Вы не зарегистрированы

Авторизация



Методика Дыхательной Гимнастики А. Н. Стрельниковой

Фото пользователя Светлана Анатольевна Скрябина
Submitted by Светлана Анатольевна Скрябина on Fri, 14/05/2010 - 23:00
Данные об авторе
Автор(ы): 
Скрябина Светлана Анатольевна
Место работы, должность: 
МОУ ДОД ЦДТ "Юность"
Регион: 
Тамбовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
все уровни образования
Уровни образования: 
дополнительное образование детей
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Искусство
Предмет(ы): 
Музыка
Предмет(ы): 
Физическая культура
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Медицинский работник
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
методическая разработка
Краткое описание ресурса: 
Стрельниковская дыхательная гимнастика способствует выравниванию процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, усилению рефлекторных связей, положительно влияет на функцию нервно-регуляторных механизмов, управляющих дыханием. В нашей дыхательной гимнастике так называемые динамические дыхательные упражнения сопровождаются движениями рук, туловища и ног (упражнения «Обними плечи», «Насос», «Шаги» и т.д.). Эти движения всегда соответствуют определенным фазам дыхания (вдохи делаются при движениях, сжимающих грудную клетку), и вскоре они сами по себе становятся тем условным раздражителем, который и вызывает соответствующие изменения в характере дыхания.

v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} Normal 0 false false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman","serif";}

Методика дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой.

Пение — единственная разновидность музыки, в которой инструмент — часть тела музыканта, и при том одна из наиболее важных и наименее управляемых: органы его дыхания. Мы не видим движений, которые происходят внутри них, эти движения по темпу, стилю и ритму зависят от эмоциональных состояний.

 У  певцов есть профессиональный термин — «опора». Все согласны, что «опертый» звук — хоро­шо, «неопертый» — плохо и что «опертый» звук возмо­жен только там, где есть «опертый» вдох, хотя, чем отличается «опертый» вдох от «неопертого», неизвестно. «Опертый» голос — это звонкий голос. А что такое «опертый» вдох? «Опертый» вдох — это вдох предельной глубины. Воздух, взятый во время такого вдоха, не может идти дальше. Он «оперся», говоря попросту,   уперся в стенки органов дыхания. Мускулатура, окружающая, их, стала сопротив­ляться нажиму воздуха, и вы чувствуете это. И если вдох сделан правильно, вам сразу захочется кричать или петь!

Вдох — движение воздуха внутрь тела. Сознательно сделать вдох — это мысленно установить связь с дном легких. Направление гортани диагонально по отноше­нию к легким, следовательно, ей удобно петь, если вы сделали, сознательно или бессознательно, вдох, «опертый» в спину. Легкие расширяются к основани­ям не в груди, а в спине. Следовательно, этот вдох легко задержать, хотя объем его велик.

Звучание — выдох, колеблющий голосовые связки. Следовательно, чтобы сохранить во время звучания чув­ство «опоры», надо оставить воздух там, откуда вы его «взяли». Сквозное действие певца — задерживать пра­вильно сделанный вдох. А выдох уходит сам: выдох — это звук.

Не думайте о дороге, по которой вы поведете этот вдох. Думайте о месте, в которое он мгновенно прихо­дит, потому что, если вы думаете о дороге, там возни­кают напряжения. Не ищите этот вдох умом. Ищите движением и эмоцио­нальным настроем. Чаще всего наклоном во время вдо­ха. Затаите его и пойте, никуда не направляя звук.

Существует мнение, что «запирать» дыхание вред­но, чуть ли не опасно. Да, вдох, искажающий форму легких, задерживать, да и делать вредно. Вдох, заполняющий легкие, не искажая, может вернуть и го­лос, и здоровье.

Лучшая в мире постановка голоса — не русская, не французская, не немецкая и даже — не итальянская, а природная!

Следовательно, если вы сознательно произвели правильный вдох и задерживаете его, все остальное сдела­ет ваша певческая интуиция. Можно помогать ей дви­жением и мыслью.

Источник звука — голосовые связки. Чтобы про­звучать, они должны сомкнуться — встречное движе­ние на уровне шеи. Воздушная струя, которая колеб­лет их, чтобы они звучали, идет из двух бронхов в одну трахею — встречное движение на уровне груди. Оба эти движения неуправляемы. Но легкие, как на фундамен­те, лежат на диафрагме и подчиняются ей, а она — им.

Если, чтобы прозвучать, две голосовые связки смы­каются, а две воздушные струи встречаются, следова­тельно, помогая им, диафрагма должна во время зву­чания объединять легкие. С помощью вдоха, ко­торый, заполняя легкие воздухом, не разъединяет их. И так как диафрагма самый сильный мускул среди всех, связанных с дыханием, ей подчинятся и смыкание го­лосовых связок в гортани, и встречное движение воз­душных струй в груди. Заполнить легкие, не разъеди­няя их, может только один вдох — вдох в спину.

 Музыка имеет три измерения — высоту, тембр и силу. Певец должен помогать голосовым складкам смы­каться, чтобы точной была высота каждой ноты, осво­бождать тембр от посторонних звуков. А вот о силе думать нельзя, форсировка ее не создаст. Надо думать о звонкости — звонкий голос хорошо летит в зал. Что касается диапазона, то очевидно, что на верхних нотах активно должны работать брюшной пресс и диафрагма, а на низких — грудные мышцы. У нас это делается конкретными движениями, которые тренируются «ак­терскими упражнениями».

       Лечебное воздействие гимнастики.

Основной функцией легких  является об­мен газов в легочных альвеолах. Чтобы его усилить, требуется нарушить так называемый альвеолярный барьер. Эту задачу и решают дыхательные упражнения, разработанные А.Н. Стрельниковой. После несколь­ких коротких и резких вдохов носом, идущих на пре­дельную глубину легких (во время вдоха в легкие попа­дает в 3—4 раза больше воздуха), происходит усилен­ный обмен воздуха в альвеолах, при этом его состав приближается к наружному, одновременно происхо­дит активный обмен газами крови.

Упражнения стрельниковской дыхательной гимнас­тики активно включают в работу все части тела: руки, ноги, голову, тазовый пояс, брюшной пресс, плече­вой пояс и т.д. — и вызывают общую физиологическую реакцию всего организма. Возрастает потребление кислорода, повышенную потребность в котором называют «жаждой кислорода». И так как в этой гимнастике все упражнения выполняются одновременно с коротким и резким вдохом через нос (при абсолютно пассивном выдохе), в результате усиливается внутреннее тканевое дыхание и повышается усвояемость кислорода тканями.

Стрельниковская дыхательная гимнастика способст­вует также выравниванию процессов возбуждения и тор­можения в коре головного мозга, усилению рефлек­торных связей, положительно влияет на функцию нервно-регуляторных механизмов, управляющих дыханием.

В нашей дыхательной гимнастике так называемые динамические дыхательные упражнения сопровождаются движениями рук, туловища и ног (упражнения «Обними плечи», «Насос», «Шаги» и т.д.).  Эти движения всегда соответствуют определенным фазам дыхания (вдохи делаются при движениях, сжимающих грудную клетку), и вскоре они сами по себе становятся тем условным раздражителем, который и вызывает соответствующие изменения в характере дыхания.

Укрепление мускулатуры, участвующей в акте ды­хания, также помогает ликвидации дыхательной недо­статочности.

 Большое значение всегда придавалось тренировке диафрагмы («дыхательного мускула»), играющей важ­ную роль в дыхании. А в стрельниковской дыхатель­ной гимнастике как раз есть упражнения для непосред­ственной тренировки диафрагмы («Насос», «Кошка», «Большой маятник», «Передний шаг»).

Эти дыхательные упражнения — это своеобразная гимнастика для бронхиальной мускулатуры. Речь идет о знаменитом стрельниковском вдохе на сжатии груд­ной клетки в упражнении «Обними плечи». 

Одна из главных заслуг стрельниковской дыхатель­ной гимнастики заключается в том, что она восстанав­ливает нормальное физиологическое дыхание через нос. А  это необходимо, по­тому что при дыхании ртом наружный воздух, непо­средственно поступая в лежащие ниже пути, не подвергается должной «биологической обработке» в при­способленной для этой цели сложной системе носовых пазух и примыкающих полостей. В результате воздух может поступать несоответствующей температуры, су­хой (или, наоборот, излишне сырой), насыщенный всевозможными пылевыми частичками и микробами. Все это проникает в дыхательные пути.

  Стрельниковой в кратчайшие сроки восстанавливает утраченное носовое дыхание. В результате двухнедельной тренировки (два раза в день: утром и вечером, по 1200 вдохов-движений) выраба­тывается новый динамический стереотип.

 Для пол­ноценного дыхания важное значение имеет хорошее развитие трапециевидной, большой и малой грудных мышц, мышц шеи и другой добавочной мускулатуры, принимающей участие в акте дыхания.

 

 

 

 

Прикрепленный файлSize
Методика дыхательной гимнастики А.doc199 KB


Фото пользователя Светлана Анатольевна Скрябина

На: Методика Дыхательной Гимнастики А. Н. Стрельниковой


Гимнастика А.Н. Стрельниковой - единственная в мире, в которой короткий и резкий вдох носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку. Поэтому гимнастику Стрельниковой называют ещё парадоксальной. Думаю что этот метод также может быть отнесен к нетрадиционным. Об этой гимнастике написано много, и в интернете, и в журналах, и в книгах, например, цикл статей был опубликован в журнале Физкультура и Спорт 1980г. №3-начало, автор Стив Шенкман.

http://www.voviyes.ru/strelnik1.html

 

Комментарий был изменен с момента создания (Skryabina Svetlana Anatolievna, Fri, 14/05/2010 - 23:34).



Фото пользователя Виктория Валентиновна Юдина

На: Методика Дыхательной Гимнастики А. Н. Стрельниковой


Свой вокальный кружок начинаю обязательно с гимнастики Стрельниковой. Детям настолько это нравится, что они уже и без меня начинают эти упражнения