Официальный сайт ysaa 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



"Методические аспекты конструирования и использования учебных исторических игр"

Фото пользователя Анна Владимировна Болдырева
Размещено: Анна Владимировна Болдырева - пн, 17/05/2010 - 21:53
Данные об авторе
Автор(ы): 
Болдырева Анна Владимировна
Место работы, должность: 
МОУ "СОШ №8", учитель истории и обществознания
Регион: 
Астраханская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
История
Предмет(ы): 
Обществознание
Предмет(ы): 
Педагогика
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы
Тип ресурса: 
методическая разработка
Краткое описание ресурса: 
В данной работе рассмотрим алгоритм конструирования и использования одного из видов учебных исторических игр – тренировочных игр (игр с правилами). Игры с правилами включают такие виды игр, как кроссворды, сканворды, лото, викторины, чайнворды и др. Приступая к подготовке исторических игр, учитель всегда должен видеть конечную цель – не только расширять знания учащихся, но и активизировать их самостоятельную деятельность, совершенствовать их познавательные способности, научить учащихся анализировать факты, выявлять связи и закономерности и развивать умение применять их в новых условиях.

Муниципальное  общеобразовательное  учреждение «Средняя  общеобразовательная         школа №8»

 

 

 

 

 

                                  

Статья:

« Методические  аспекты  конструирования  и

использования  учебных  исторических  игр».

 

 

 

 

 

                                                    Учитель  истории  и  обществознания  

                                                                     МОУ «СОШ № 8»  Болдырева А.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Астрахань – 2010г.

                                                            «Игра – это  создание  типичных  для  профессии

                                                                  ситуаций  и  нахождение  в  них  практических

                                                                  решений».

                                                                                                      (С.И.Ожегов)

 

         Методика  обучения  любому  предмету  или  виду  деятельности  определяется  прежде  всего  содержанием  изучаемого  предмета, целями  обучения, возрастными  особенностями  учащихся. В  понимании  этого  лежит  ключ  к  решению  вопроса  об  особенностях  методики  исторических  игр  по  сравнению  с  методикой  общих  курсов. Методика  разработки  и  использования  исторических  игр, будучи  тесно  связана  с  методикой  основных  исторических  курсов  и  опираясь  на  ее  принципы, в  то  же  время  развивает  и  значительно  усиливает  отдельные  ее  стороны, что  придает  ей  известную  специфику. К  ней  относятся: углубление  знаний, развитие  разносторонних  интересов  и  способностей  учащихся.

          В  данной  работе  рассмотрим  алгоритм  конструирования  и  использования

одного  из  видов  учебных  исторических  игр – тренировочных  игр (игр  с  правилами). Игры  с  правилами  включают  такие  виды  игр, как  кроссворды, сканворды, лото, викторины, чайнворды  и  др. Приступая  к  подготовке  исторических игр, учитель  всегда  должен  видеть  конечную  цель – не  только  расширять  знания  учащихся, но  и  активизировать  их  самостоятельную  деятельность, совершенствовать  их  познавательные  способности, научить  учащихся  анализировать  факты, выявлять  связи  и  закономерности  и  развивать  умение  применять  их  в  новых  условиях.

 

             Игры  с  правилами  характеризуются  следующими  признаками:

 

ü  жестко  фиксированные  правила;

ü  наличие  общей  темы, объединяющей  вопросы  кроссворда, викторины, лото,

            чайнворда  и  т.п.;

ü  состязательность, способная  довести  мотивацию  до  азарта.

 

          Основой  для  составления  игр  с  правилами  являются:

 

ü  исторические  документы;

ü  прозаические  жанры  художественной  литературы;

ü  поэтические  произведения.

 

        Несмотря  на  то, что  поэтические  произведения  содержат  емкие  и  образные  характеристики  историческим  личностям, событиям  и  явлениям, повышают эффективность  запоминания  и  создают  положительный  эмоциональный  настрой,

педагоги, при  составлении  игр  с  правилами, используют  их  редко. Это  объясняется  трудоемкостью  и  кропотливостью  отбора  стихотворных  произведений,

нахождения  в  них  ярких, образных  и  эмоциональных  фрагментов, способствующих  созданию  у  учащихся  представлений  о  личностях  и  событиях  прошлого.

      При  отборе  стихотворных  фрагментов  необходимо  помнить, что  они  должны  соответствовать  следующим  параметрам:

·         краткость;

·         историческая  достоверность;

·         легкая  воспринимаемость  на  слух;

·         художественная  ценность.

 

       Но,  не  стоит  забывать  и  о  том, что  большинство  детей  информацию  на  слух  воспринимают  хуже, чем  печатную, поэтому  фрагменты  стихотворных  произведений  должны  быть  обязательно  и  в  печатном  варианте. Приведем  пример

таких  фрагментов  для  викторины «О  ком  сказано?»:

 

                        «...Он  учил  за  годом  год,

                          За  поколеньем  поколенье,

                          Что  есть  слова: «Идти  вперед»,

                           Но  нету  слова «отступленье».

                                                  

                                                   ( И.Сельвинский  об  А.Суворове)

 

                        « Бесовский  сын, расстрига  окаянный

                           Прослыть  умел  Димитрием  в  народе,

                           Он  именем  царевича, как  ризой

                           Украденной, бесстыдно  облачился».

 

                                                   ( А.С.Пушкин  о  Лжедмитрии)

 

        Чтобы  учащиеся  могли  одновременно  воспринять  содержание  стиха  и  соотнести  заложенную  в  нем  информацию  с  уже  имеющейся, учителю  необходимо  зачитывать  фрагменты  стихотворений  несколько  раз, выделяя  интонацией  имена, географические  названия, исторические  факты. При  разработке  и  моделировании  исторических  игр  с  правилами  необходимо  придерживаться  следующего  алгоритма  действий: игра  должна  быть  поэтапной; каждый  этап  игры  основан  на  совместной  деятельности  учителя  и  учащихся.

                                Подготовительный  этап:

1.Деятельность  учителя:

·         выделяет  исторические  объекты, представления  о  которых  формируются  с  помощью  игры;

·         определяет  игровую  задачу, образовательную, развивающую  и  воспитательную  цель  игры;

·         объединяет  общей  темой  вопросы  и  задания  игры;

·         продумывает  методику  проведения  игры  (методические  приемы, средства

            обучения, средства  наглядности, способы  определения  победителей, систему 

            поощрений  и  подсчёта  баллов);                                 

·         исходя  из  цели  и  содержания  игры, планирует  домашнее  задание.

 

 2. Деятельность  учащихся:

·         повторяют  учебный  материал, определенный  учителем  в  качестве  домашнего  задания;

·         заранее  составляют  задания  для  исторической  игры  по  сообщенной  учителем  теме.

 

 

                                    Игровой  этап:                                                                                                         1.  Деятельность  учителя:

·         для  эффективного  проведения  игры  повторяет  необходимый  фактический  и теоретический  материал;

·         во  вступительном  слове  пытается  создать  у  учащихся  положительный настрой  на  участие  в  игре;

·         сообщает  и  напоминает  правила  игры;

·         регулирует  процесс  игры (соблюдение  правил  игры, исправление  ответов

учащихся).

 

2.  Деятельность  учащихся:

·         воспринимают  и  осознают  сообщенную  учителем  игровую  задачу;

·         вспоминают  учебный  исторический  материал, необходимый  для  правильного  ответа;

·         предлагают  варианты  ответов  на  вопросы  игры;

·         выполняют  основную  задачу  игры, поставленную  учителем  в ее  начале.

 

                                    Аналитический  этап:

 1.  Деятельность  учителя:

·         отмечает  наиболее  интересные  и  осознанные  ответы  учащихся;

·         называет  типичные  ошибки  в  ответах  учащихся;

·         производит  подсчет  баллов, определяет  победителей  игры;

·         выясняет  мнения  учащихся  относительно  проведенной  игры.

 

2.  Деятельность  учащихся:                                                                                                            

·         высказывают  мнения  относительно  занимательности  игры  и  методики  ее проведения;

·         участвуют  в  определении  победителей;

·         высказывают  критические  замечания  по  организации  и  проведению  игры.    

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

       В  заключение  остановимся  на  эффективности  использования  исторических  игр  в  школьной  практике  и  их  значения  в  творческо – поисковой  деятельности  учащихся. Можно  говорить  о  таких  показателях  эффективности  исторических  игр, как:

1.      Формирование  устойчивого  интереса  к  исторической  науке  и  ее  практическому  применению.

2.      Повышение  исторического  образования  на  основе  ее  углубленного   изучения. 

3.      Развитие  творческого  воображения, неординарного  мышления.

4.      Воспитание  в  детях  сопереживания  и  сочувствия.

5.      Оказание  положительного  воздействия  на  формирование  детского  коллектива, развитие  неформальных  отношений  среди  учащихся.

6.      Побуждение  учащихся  к  высказыванию  оригинальных  идей  и  к  принятию нестандартных  решений.

7.      Активизация  мыслительной  деятельности  учащихся, развитие  их  души  и     потребности  к  самосовершенствованию  и  саморазвитию.

8.      Обеспечение  дифференцированного  обучение, индивидуального  подхода  к  учащимся  с  разными  интересами  и  уровнями  знаний.

9.      Рост  практических  умений  к  занятиям  в  сфере  культуры, повышение общего  развития, успеваемости  по  другим  предметам, активности  в  различных  видах  школьной  деятельности.                 

                                                                              

            Необходимо  отметить  роль  исторических  игр  в  повышении  профессионального  уровня  учителя. Ведь  учитель, применяющий  в  своей  практике  широкий спектр  учебных  игр, значительно  совершенствует  не  только  свое  знание  предмета, но  и  свое  методическое  мастерство. Обучая  учащихся  методике  исторических  игр, он  сам  глубже  овладевает  ею, совершенствует  свое  умение  руководить  самостоятельной  работой  учащихся, знакомиться  с  процессом  индивидуального  развития  школьников, активно  ему  содействовать, оказывать  существенное  влияние  на  формирование  личности  школьников. Стоит  согласиться  с  высказыванием  выдающегося  педагога  В.А.Сухомлинского, который  отмечал, что «без  игры  школа  превращается  в  скучнейшее  казенное  заведение, которое  сушит  ум  и  опустошает  сердце».                                                                                     

 

              

    

                                                     Литература :  

 

1.      Аникеева Н.А. Воспитание  игрой: Книга  для  учителя. - М.: Просвещение, 1987 г.

2.      Вагин А.А. Художественная  литература  в  преподавании  новой  истории (1640 – 1917г.г.): Хрестоматия. - М.: Просвещение, 1987 г.

3.      Ворожейкина Н.И. Активизация  учебной  деятельности  четвероклассников  при  изучении  истории  СССР. - М.: Просвещение, 1988 г.

4.      Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как  сегодня  преподавать  историю  в школе. -М.: Просвещение, 2000 г.

5.      Гора П.В. Повышение  эффективности  обучения  истории  в  средней школе. - М.: Просвещение, 1988 г.

6.      История: внеклассные  мероприятия. 5-11 кл. / авт.-сост. Н.В.Кузьмина.-Волгград: Учитель, 2007 г.

7.      Крючкина Н.Б. Дидактические  игры, тесты, загадки  по  истории  древнего  мира: Методическое  пособие. - М.: Т.Ц. Сфера, 2003 г.

8.      Кулагина Г.А. 100 игр  по  истории: пособие  для  учителя. - М.: Просвещение. 1983 г.

9.      Кучерук И.В. Учебные  игры  на  уроках  истории: Методические  рекомендации.- Астрахань, 1995 г.

10. Миронов А. Игровые  формы  обучения // История. – 1996 г. - № 14.

11. Румынина В.В. Использование  форм  популярных  телепередач  во внеклассной  работе // Преподавание  истории  в  школе. – 1988 г.- № 3.

12. Эльконин Д.Б. Психология  игры. - М.: Педагогика, 1978 г.

                                                                                                                                        

 

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн