Вы не зарегистрированы

Авторизация



Компетентностный подход в организации учебного и воспитательного процесса начальной школы

Фото пользователя Нурсина Хазиахметовна Миннеханова
Submitted by Нурсина Хазиахметовна Миннеханова on Tue, 11/05/2010 - 09:29
Данные об авторе
Автор(ы): 
Минеханова Нурсина
Место работы, должность: 
МОУ Тураевская СОШ Менделеевского муниципального района РТ
Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
начальное общее образование
Класс(ы): 
1 класс
Класс(ы): 
2 класс
Класс(ы): 
3 класс
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Все предметы
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
другой тип
Краткое описание ресурса: 
Компетентностный подход в организации учебного и воспитательного процесса начальной школы

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

         Компетентностный подход в организации учебного и

               воспитательного  процесса начальной школы.

 

  Современное образование претерпевает изменения. Изменился и характер педагогической деятельности учителя. Это обусловлено расширением информационного пространства, появлением инновационных подходов. Реализуемые в начальной школе многовариативные образовательные УМК требуют от педагогов умения учить детей способам добывания знаний, формировать учебную деятельность и мышление школьников. Речь идёт о компетентностном подходе учителя к процессу преподавания. Педагоги понимают, что одних знаний, умений, навыков недостаточно, нужно осваивать деятельностные технологии, изменять содержание уроков. Школа должна формировать опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество образования. Цель компетентностей – помочь ребёнку адаптироваться в социальном мире. Так как обучение идёт не только в школе, а под воздействием семьи, друзей, работы, культуры. Как в условиях модернизации Российского образования помочь ребёнку стать компетентным? Этого можно добиться при использовании новых технологий, которые направлены на необходимость мыслительной деятельности и коммуникативность, где учитель выступает как учитель-сценарист, режиссер, партнёр. Наиболее удачными, на мой взгляд , являются технологии, связанные с различными формами интерактивного обучения, проектной деятельностью, нестандартными уроками. Работая в начальной школе, на уроках математики при решении нестандартных задач учитель развивает основные ключевые компетенции, такие как учебно-организационную,  интеллектуальную, информационную. Нестандартные задачи дают возможность активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках математики и во внеурочной работе. От эффективности использования нестандартных задач в обучении математике  в значительной мере зависит не только качество обучения, развития и воспитания, но и степень практической подготовленности школьников и будущей деятельности. Но, понятно, что детей необходимо учить решать такие задачи, вооружить их «инструментом», с помощью которого они с задачей справятся. К таким «инструментам» можно отнести, например, логические таблицы, графы или свойства, облегчающие разгадывание числовых ребусов. По мере того, как ребёнок начинает систематически упражняться в решении нестандартных задач, его мышление неизбежно начинает перестраиваться. Это проявляется в качественном развитии практически действенного, образного и понятийного теоретического мышления. Эффект обучения младших школьников решению нестандартных задач представляет ученикам максимальную самостоятельность в поиске решения задач, в случае выбора ошибочного пути, убедиться в ошибке, вернуться к началу и искать другой верный путь решения. Хороший учитель не преподносит истину, а учит её находить. Поэтому воспитание у учащихся навыков самостоятельного поиска решения задачи, ведущего к успеху – это и является основной задачей учителя. Учение – процесс двусторонний: работают дети, работает учитель, ведущей за собой учащихся, руководит их умственной деятельностью, организует и направляет её. Решение нестандартных задач может происходить не только со всем классом, но и в группах или индивидуально, в непринуждённой атмосфере, что способствует раскрытию способностей учеников. При решении нестандартных задач формируются навыки самостоятельности, неординарность мышления, умение анализировать, сравнивать, обобщать и применять знания в различных ситуациях, что немаловажно для современного школьника, овладевающего учебно-организационной и интеллектуальной компетенциями.

   Важна информационная компетентность учителя. Умеющий « управлять» информацией учитель сумеет научить этому и детей, что обеспечит формирование у учащихся самостоятельности как основного качества личности. На уроках русского языка и литературного чтения ученики овладевают основными приёмами работы с текстом, учатся читать и понимать. Умение читать и понимать повышает логическую культуру учащихся и даёт ребёнку надёжный инструмент для самостоятельной деятельности. На каждом уроке необходимо пробуждать, стимулировать желание учащихся обращаться к словарям, справочникам. Значима также организация на занятии « живого « разговора, спора, диспута, когда ребята высказывают яркие мысли, смелые суждения, возникающие сомнения, учатся отстаивать свою позицию и уважительно относиться к мнению других, то есть у детей формируется коммуникативная компетенция. При таком подходе главным вопросом на уроке ставится вопрос « Почему?:  «Почему пишется именно эта буква?», « Почему автор употребил именно это слово?», « Почему герой так поступил?», « Почему сказал одно, а услышали совсем другое?»… Грамотно организованный поиск ответов формирует культуру мышления, пробуждает желание высказаться, проявить себя, помогает разобраться в системе взаимоотношений, существующей в мире, учит прислушиваться к слову. Ребята учатся сравнивать, сопоставлять, делать выводы.

  Использование метода проектов помогает проверить эффективность работы по формированию самостоятельности. Учащиеся выбирают тему, подбирают материал, проводят выборку, выделяют ключевые мысли, оформляют работу, готовят защиту. Учитель выступает в роли консультанта, помогает решить возникающие « технические» проблемы, а для этого он должен обладать информационной компетентностью.

 Чтобы препятствовать возникновению расизма, распространению климата нетерпимости, образование должно внедрить межкультурные компетенции, как понимание различий, уважение друг друга, способность жить с людьми других культур, языков, религий. В нашем районе живут люди разных национальностей. Их дети ходят в одни и те же школы. Ребята дружат, учатся быть толерантными, более внимательными друг к другу. В нашей школе проводятся много мероприятий, где ребята познают культуру, быт, традиции других народов. Ежегодной традицией стало проведение фестиваля «Содружество культур», где каждый класс представляет какую-либо национальную культуру. Всё это способствует формированию межкультурной компетенции. Учащиеся, обладающие этой компетенцией, всегда будут жить в мире, согласии и дружбе.

  Подводя итог, хочу сказать:

- Не стоит « стелить соломку» на каждом шагу ребёнка. Можно позволить ему иногда совершать ошибки, чтобы он сумел самостоятельно найти пути их преодоления.

- Не «натаскивать», давая знания в готовом виде, а вооружать приёмами познания.

- Заботясь о развитии детей, не забывать о работе над собой, о совершенствовании собственных знаний и умений. Учитель, обладающий информационной компетентностью, всегда сумеет « разбудить» познавательную активность и самостоятельность детей.

 

 

Список использованных источников и литературы:

1. Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию: Мат. семинара /Под ред. А.В.Великанова.- Самара, 2001

2. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. – М.: 2001.

3. Хуторской А. Ключевые компетенции. Технология конструирования //Народное образование.- 2003.- №5.- С.55-61

4. Моро М.И., Волкова С.И. «Для тех кто любит математику» - М.: Просвещение,2005.

5. Розка В.Ю. Миссия школы: ключевые компетентности гражданского образования как средства её реализации// Методические занятия с педагогическим коллективом: гражданское образование и воспитание. – Волгоград: Учитель, 2007. – С.45