Анализ урока чтения в начальных классах
Одной из самых острых и трудно разрешенных проблем является потеря детьми интереса к чтению. Это комплексная проблема, возникновение которой имеет две базовые причины. Во-первых, меняется информационная культура человечества. Мультимедийные формы хранения, представление и восприятие информации вытесняют книгу, Традиционное чтение из обихода детей в сенситивном возрасте. Вторая причина малоинтересные короткие тексты, акцент на скорости чтения, озвучивания и артикулирование, низкое понимание, неполное эмоциональное и образное восприятие содержания, делают урок чтения трудным для учителя и для ребёнка. Чтобы решить эти проблемы, стало необходимым применение новой технологии при организации учебного процесса. С 1991 года начала внедрять элементы природосообразной технологии Кушнира Л.М использовав различные приёмы и виды чтения, не читающие дети шестилетки(1985 г/р.) в конце учебного года читали в среднем 62 слова. Считаю, что главным признаком информационного - ценностного подхода в обучении чтению, является ситуация успеха у каждого ученика, полное отрицание принуждения, упор на формирование личности. Никогда ни при какой работе не принуждать, не допускать, не заставлять ученика, а создавать такую атмосферу на уроке, что бы маленькому ученику самому хотелось включиться в деятельность. А самое главное получить от работы удовольствие, радость от познания, от труда. В первом классе у шестилеток (2000 г/р.) проведена входная диагностика техники чтения. В конце первого класса в среднем читали 50 слов, а в сентябре 2007 учебного года 65 слов в минуту. За период летних каникул норма увеличилась на 8 слов, так как был задан список книг для внеклассного чтения. Из 17 учеников - 11 увеличили технику чтения, у шестерых произошёл спад, как выяснилось, дети очень мало читали. Много творчества и фантазии в учебный день вносят сами ребята. Они придумывают часть развития сюжета урока, мне остаётся только корректировать их работу. Чтение с учителем очень продуктивно, каждый ребёнок становится исследователем. У детей появились новые виды деятельности, которые включили чтение, рисование, штриховку, обводку, калькирование, спортивные минутки по самосовершенствованию здоровья человека и музыкальные минутки. На уроках окружающего мира дети пишут сочинения, сюжетные зарисовки, изложения, стихи. На уроке математики счет до 1000, использование различных поисковых таблиц, таблиц Шульте. Основной задачей во втором классе является информационно - выразительное чтение. Внедряя и апробируя природосообразную технологию, я, как учитель, почувствовала на себе кардинальные изменения параметров учебного процесса. Овладевая данной технологией дается возможность технологично подходить к учебному процессу. Работая в школе МИКЕБИ и внедряя программу «РТМ», разработанную Готановым Ю.Б., кандидатом психологических наук, я могу интегрировать. В природосообразной технологии преобладает метод диалогически и развивающийся, создается психоинтеллектуальная база для широкого использования глубинных процессов. Чтение остается главным и ведущим предметом в школе. В самый сложный период приходится на начальную ступень обучения. Овладевая техникой чтения, то есть навыками правильного, беглого, выразительного, сознательного чтения. Учащиеся знакомятся с лучшими образцами детской художественной литературы. Внедряя данную технологию, мы преследуем решение задач: -приобщение ребёнка книге - воспитание настоящего читателя - развитие устной монологической, и диалогической речи - развитие ораторского искусства - обогащение словаря учащегося - осуществление, взаимодействие с родителями для успешного внедрения технологии Мы работаем по преемственности литературного чтения в аспектах: ДОУ- начальная школа - средняя школа. Осуществляется взаимосвязь с детским садом №10 который работает по технологии Зайцева, поэтому дети приходят в начальное звено умеющие читать. Так же в условиях районной гимназии обучаются учащиеся пришедшие из разных детских садов, из школ с разным уровнем подготовки: одни быстро «схватывают» объяснения учителя. Слабые ученики стараются выяснить усильных все не понятные им вопросы, а сильный ученик имеет возможность проверить собственное понимание вопроса и дойти до самой сути. Тактика показывает, что вместе учиться не только легче, но и значительно эффективнее. Помочь друг другу решить любые проблемы, разделить радость успеха, вот что составляет суть данного подхода к обучению: - результат - проживание и делание вместе для реального кого-то, а не ради для самого процесса - многоплановое взаимодействие - чтение первых страниц с удовольствием Основной целью изучения литературы в начальном звене является воспитание учащихся взгляды на литературное произведение, как на один из способов передачи отношения человека у окружающему миру. Школьники подводятся к пониманию значения литеры как источника разнообразных знаний о человеке и мире, в котором он живет, а так же обращает внимание на разнообразие литературных жанров. Проводятся различные формы работы на уроках литературного чтения: 1. Используется эмоциональное вхождение в урок 2. Организуются пятиминутки, чтение с целевой установкой 3. поэтический мастер - класс 4. Используется звуковой ориентир 5. Индивидуальная технологическая карта 6. Проводятся библиотечные уроки 7. Ведутся читательские дневники, в которых учащиеся пишут отзывы о прочитанном 8. Проводятся семейные уроки Альтернативная технология начального обучения чтения, дает возможность использовать моделирование психоинтеллектуального процесса. Мы обнаружили следующие параметры её результативности по материалам опросов родителей и учащихся анализа библиотечных футляров: - существенно усиливается мотивация чтения, дети любят читать, популярность урока чтения зачастую выше. - за счет значительного улучшения техники чтения снижается общее психофизиологическая нагрузка в учебном процессе. При условии соблюдения технологического регламента авторы проекта обучения скорочтению гарантируют достижение в любой начальной школе следующих параметров процесса обучения а так же воспитанности и обученности младших школьников: 1. Дети читают с полным пониманием на всех этапах обучения 2. домашнее задание по чтению отменяются, общая учебная нагрузка снижается 3. Темп чтения в слух не ниже действующих нормативов на всех этапах обучения
|