Официальный сайт jetune 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Структура жанра «волшебная сказка»

Submitted by Ирина Александровна Мясникова on Tue, 11/05/2010 - 14:29
Данные об авторе
Автор(ы): 
Мясникова Ирина Александровна
Место работы, должность: 
МОУ СОШ №3, учитель начальных классов
Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
начальное общее образование
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Литературное чтение
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Тип ресурса: 
конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
Подвести детей к разгадке схемы сюжетов волшебных сказок; уметь различать все типы сказок; формировать интерес и умение читать и осмысливать сказки; воспитывать любовь к устному народному творчеству.

 

Урок литературы
 
Тема: Структура жанра «волшебная сказка»
Цель: подвести детей к разгадке схемы сюжетов волшебных сказок; уметь различать все типы сказок; формировать интерес и умение читать и осмысливать сказки; воспитывать любовь к устному народному творчеству
 
 
Ход урока.
1.      Организационный момент.
- Мы с вами на уроке литературы.
 
2. Повторение «открытий» в структуре волшебной сказки.
- Давайте вспомним с каким произведение устного народного творчества мы с вами работали?
- Почему эти произведения называются устным народным творчеством? Как вы его понимаете? ( Устное – что оно передавалось из уст в уста, Народное – значит, его придумал народ, Творить – значит создавать)
- Какова задача всех сказок?
((раскрыть и оценить внутренний мир героев, их душевные качества и поступки)
- А где мы видим в схеме раскрытие внутреннего мира?
(В ведущим уровне должна быть картина жизни, потому что именно в ней Р рассказывает о действиях героев, раскрывает их душевные качества))
- Какие типы сказок бывают?
 
3. Игра «Угадай – ка».
- Сейчас мы и узнаем, как вы умеете определять виды сказок?
- Перед вами листы с игрой «Угадай – ка», определите к каким видам сказок относятся данные отрывки и докажите почему?
- Теперь, когда вы знаете, какие герои действуют в волшебной сказке, и какие действия они совершают, мы перейдем к изучению следующего уровня. Какого?
…Построение картины жизни.
- Попробуйте выяснить, в какой последовательности развиваются действия, какое действие можно считать главным: просьбу, испытание, награду?
….Испытание
- Вы знаете, что испытаний может быть несколько. Они все одинаковые, или различаются по трудности? Вспомните сказку Сивка-бурка.
… Самым трудным был третий прыжок.
- А в какой сцене вы больше всего переживали, за Иванушку?
… (поочереди) Когда вора ловят. Когда третий раз прыгает. Когда не знаешь, узнает его царевна или не узнает.
- Когда вам больше всего хочется узнать, что же будет дальше?
- Когда вы выяснили, какие испытания в этой сказке? Отнесли ли вы пир к испытанию?
….. Нет.
- Правильно ли вы поступили? Пир Испытание для Иванушки или нет?
… Испытание. Если бы Царевна его не узнала, он так бы и остался Иванушкой дурачком.
- Верно, здесь происходит еще одно испытание героя. Давайте – ка отметим все те места, где мы переживаем за Иванушку.
 
1.испытание (ставлю на доске точку) Когда он поймал вора.
 Потом еще 3 – и испытания, когда Иванушка пытается перстень достать.
-  Эти 4 – е испытания одинаковы по трудности, или одно труднее других?
- Третий прыжок – труднее, чем поймать вора. Он же два раза пытался и не получилось.
- Поэтому точку, обозначающий 3 – ий прыжок поставим выше, а точки, обозначающих два первых прыжка можно поставить на этом же уровне, что и точку, обозначающую ловлю вора ( ставлю соответственно еще 3 – и точки).
И последнее испытание – узнавание – оно труднее всех предыдущих или нет?    
… Не самое трудное, потому, что здесь от героя ничего не зависит.
- А думаю, что это самое трудное, потому что здесь его судьбы решается.
(учитель подводит детей к выводу), что самое трудное испытание - это узнавание: герой сам не может показать перстень – характер не позволяет. Это душевное испытание было для Иванушки САМЫМ ТЯЖЕЛЫМ. ( ставлю 5 –ю точку выше всех предыдущих).
- Мы вспомнили самые напряженные моменты в развитии действия, где больше всего переживали за героя. Но в сказке много и других действий.
 - Очень важное действие – просьба-приказ.
- Это бывает до испытания или после?
….Просьба – приказ – до испытания. Сначала отец просит поймать вора и только потом Иванушка его ловит. Вторая просьба – приказ Царя идти доставать перстень, а потом уже Иванушка прыгает. И третья просьба – приказ царя идти на пир – и все пошли, там Иванушку и узнают.
- Просьба – приказ всегда предшествует испытанию, с него - то и начинается действие; дальнейшие действия, будущие поступки героя, как бы завязываются благодаря просьбе – приказу.
- Давайте на нашей схеме отметим связь испытаний с просьбами – приказами – проведем от точек, обозначающее испытание линии вниз (провожу). Есть у нас и еще одно важное действие – награда. Оно идет после испытания?
…Да. Иванушка поймал Сивку – бурку. – Это ПЕРВАЯ награда.
Другая награда после трех испытаний перстень снял; рослее пятого испытания женился.
- Значит, наше напряженное ожидание, переживание за героя как бы развязывается, разрешается, линия нашего волнения опускается вниз (рисую схему дальше – опускаю от точек линии вниз).
- Что же получается? Действия в сказке развиваются в определенной последовательности. Сначала просьба – приказ, из которой рождается необходимость последующего испытания. Такое действие называется ЗАВЯЗКА. Обозначим его на схеме буквой З.
- Где я должна ее поставить?
…В тех местах – возле просьбы отца, и двух приказов Царя.
- (под диктовку детей трижды пишу букву ЗЗЗ) Затем от каждого приказа начинается развитие действия, наше напряжение растет все выше и выше, до самой напряженной точки. Назовем эти самые напряженные моменты ВЕРШИНАМИ(кульминация) , развития действия и поставим букву В (пишу букву на схеме)
- Потом герой получает награду, наше напряжение спадает, действие развязывается. Назовем это РАЗВЯЗКОЙ, обозначим буквой Р. (пишу букву РРР в трех местах схемы).
- Что же у нас получилось?
- Развитие действий в сказке помогает автору решить главную задачу – раскрыть и оценить внутренний мир героев, вызвать восхищение добрым героям, осудить злодея, выразить уверенность в конечном торжестве добра. Развитие действия называется СЮЖЕТОМ.
- Теперь запишем в нашу схему:   ПОСТРОЕНИЕ КАРТИНЫ ЖИЗНИСЮЖЕТ (развитие действии): Завязка, вершина, развязка (записывают).
- Вы узнали, как развивается картина жизни в сказке, в какой последовательности идут действия, они движутся.
- Как бы волнами: от завязки – просьбы волна поднимается к самой вершине. Самому напряженному моменту в развитии действия, и затем опускается, действие разрешается, развязывается.
- Но почему именно так строятся действие, зачем герои проходят через испытания?
- Как испытание работает на решение задачи жанра?
Итог обсуждения: Ситуация испытания помогает раскрыть душевные качества героя. В сказке Сивка – бурка, отец просит поймать вора, и ситуация ловли испытывает героев: братья ленивые, недобросовестные, вора проспали. А Иван честно сторожил поле, не спал, не испугался, когда увидел, что у коня из ноздрей пламя пышет, проявил СИЛУ и ЛОВКОСТЬ: конь не смог с себя сбросить!
 
4. Работа над сюжетом
Предлагаю вам нарисовать схему сюжета сказки «Иван – царевич и серый волк», работать будете над текстом сказки в обработке писателя Алексея Николаевича Толстого.
- Давайте выясним основные моменты сюжета, а я буду фиксировать их на доске.
З1 –  просьба – приказ царя поймать вора.
В1 – испытание: Иван – царевич ловит вора.
Р1 - награда: перо Жар – птицы.
З2 -  просьба - приказ отца: найти Жар-птицу.
В2 -  испытание – Иван – Царевич полез в сад за Жар – птицей.
Р2 -  вместо награды: вора поймали.
З3 -  приказ царя Афона привести коня златогривого.
В3 -  испытание: Иван – царевич полез за конем.
Р3 -  вместо награды: «Ивана поймали».
З4 – приказ царя Кусмана привезти Елену Прекрасную.
В4 –  испытание: Иван – царевич отправляется за Еленой.
Р4 –  награда: Иван – царевич получил Елену от волка.
З5 –  желание Ивана: оставить себе царевну.
В5 –  волк обернулся царевной и пришел к царю Кусману.
Р5 –  волк от царя убежал, Елена досталась Ивану.
З6 –  желание Ивана: оставить себе коня.
В6 – волк обернулся конем, Иван отвел его к царю Афону.
Р6 –  волк от царя убежал, конь и Жар – птица досталась Ивану.
З7 –  братья решили убить Ивана.
В7 –  братья убивают Ивана.
Р7 –  волк оживил Ивана, растерзал братьев, награда – Елена Прекрасная.
Главная вершина – убийство Ивана
- У нас получилось 7 волн, давайте попробуем уменьшить количество сюжетных волн. (работа в парах)
(3 волны)
З1 – просьба царя поймать вора.
В1 – испытание: Иван – царевич ловит вора.
Р1 – награда: перо Жар - птицы
З2 – просьба царя: найти Жар – птицу.
В2 – попытка похищения Жар – птицы.
В2 – попытка похищения коня.
В2 – похищение Елены.
Р2 – награда: Елена, конь, Жар – птица.
З3 – братья хотят убить Ивана.
В3 – братья убивают Ивана.
Р3 – волк оживил Ивана, растерзал братьев, Иван привозит отцу Жар – птицу и женится на Елене.
 
(1 волна)
- Каков был главный приказ царя? (доставить Жар – птицу)
З – просьба царя: найти Жар – птицу. (остальные события преддействие)
В1 – попытка похищения Жар – птицы.
В2 – попытка похищения коня.
В3 – похищение Елены.
В4 – братья убивают Ивана.
Р – волк оживил Ивана, растерзал братьев, Иван привез отцу Жар – птицу (женитьба Ивана – «последействие»)
 
5. Итог урока
Проверим свои знания:
-Умею определять сказки от других произведений
-Умею различать виды сказок
-Умею строить схему сюжета к сказке
 
6. Домашнее задание.
- Сделать схему сюжета сказки «Царевна – лягушка» в обработке А.Н.Толстого.
 
 
 

 
Умею
Не умею
Плохо
Умею различать сказки от других произведений
 
 
 
Умею различать типы сказок
 
 
 
 
Умею строить схему сюжета к сказке
 
 
 

Прикрепленный файл Size
Презентация к уроку литературы ВОЛШЕБНВЕ СКАЗКИ.ppt 272 KB

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн