше, чем Германия. И в Курской битве советские войска выставили танков в 10 раз больше, чем в битве под Моск¬вой. «Все для фронта — все для победы!» — такому принципу была подчинена жизнь в тылу. Только героизм тружеников тыла помог Советскому Союзу достичь военного превос¬ходства над противником
Перенесемся в Ставку Верховного Главнокомандующего и посмотрим глазами советских генералов на карту военных действий в районе Курска к лету 1943 года. (работа на интерактивной доске)
немецкие войска
• Сделайте предположение и укажите черными стрелками направление возможного удара немецких войск, опираясь на высказывание: «Порой немцы проявляли удивительное отсутствие воображения и гибкости мышления и действо¬ вали согласно старой схеме — охватывая с двух сторон тан¬ковыми клиньями выступ на линии фронта».

Курск
советские войска


Вызванный к доске ученик укрепляет стрелки в направлении немецких ударов. Остальные работают в рабочих листах.
• Расположите в нужном месте на схеме противотанковые рвы, минные поля и линии окопов, пользуясь следующими условными значками:
— рвы
— мины
— окопы
■ Изобразите на своих схемах 6 рубежей обороны общей глу¬биной 190 км. (Выполнение учащимися задания.)
Как вы считаете, оборонительную или наступательную стратегию выбрало советское командование на участке ли¬нии фронта, названном Курской дугой? Объясните, поче¬му вы так решили. (Мнения детей.)
Комментарий учителя. Действительно, в своем докладе за¬меститель Верховного Главнокомандующего Советского Союза Георгий Константинович Жуков писал: «Переход наших войск в наступление в ближайшие дни с целью упреждения противника считаю не целесообразным. Лучше будет, если мы измотаем противника на нашей оборо¬не, выбьем его танки, а затем, введя свежие резервы, переходом в общее наступление окончательно добьем основную группировку противника».
Однако враг тоже не спешил и тщательно готовил военную технику для последующего сражения за победу Германии.
Прочитайте приказ Гитлера по сухопутным войскам № 6:
«...Этому наступлению придается решающее значение. Оно должно завершиться быстрым и решающим успехом. Наступле¬ние должно дать в наши руки инициативу на весну и лето теку¬щего года. В связи с этим, все подготовительные мероприятия необходимо провести с величайшей тщательностью... На направ¬лении главных ударов должны быть использованы лучшие соеди¬нения, лучшее оружие, лучшие командиры и большое количест¬во боеприпасов... Победа под Курском должна явиться факелом для всего мира».
Итак, 1 июля 1943 года Гитлер решил, что необходимо на¬чинать мощное наступление в районе Курского выступа. В ночь на 5 июля в плен были захвачены немецкие саперы,
разминировавшие наши минные поля. Давайте примем участие в допросе одного из них, разыграем мини-сценку.
Советский офицер: С какой целью вы производите разминирование?
Сапер: Готовим проходы для наших войск.
Советский офицер: Вы готовите наступление?
Сапер: Да. Мы получили «сухой» паек на 5 дней и боепри¬пасы.
Советский офицер: Когда планируется наступле¬ние?
Сапер: Наступление назначено на 3 часа утра 5 июля. Наши войска уже вышли из укреплений и заняли исходные позиции.
Учитель записывает на доске дату 5 июля 1943 года.
Комментарий учителя. Верить или не верить показаниям пленных? Ведь до этого срока осталось чуть больше часа. Если поверить, то надо срочно начинать артиллерийскую подготовку, на которую выделялось до половины боевого комплекта снаря¬дов и мин, то есть несколько вагонов боеприпасов.
А вдруг это ложная информация, и мы потратим половину всех боеприпасов впустую и раскроем местоположение артилле¬рии, тщательно скрываемой до сих пор.
— Как бы вы поступили? (Мнения детей.)
Комментарий учителя. А Константин Константинович Ро-коссовский — маршал Советского Союза — дал распоряжение немедленно открыть огонь. Когда смолк грохот орудий, насту¬пила полная тишина. Прошло 2 часа. «Неужели немцы увели свои войска, и советская артиллерия стреляла по пустому мес¬ту!?» — подумал маршал.
И вот раздался отдаленный гул моторов тяжелых немецких танков.
Рокоссовский с облегчением вздохнул: «Ну, хорошо». Он впервые обрадовался немецкому наступлению.
Почему же немцы не начали вовремя свое наступление, поче¬му была столь длинная пауза?
Немецкие части были застигнуты врасплох. Противник решил, что советская сторона сама перешла в наступление. Врагу потребо¬валось около двух часов, чтобы привести в порядок свои войска.
Определим причины успеха советских войск в Курской битве. Одну из причин вы установите, прочитав отрывки из документов:
1. Отчет о наступательных боях генерала Г. Шмидта: «Мы слишком мало знали до начала наступления об укрепле¬ниях русских в этом районе, мы не предполагали здесь и четвертой части того, с чем нам пришлось встретиться...»
2. Из воспоминаний генерала Ф. Меллентина: «...Следует еще раз подчеркнуть искуснейшую маскировку русских. Ни одного минного поля, ни одного противотанкового рва не удалось обнаружить до тех пор, пока не подрывался на мине первый танк или не открывало огонь первое русское противотанковое орудие».

Запишите эту причину победы советских войск в Курской битве. (Сильные укрепления и искусная маскировка советских войск.)
Вспомните и запишите, какая счастливая случайность способствовала победе советских войск под Курском. (Вы¬дача пленными сведений о времени начала наступления.)
Следующую причину победы советских войск в Курской битве вы узнаете, прочитав отрывок из воспоминаний Г. К. Жукова:
«Партизаны снабжали советское командование разведыва¬тельными данными, которые помогли правильно оценить обста¬новку и замыслы вражеского командования на, лето 1943 года [во время Курской битвы]».
Запишите эту причину. (Снабжение советского командова¬ния партизанскими разведданными.)
Кроме снабжения разведданными, партизаны помогали советской армии тем, что не позволяли фашистам вовремя подвозить боеприпасы, ведя рельсовую войну. Догадай¬тесь, о какой «рельсовой войне» идет речь, изучив опера¬тивную сводку немецкого Генерального штаба за 5 августа 1943 года: «...За последние ночи существенно изменилось положение на железных дорогах из-за молниеносно прове¬денной серии взрывов, которые парализовали все движе¬ние в тылу групп армии «Центр».
Давайте запишем эту причину. (Рельсовая война.) (кадры презентации)


Для того чтобы отыскать еще одну причину победы советс¬ких войск в Курской битве, давайте рассмотрим рисунки и назовем изображенных на них животных:

 

Назовите, какое из представленных животных самое тяже¬лое и неповоротливое, способное передвигаться с неболь¬шой скоростью. (Слон.)
Выберите из оставшихся то животное, которое хорошо прыгает и очень быстро бегает. (Пантера.)
Опираясь на эти сведения, дайте образные названия не¬мецкой технике, принимавшей участие в Курской битве, и запишите их:

1. T-VI — сильный, мощный танк. Скорость 40 км/час — .... (Тигр.)
2. T-V — легкий, скоростной танк. Скорость 50 км/час — .... (Пантера.)
3. Самоходное орудие, очень тяжелое и неповоротливое. Скорость 20 км/час .... (Слон.)

Прочитайте отрывок из воспоминаний маршала броне¬танковых войск А.Х. Бабаджаняна, участника Курской битвы: (кадры презентации)
«Весь этот железный «зверинец», задрав длинные хоботы своих пушек, медленно наползает на наш передний край. Снаряды наших противотанковых орудий, угодив в лобовую броню «тигра», рикошетируют1, ставя в небе «свечку»2. А все-таки и «тигры», и «пантеры» ползут с опаской, побаиваются приближаться к нашим «тридцатьчетверкам» (танкТ-34), чтобы не угодить под снаряд бортом».
В Курской битве против «тигров», «пантер» и «слонов» были использованы не только знаменитые танки Т-34, но и противотанковые орудия. Догадайтесь, как образно с любовью называли советские бойцы это противотанковое орудие? (Зверобой.)
Следующая информация, которую я хочу вам сообщить, сложна для запоминания. Важно уметь записать сообщен¬ные сведения в удобной для запоминания форме. Давайте попробуем это сделать. (работа на интерактивной доске)
В Курской операции Гитлер сделал ставку на новейшую тех¬нику и сосредоточил под Курском 2000 самолетов, 2700 тан¬ков, а также 900 тысяч солдат и офицеров. Советские войска противопоставили немецкой технике 2400 самолетов, 3600 танков и 1,3 млн. человек личного состава (войска).
—Представим эту информацию в виде удобной наглядной схемы:

 


Можно ли назвать причиной успеха в Курской битве превос¬ходство в численности советской техники. (Мнения детей.)
Запишите эту причину. (Превосходство численности совет¬ской техники.).
Самое страшное сражение Великой Отечественной войны состоялось у деревни Прохоровка (кадры презентации)
Комментарий учителя. 12 июля 1943 г. у деревни Прохоровка состоялось грандиозное танковое сражение. Прохоровский район был оккупирован немецко-фашистскими войсками. (5-й слайд презентации) Тяжкие испытания выпали на долю его жителей в годы Великой Отечественной войны. В январе 1943 г. в здании Погореловской школы заживо сожжены 615 советских военнопленных, 600 человек расстреляны в разных сёлах, 307 угнаны в Германию.
1 ведущий: В 8 часов 30 минут после 15-минутной артиллерийской и авиационной подготовки две мощные лавины устремились навстречу друг другу: советские танки на полном ходу врезались в боевые порядки танков противника. На небольшом участке местности с обеих сторон одновременно в бою участвовало свыше 1200 танков.
2 ведущий: Сражение на земле продолжалось целый день. Горели сотни танков и самоходок. Над полем боя знойное июльское небо было закрыто тучами пыли и дыма. Люди, задыхавшиеся от недостатка кислорода, жестоко страдавшие от жажды, потеряв боевые машины, кидались на противника врукопашную.

50 дней продолжалась величайшая битва наших войск с немецко-фашистскими захватчиками. Она закончилась победой Красной Армии, разбившей 30 отборных немецких дивизий, в том числе 7 танковых. Эти дивизии потеря¬ли больше половины своего личного состава. «Если битва под Сталинградом — говорил И.В. Сталин, — предвещала закат немецко-фашистской армии, то битва под Курском поставила ее перед катастрофой». 5 августа 1943 года, на третий год войны, московское небо впервые в истории Великой Отечественной войны озарил фейерверк. (6-7-й слайды презентации)
Чтец: « В привычных сумерках суровых
Полночным залпам торжества,
Рукоплеща победе новой,
Внимала древняя Москва.

И голос праздничных орудий
В сердцах взволнованных людей
Был отголоском грозных буден,
Был громом ваших батарей.

И каждый дом и переулок,
И каждым камнем вся Москва
Распознавала в этих гулах-
ОРЁЛ и БЕЛГОРОД- слова.»
(А. Твардовский)
Сегодня, в канун праздника 9 мая, мы преклоняем головы перед всеми теми бойцами и тружениками тыла, которые принесли нам свободу и мир .
«Поклонимся великим тем годам…» - это наши воспоминания о ваших родственниках, которые жили и принимали участие в этой страшной войне. Спасибо вам, ребята, что вы помните своих близких, сохраните эту память, передайте ее, как эстафету тем, кто будет с вами в будущем.
(кадры презентации, дети выходят на середину класса, когда говорят о их близких).

 

 

Прикрепленный файл Size
Курская дуга1.pptx 6.54 MB
minus-na-bezimyannoy-vysote.mp3 4.88 MB
13-Poklonimsya_Velikim_Tem_Godam-I._Kobzon.mp3 8.59 MB

»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Ирина Анатольевна Караванова

На: Урок мужества "Курская битва"


Сергей Константинович, спасибо за огромный творческий труд.Урок составлен не только грамотно, интересно, опирается на фактический материал, но и трогает душу.Это профессионально!

С уважением Ирина Кутилина



Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн