Официальный сайт synclub 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Государственно-общественное управление образованием: принципы

Фото пользователя Владимир Владимирович Анненков
Submitted by Владимир Владимирович Анненков on пн, 17/05/2010 - 22:20

 

Основные принципы государственно-общественного управления российским образованием
 
Елена Шимутина
заместитель директора ГОУ Центр образования «Царицыно»,
доцент кафедры развития образовательных систем АПКиППРО,
E-mail:
 
Отношения между гражданами и государственными образовательными институциями могут реализовываться через общественные образовательные объединения, состоящие не из профессионалов (у них есть собственные формы общественного взаимодействия), а из граждан: родителей, общественных деятелей, представителей местного самоуправления, бизнеса, которые представляют общество в социальном договоре с государством.
В управлении образованием это означает:
·                     каждой школой управляет созданный гражданами (местным сообществом или родителями) совет школы или попечительский совет школы;
·                   между гражданами и образовательным учреждением отношения строятся на основе образовательного договора, который в любом случае сильнее ведомственной инструкции;
·                   между образовательным учреждением и его учредителем отношения строятся на основе учредительного договора, и в случае его невыполнения представитель учредителя, подписавший договор, уходит со своего поста;
·                   образовательная программа и бюджет школы согласуются с общественным органом управления школы.
В экономике образования это означает:
·                        законодательное принятие норматива государственного финансирования в образовании;
·                   вхождение государства в состав учредителя школы и выплата заработной платы учителям из федерального бюджета;
Система государственно-общественного управления образованием включает в себя: всех участников образовательного процесса, их органы управления и органы государственного управления образованием; нормативно-правовую базу, регламентирующую деятельность субъектов государственно-общественного управления образованием; процедуры и механизмы их взаимодействия.
Признаками государственно-общественного управления образованием являются: наличие государственной структуры управления образованием, в которой каждый субъект управления наделен конкретными полномочиями и ответственностью; наличие общественной структуры управления образованием, все субъекты которой наделены реальными полномочиями и вытекающей из них ответственностью; согласованное и взаимно принятое распределение полномочий и ответственности между государственными и общественными субъектами управления образованием на всех его уровнях; принятая органами государственного и общественного управления образованием система разрешения возникающих между ними противоречий и конфликтов.
Важную роль в процессе становления и развития государственно-общественного управления образованием призваны сыграть принципы, под которыми понимаются те его основания, которые определяют не только главные направления, систему деятельности, цели, задачи, содержание, оргструктуру, формы и методы, но и отношения, складывающиеся между его участниками.
К основным принципам государственно-общественного управления общим образованием можно отнести следующие:
·                     независимость и паритетность органов государственного и общественного управления образованием;
·                     законность, предполагающая неукоснительное следование органов управления Конституции России, ее законам, другим нормативным правовым актам; правовая обоснованность притязаний участников образовательной деятельности на участие в государственно-общественном управлении сферой общего образования, как на уровне общеобразовательного учреждения, так и на муниципальном, региональном и федеральном уровнях;
·                         -      комплексное использование экономических, кадровых, организационных, информационных и иных ресурсов государства и общества субъектами государственно-общественного управления образованием;
·                     -        целевая направленность деятельности субъектов государственно-общественного управления образованием на реализацию потребностей и интересов участников образовательного процесса, общества и государства;
·                     открытость и гласность, в соответствии с которыми деятельность субъектов государственно-общественного управления образованием открыта для всех участников образовательного процесса и обеспечивается получением ими необходимой информации;
·                     свобода и самодеятельность, означающие возможность каждого субъекта и к государственно-общественного управления свободно выбирать методы и средства осуществления управленческой деятельности и проявлять при этом активность;
·                       -       согласованное распределение полномочий и сфер ответственности между государственными и общественными органами управления образованием на каждом уровне и этапе функционирования и развития;
·                     -        наделение полномочиями органов управления образованием в государственной вертикали сверху вниз, в общественной – снизу вверх; цивилизованное разрешение конфликтов и противоречий между государственными и общественными органами управления на каждом уровне образования через общепринятые согласительные механизмы и процедуры.
 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Акинфиева Н.В., Владимирова А.П. Государственно-общественное управление МОС. – Саратов, 2001 г.
  2. Бочкарев В.И. Государственно-общественное управление образованием: каким ему быть? // Педагогика, 2001, № 2, С. 9-13.
  3. Бурков В.Н., Ириков В.А. Модели и методы управления организационными системами. – М: Наука, 1994. - 270 с.
  4. Комаров М.С. Образование как социальный институт // Педагогический вестник, 1997, № 3. – С. 41-53.
  5. Кондрашов П.Е., к. т.н. «Модернизация образования как задача социального управления». – М, 2002.
  6. Конституция Российской Федерации. - М: Юридическая литература, 1993. – 64 с.
  7. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Модернизация российского образования: Документы и материалы. – М, 2002. – С. 236-282.
  8. Концепция общего среднего образования // Учительская газета, 23 августа 1988 г.
  9. Лебедев О.Е. Управление образовательными системами. - Вел. Новгород, НРЦРО, 1998. - 91 с.
  10. Модернизация российского образования. Документы и материалы. –
    М: ГУ ВШЭ, 2002. – 331с.
 

 


»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн