Цели:интеллектуально участвовать в жизни класса, ученического коллектива;.выступать в качестве лидеров; .брать на себя ответственность за обогащение своих знаний и развитие способностей;.изучать, исследовать и анализировать важные современные проблемы; .принимать хорошо продуманные решения;.развивать смелость и уверенность в себе;
Действующие лица дискуссии.
Команда - состоит из 3 человек. Команда, защищающая тему конфликта, называется утверждающей, а команда, опровергающая тему, называется отрицающей.
Судьи - решают, какая из команд оказалась более убедительной в доказательстве своей позиции. Судьи заполняют протокол игры, в котором отмечают области столкновения позиций команд, указывают сильные и слабые стороны выступлений участников команд. По желанию они комментируют своё решение, обосновывая его.
Одним из судей является социальный психолог.
Таймкипер - это человек, который следит за соблюдением регламента и правил поведения дискуссии.Тренер (тьютор)- классный руководитель.
Сценарий дискуссии.
Суть дискуссии - убедить нейтральную третью сторону(судей) в том, что ваши аргументы лучше, вашего оппонента.
Тема. В дискуссии тема формулируется кратко: «Формула решения школьных конфликтов».
Утверждающая сторона. В дискуссии участники утверждающей стороны пытаются убедить судей в правильности своих позиций. В роли утверждающей стороны- дети.Отрицающая сторона. Участники отрицающей стороны хотят доказать судье, что позиция утверждающей стороны неверна или что интерпретация темы и аргументация утверждающей стороны имеет недостатки.
В роли отрицающей стороны- родители.
Тьютор: Тема сегодняшней дискуссии: «Формула решения школьных конфликтов».
Конфликт - вечная проблема отцов и детей. Она существовала во все времена и у всех народов. Родители – люди одного поколения, дети - другого. Разные взгляды на одни и те же вещи и жизненные ситуации, различные убеждения, моральные и нравственные принципы. Всё это нередко приводит к непониманию, столкновению мнений, конфликтам.
Итак, конфликт между детьми и родителями.
Обеим сторонам на рассмотрение даётся конфликтная ситуация: « Ученик 11-ого класса, жалуется на то, что с бабушкой частенько возникают конфликты. Но эти конфликты долго не затягиваются, примерно на 2-3 дня. Но они вновь и вновь повторяются. В основном, эти конфликты по поводу того, что он не носит воду в баню, не выполняет ещё какие-то хозяйственные дела и т.д. Внук это объясняет тем, что бабушка это всё делает сама, когда он находится в школе. Он думает, что она так специально делает, из-за нелюбви к своему внуку…». Кто виноват в этой ситуации, как решить эти конфликты?
Ваша задача: найти пути выхода из данной ситуации.
Таймкипер. Прошу следить за регламентом. На обсуждение сторонам по 5-8 минут.
Тьютор: Слово берёт утверждающая сторона.
Утверждающая сторона: Вася-внук бабы Насти. Она добровольно взяла их (Васю с сестрой) на опекунство. У неё есть достаточно большой опыт по воспитанию детей. Между старшим и молодым поколением всегда бывали споры. Но они не должны носить напряжённый, противоречивый характер. Бабушка должна избегать всяких разногласий в семье. Она - хранительница очага. Должна победить тактика выдержки. Вряд ли стоит доводить дело до конфликта, если её внук не успел принести воды, или не наколол дров. Если в настоящий момент конфликт не удастся разрешить, то бабушка во внуке пускай увидит не как соперника, а как помощника в решении возникшей проблемы, пытаться рассмотреть проблему с точки зрения внука, понять, как и почему не согласна она с ним, извлечь максимальную пользу из его возражений (именно Вася говорит, что бабушка не хочет его понять). А, может, бабушка предложит свой вариант разрешения конфликта. Надо приходить к единому мнению, наверняка, конфликт будет исчерпан. Такой способ решения по- другому называется сотрудничеством. Бабушка может отказаться от собственных интересов и приносит в жертву внука. Она должна уступать, как жизненно-опытный человек. Данный приспособленческий подход тоже поможет решать конфликт.По типу характера Вася- меланхолик. Он сам первый никогда не начнёт решать что-то. А на компромисс надо идти, надо преодолеть себя. В этом случае бабушке надо восстановить потерянное доверие. Как?
Первый шаг к компромиссу: искать во внуке хорошее, оно всегда есть.
Второй шаг: никогда оскорблять подозрением внука, если нет доказательств.
Третий шаг: надо быть терпеливой в ожидании чуда и быть готовой для встречи с ним.
Четвёртый шаг: быть предельно сдержанной. Нервозность и раздражительность- враги конфликта.
Пятый шаг: учить других - учиться самой.
Судья: Значит, вы считаете доминирующим лицом в разрешении конфликта бабушку.
. Она должна быть готова сдерживать свои негативные чувства;
. Должна объективно смотреть на ситуацию и разобраться в причинах и его течении( обычно бывает лишь «надводная часть айсберга, которая не всегда позволяет верно судить об истинной проблеме).
Тьютер. Вася, ученик 11-ого класса. Он скоро закончит школу. Чтобы глубже узнать семью Васи, решила поговорить с бабушкой, с сестрой. Выяснила внутрисемейные отношения. К, сожалению, мнения расходятся. А ведь подросток перед выбором жизненного пути. Как раз в этот момент ему надо помочь. Он перед выбором жизненного пути. Волшебные двери добра и доверия должны быть открыты друг другу.
Таймкипер. Время в руках отрицающей стороны.
Отрицающая сторона. Мы начнём своё выступление с нравственности. Нравственное поведение молодых людей в наши дни приобретает особое значение. Современная молодёжь не хочет понять положение старших. Эгоизм уничтожает всё, не обращая внимание на доброе, вечное, благое. Каждому человеку в жизни нужна опора. В данном случае Васе бабушка - единственная опора в его жизни. Поэтому не надо быть столь критичным по отношению к бабушке. Надо задавать вопросы себе: кто я, какой я? Необходимо делать акцент не на «Кто виноват?», а на «Что делать?» Надо быть самокритичным, требовательным к себе. Следить за тем, чтобы слова не расходились с делом. Стараться жить на оптимизме и доверии к каждому члену семьи.
Если внук изменит своё отношение к бабушке, всё изменится. Пускай обратит внимание на культуру общения, на манеры поведения. Наверное, в его поведении есть очень много отклонений. Правила вежливого человека изменяет всё: и поведение, и характер, и культуру общения.Есть такое понятие-мораль. Это, значит, человек должен соблюдать все нравственные качества: уважать старших, помочь им, быть гуманным во всех проявлениях. Надо уметь высказать свою точку зрения, не задевая чувств самых близких для тебя людей.
Надо спокойно реагировать на критику старших, у них советы не всегда нацелены на обвинение молодого человека. Надо научиться не конфликтовать с окружающими, не раздражаться совсем не просто - этого не добиться простыми тренировками. Самый верный способ - навести порядок в самом себе, уметь видеть анализ своего поведения. Если подросток не предвидит последствия конфликта для себя и не может анализировать своё поведение, значит, оценки и самооценки у него неустойчивы, что есть место влияния товарищей и т.д. Надо всерьез задуматься решать эти проблемы с органами опеки и попечительства. Но надо дать шанс, дать возможность неожиданно раскрыть себя, свои способности и доказать: «Вот я какой!», «Я умею делать!»
Социальный психолог. Наша жизнь- сплошные конфликты, полирующие людей, убирающие из их отношений лишнее, мешающее тому общению, ради которого люди живут. Два возбужденных человека не в состоянии прийти к согласию. В конфликтной ситуации надо соблюдать элементарные правила этики, культуры:
- товарищеское доверие по формуле: « Только ты мне о поддержка и опора…»; - взаимопомощь друг другу;- снятие агрессивности с себя, успокоить себя»; задержка реакции вспыльчивости; создание условий для контакта, готовность к сотрудничеству;
-увидеть хорошее в родных тебе людях; - поощрение добрых дел (психологически обоснуя поступок его); - авансирование добрых дел доверием; Такое доверие у человека вызывает уверенность в себе, убеждённость в правоте, рождает вдохновение и решительность.
Тьютор. Итак, на этом у нас завершается работа. Судьи указали сильные и слабые стороны выступлений участников команд. Пришли к выводу, что у самой сложной ситуации всегда есть выход, любую проблему можно решить ещё тогда, когда она не превратилась в конфликт, глубокий и затяжной. Надо только попытаться встать на позиции родителей, понять их, прислушиваться к их аргументам.
Поговорка « родителей не выбирают» всё-таки верна. Нравится вам это или нет, ты их ребёнок, ты их частичка. Надо помнить : какими бы несправедливыми ни казались тебе поступки родных, по большому счёту они желают только добра. Пусть даже они не всегда могут это объяснить. Постарайтесь понять их. Будьте терпеливы и доброжелательны!