Submitted by Татьяна Павловна Карякина on Tue, 11/05/2010 - 20:47
Ход урока
1. Организационный момент.
Тихо звучит песня в исполнении Марка Бернеса « С чего начинается Родина»
- Что для вас понятие «Родина»? Как еще можно назвать?
РОДИНА
ОТЕЧЕСТВО
ОТЧИЗНА
2. Постановка цели. Актуализация знаний.
- Ребята, что такое подвиг?
(это значит, в бескорыстном великом порыве души человек отдает себя людям, жертвует всем)
- Прочитайте в толковом словаре, как дается значение этого слова.
- Бывает подвиг одного человека ( Иван Сусанин), двух, сотен,
тысяч, а бывает подвиг целого народа.
- Приведите примеры подвига нашего народа.
(Связь с окружающим миром. А.Невский, Д.Донской)
-Прочитайте стихи (на доске):
Жестокий враг на нашу землю
часто нападал.
Где только воин наш не воевал!
В родных лесах и на родных полях,
В степи, в пустыне, на воде, в горах.
К нам с давних пор предания дошли,
Как наши воины Отечество спасли.
- Такой подвиг совершил наш народ в годы Великой Отечественной войны.
- Определите тему урока.
- Сегодня мы будем говорить о войне. Но не так как на уроке окружающего мира, мы не будем говорить о великих сражениях, о победах и поражениях. Мы будем говорить о тех чувствах, которые возникли в сердцах и душах людей, услышавших в июне 1941 года это страшное слово – война.
(звучит песня «Священная война»)
3.Работа над новым материалом.
- Мир – короткое, лучезарное слово, искрящееся счастьем слово. Война - это нескончаемые бомбежки, минные поля, это ужасы концлагерей и похоронки. Мир и война - несовместимые понятия.
Немало испытаний выпало долю нашей Родины. Немало войн было на нашей земле, но только Великая Отечественная пишется с большой буквы.
- Давайте послушаем ваши сообщения, подготовленные дома.
(Ответы детей. Сообщения о героях войны из г. Зернограда)
- Спасибо, вы проделали большую работу.
- Говорят, что, когда грохочут пушки, музы молчат. Но от первого дня войны и до последнего не умолкал голос поэтов. Поэзия немало сделала для того, чтобы в грозные, страшные годы пробудить у людей чувство ответственности за свою страну, чувство сопричастности к судьбе Родины.
- Послушайте стихи, которые были написаны в годы войны.
( Чтение учащимися стихов, подготовленных дома)
- Откройте учебники. Сегодня мы начинаем раздел:
«Прошла по земле война»
- Чтение вступительной статьи на стр.42.
- Знакомство с биографией А.А.Ахматовой стр. 42-43.
(Можно выслушать подготовленных детей)
- Рассмотрите заставку, завершающую статью.
(обращаем внимание на детали военного времени: полосы прожекторов, пересекающие черное ночное небо, железные противотанковые ежи, перегородившие заснеженную улицу).
- Что значит слово «мужество»?
Вспомните героев или известных людей, которые совершали мужественные поступки.
- Чтение учителем стихотворения Ахматовой «Мужество», написанное в1942 году в окруженном фашистами Ленинграде.
- Выполняем задание № 1 стр.43
- Обратите внимание на выделенные автором слова « что».Как вы понимаете смысл двух первых строк. (решается судьба страны, собирает все силы народ, надо всем объединиться)
- Чтение стихотворения про себя.
- Какие чувства вызвало у вас стихотворение?
- Чтение стихотворения вслух.
Прочитайте строки, посвященные русской речи.
- Почему Ахматова завершает произведение клятвой сохранить «великое русское слово»?
( в речи, в родном слове «раскрывается» душа народа)
- Обратитесь с этим вопросом к родным.
- Обращаемся к заданию №3 на стр.44
- Почему на последней строке стоит только одно слово?
(Это слово подводит итог произнесенной клятвы, выделено несколькими приёмами:
-на строке стоит лишь одно слово;
-оно «выпадает» из рифмы, ни с чем не рифмуется;
-после него стоит восклицательный знак)
- Работа с пословицей: «Пришёл незваным - ушёл драным»