Официальный сайт goldsoftware 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Сценарий внеклассного мерорпиятия "2006 - год искусства и литературы в Татарстане"

Данные об авторе
Автор(ы): 
Воропаева Ландыш Фаизовна
Место работы, должность: 
РТ, г.Альметьевск, МОУ-СОШ №11, уитель музыки и искусства
Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Уровень образования: 
дополнительное образование детей
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Искусство
Предмет(ы): 
Музыка
Цель урока: 
Цель: Внедрение регионального компонента в процесс обучения музыки в общеобразовательной школе. Задачи: 1. Изучение татарской музыкальной культуры, через знакомство с творчеством татарских композиторов А.Ключарева, С.Сайдашева, Ф.Яруллина. 2. Расширение представлений учащихся о вкладе в музыкальную культуру татарского поэта М.Джалиля, о влиянии татарской народной песни на поэзию Г.Тукая. 3. Воспитание любви к культуре родного края, побуждение стремления к изучению музыкальной культуры Татарстана.
Тип урока: 
Комбинированный урок
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

1. Бахтиярова Ч. Фарид Яруллин. Казань, 1960
2.         Исанбет Ю. Муса Джалиль и татарская музыка. Казань, 1977.
3.         Композиторы и музыковеды Советского Татарстана. Казань, 1986.
4.         Сайдашев С. Огни, зажженные нами. Казань, 1980.
5.         Страницы истории татарской музыкальной культуры. Казань, 1991
6.         Тукай Г. Народная литература /Г.Тукай. Избранное в двух томах. Казань, 1961/.
7.         Шумская Н. Александр Ключарев. Москва, 1962.
 
Используемая методическая литература: 

 

1. Бахтиярова Ч. Фарид Яруллин. Казань, 1960
2.         Исанбет Ю. Муса Джалиль и татарская музыка. Казань, 1977.
3.         Композиторы и музыковеды Советского Татарстана. Казань, 1986.
4.         Сайдашев С. Огни, зажженные нами. Казань, 1980.
5.         Страницы истории татарской музыкальной культуры. Казань, 1991
6.         Тукай Г. Народная литература /Г.Тукай. Избранное в двух томах. Казань, 1961/.
7.         Шумская Н. Александр Ключарев. Москва, 1962.
 
Используемое оборудование: 

 

Оборудование: - аппаратура для проигрывания музыкальный записей,
·       выставка книг, посвященных перечисленным деятелям,
·       выставка творческих работ учащихся,
·       плакат с названием мероприятия,
·       изготовленная собственными силами книга с фотографиями, информацией, произведениями рассматриваемых авторов,
·       музыкальные записи.
Краткое описание: 
На мероприятии происходит знакомство учеников с культурой и искусством Татарстана , через познание творчества татарских композиторов - С.Сайдашева, Ф.Яруллина, А.Ключарева, татарских поэтов - Г.Тукая, М.Джалиля. Внимание слушателей акцентируется на взаимовоздействии разных видов искусств друг на друга - музыки и поэзии. В роли ведущих и исполнителей вокальных произведений выступают учащиеся. В результате у учащихся формируется представление о музыкальном искусстве родного края, совершенствуются вокальные навыки исполнения татарской музыки, расширяются слуховые представления - через знакомство с музыкальными и поэтическими произведениями деятелями искусст Татарстана.

 

2006 год объявлен в Татарстане «Годом искусства и литературы ». В этом году в нашей республике широко отмечаются юбилейный даты видных деятелей литературы и музыкального искусства: 100-летие со дня рождения поэта Мусы Джалиля и композитора Александра Ключарева, 120-летие поэта Габдуллы Тукая. Данное мероприятие посвящено рассмотрению творческого вклада поэтов Мусы Джалиля и Габдулы Тукая в татарскую музыкальную культуру, творческой деятельности композитора Александра Ключарева, а также музыкального творчества композиторов Салиха Сайдашева и Фарида Яруллина, которые создали музыкальные шедевры на основе поэтических произведений М.Джалиля и Г.Тукая.
Первая   страница   книги   называется   «Габдулла   Тукай   и
татарская народная песня».
В марте 2006 года исполнилось 120 лет со дня рождения поэта. Габдулла Тукай относится к тому типу художника, мироощущение которого пребывает в сфере духа музыки.
Душа поэта целиком принадлежала народному искусству - народной песне. С детства окружавшая его музыкальная среда -крестьянские фольклорные традиции казанских татар - наложили отпечаток не только на его музыкальные пристрастия, но и на все творчество.
Г.Тукай собирал народные песни (тексты) и выпустил их в 1910 году отдельной книгой, назвав ее «Халык моңнары».
Известны также его тетради с записями народных песен «Җырлар дәфтәре». В своей знаменитой лекции «Народная литература», прочитанной в «Восточном клубе» в Казани в 1910 году, он одним из первых высказал ценные наблюдения о народных песнях, назвав их «самым дорогим и ценным наследием наших предков». Г.Тукай призывал собирать и изучать песни, подчеркивая, что «настоящий народный язык и истинный дух народа мы можем найти только в его народных песнях».
В системе художественного мировоззрения Тукая «высшим объединяющим началом» является песня, пение; одним из доминирующих образов - певец.
Стихотворение   «Милли   моңнар»   служит   своеобразным эстетическим кредо поэта. Звучащей мелодией пронизано все стихотворение.   Звучание   народной   песни   объединяетея       с исторической судьбой и душой народа.
Вчера я слышал — кто-то напевал
 Наш, кровный, светлый, ласковый мотив...
 Щемил он сердце, думы навевал,
 До боли близок, вечен и красив....
Срываясь, переливы в тишине
Поведали, чем жив родной народ,
 В напеве том понятны были мне
 Все триста лет страданий и невзгод.
 Жил, столько бед претерпевая зря,
 Жил, слезы проливая, горъко жил,
 Но чувством кровным общности горя,
Народ в напев свои мечты вложил...
Стоял я, потрясенный глубиной
Величия страдающей души.
 Вставал Великий Булгар предо мной.
 Катила волны Белая в тиши...
Не снес я боли, подошел к нему,
 Сказал: «Земляк, что за напев - как стон?»                                              Печально поглядев в ночную тъму, -
Напев мой - Аллюки,- ответил он.
(Перевод Р.Бухараева)
Образ певца широко представлен в творчестве поэта.
 Он сам хорошо пел и очень любил пение. «Я с детства был певцом. И где бы я ни был, я никогда не мог равнодушно слушать пение.» Образ певца часто дается в его стихах от первого лица, сливаясь с собственным «Я» поэта:
Считаюсъ друзьями я гостеприимным певцом...
(Перевод В.Звягинцевой)
 Я пою, хоть жилъе мое тесно и старо...
(Перевод Р.Морана)
Я пою, но есть ли польза для народа моего?
Бог ли, дьявол мне дарует вдохновение свое?
(Перевод Г.Губайдуллиной)  
Я, распевая песни, встречу смерть.
 Сам Азраил не запретит мне петь.
 Спою: «Я ухожу, вы остаетесь», -
Когда настанет время умереть.
(Первеод Р.Бухараева)
 Хорошо известно, что устное поэтическое творчество татар   было   своеобразно   мелодизировано   исполнителями, читалось     нараспев.     Свою     мелодическую     интонацию     -речитативно-напевную - имело   чтение   Корана,   многих   книг, бәитов, мөнәҗәтов. В стихах Г.Тукая немало сказано об этом: Послушайте, друзья, вы речьмою.
На мотив «Юсуф-Якупа» я вам спою.
(Перевод С.Олендера)
 Об одном из них начну я повесть краткую свою,
И таков уж мой обычай - я стихами запою.
(Перевод С.Липкина).
 Если кто-то вслух читает - жадно ловишь каждый миг,
 Естъ с напевом много сказок и без них немало книг.
(Перевод Г.Губайдуллиной)
 Научи меня читатъ, должен я уметъ читать,
 Буду сам читатъ я книги, сам говоритъ, сам напеватъ.
(Подстрочный перевод)
 Образы многих стихотворений пронизаны музыкальным звучанием. Так, в стихотворении «Өзелгән өмет» в образе саза объединяются оба его значения: музыкального инструмента и поэтического символа лиры, музы.
Саз мой нежный и печальный, слишком мало ты звучал.
 Гасну я, и ты стареешь... Как расстатъся мне с тобой.
(Перевод А.Ахматовой).
В четверостишии из стихотворения «Җир йокысы» даны
целый комплекс звуков природы:
И гомоном в мае                                               
Встревожен лее.                                            
И грома раскаты,                                            
И ливни с небес.
Шум леса,
Пение птщ,
Кукование кукушек,                                  
Звуки дождя.
(Перевод Л.Руст)
 Широко использует эпитет «моң» - как один из критериев национального своеобразия   татарской   музыки, объединяя в это понятие   и   высшее   эмоциональное   состояние,   и   специфику исполнения:
И Казан! Дәртле Казан! Моңлы Казан! Нурлы Казан!
Кызганмыйча күңлем чыдый алмый:
 Бигрәк моңлы карый күзләрен.
Күпме моңласам кунып Милли агачлар өстенә,
Барсы корган - бер генә юк җанлысы яфраклысы.
Музыкальность поэзии Г.Тукая познается в самом процессе звучании его стихов, в их песенном строе, в интонационно-фонетической текучести, в частых ритмических повторах, обилии внутренних рифм, ассонансов и аллитераций. Филологи и музыковеды в исследованиях указывают на неразрывную связь поэзии Г.Тукая и народного песенного творчества на разных уровнях: от поэтической образности до формы, ритмики и мелодики.
Исполняется песня «Туган тел»
 слова Г.Тукая, музыка народная.
Вторая страница книги называется «Фарид Яруллин - автор балета «Шурале».
Татарский композитор Фарид Яруллин получил мировую известность, как автор балета «Шурале», написанного на сюжет одноименной   сказки Габдуллы Тукая.
Ему было всего 27 лет, когда прервалась его творческая деятельность, а в двадцать девять он погиб. Его исключительная природная  одаренность   столь   богата   и   столь   плодотворен короткий     творческий     путь,     что     и     сегодня     Ф.Яруллин воспринимаетея как творчески активный композитор наших дней.
Фарид Яруллин родился в 1914 году в Казани в семье известного народного музыканта Загидуллы Яруллина. Заканчивает Казанский техникум искусств по классу виолончели и фортепиано, в Москве овладевает профессиональным композиторским мастерством. За годы учебы пишет песни, романсы, инструментальные миниатюры, а также крупные сочинения: сонату для виолончели и фортепиано, струнный квартет, симфонию, сочинил несколько сцен 1-го акта оперы «Зульхабира».
В 1937-38 годах рождается мысль о воплощении в музыке поэтической сказки «Шурале» Г.Тукая. К лету 1941 года клавир был завершен и передан балетмейстеру Л.В.Якобсону. В разгар постановочных работ началась Великая Отечественная война.
 24 июля Ф.Яруллин становится солдатом Советской армии, а после 3-х месяцев подготовки в Ульяновском пехотном училище получает звание младшего лейтенанта и направляется на фронт.
Короток его творческий путь, но за несколько лет интенсивного труда Ф.Яруллин создал произведения неувядаемой ценности, предопределив пути развития молодой татарской профессиональной музыки. Альметьевское музыкальное училище носит имя Фарид Яруллина.
Исполняется танец на музыку балета «Шурале» Ф.Яруллина.
Третья страница книги называется «100-летию со дня       рождения Александра Ключарева посвящается».
В связи с первым авторским концертом А.Ключарева в 1933 году Муса Джалиль в газете «Коммунист» писал: «Мы можем от этого молодого таланта ждать большого вклада в татарскую советскую музыку». Предвидение поэта оправдалось в полной мере. Поистине щедрым и многоплановым оказался вклад композитора в многонациональную культуру нашей страны.
Родился композитор 19 февраля 1906 года в Казани в семье бухгалтера купца Сергея Даниловича Ключарева. Через 2 года семья переехала в Оренбург. Детские и юношеские музыкальные впечатления многонационального Оренбуржья оказали серьезное влияние на будущие музыкальные интересы Саши. Так, первым опытом сочинения музыки 17-летним юношей явилась Фантазия для фортепиано на две казахские народные мелодии.
В 1923 году он поступает в Казанский музыкальный техникум (по классу фортепиано). Одновременно руководит музыкальной частью Казанского театрального техникума и создает музыкальное оформление к ряду спектаклей учащихся. Именно в годы учебы в техникуме будущий композитор приобщается к татарской культуре. Одной из самых ярких работ явилась татарская пьеса для струнного квартета «Җырлыйммы» («Спеть ли»).
В 1928 году Александр Ключарев поступает е Московскую консерваторию. Кроме того, он работает музыкальным руководителем московского татарского рабочего театра, где создает музыкальное оформление пьес «Зәңгәр шәл» («Голубая шаль»), «Казан сөлгесе» («Казанское полотенце»), «Галиябану». Первым его крупным произведением явилась симфоническая сюита «Галиябану» (1933), которое М.Джалиль охарактеризовал:
«... музыка Ключарева далека от пессимизма: она оптимистична, жива и энергична». Характеристика поэта оказалась глубоко верной: эти качества присуще всему творчеству композитора.
В 1937 году А.Ключарев возвращается в Казань и возглавляет работу фольклорный кабинет и вскоре совместно с В.Виноградовым и М.Садри создает первый сборник татарских народных песен, изданный под его редакцией второй сборник татарских народных песен открыл ранее неизвестные типы музыкального фольклора.
Глубокое постижение татарской музыки нашло свое отражение в блестящих концертных импровизациях в ансамбле со скрипачом-композитором З.Хабибуллиным, в его искусстве концертмейстера-аккомпаниатора, в фольклорном репертуаре. На посту художественного руководителя Ансамбля песни и танца А.Ключаревым были подготовлены программы Ансамбля к 40-летию и 50-летию Республики, 100-летию со дня рождения В.И.Ленина.
Значительную часть творческого наследия композитора составляет инструментальная музыка. Обработки народных мелодий, жанровые и программные миниатюры («Шурале», «Юмореска» и др.) прочно вошли в учебный репертуар музыкантов-исполнителей. Популярная «Татарская сюита» (1945) явилась своеобразным лирическим откликом гражданина-композитора на Великую Отечественную войну, воспоминанием о пережитом и утратах. В симфонии «Волжская»(1955) А.Ключарев стремился воспеть дружбу народов, живущих на берегах великой реки. Продолжением темы явилась «Сюита на темы народов Поволжья» (1963), основой пяти частей которой явилась русская, чувашская, марийская, башкирская и татарская музыка. Балет «Горная быль» посвящен борьбе башкирского народа против своих классовых врагов, братской дружбе с русским народом. Цикл фортепианных пьес «Родные картины» быстро стало одним из наиболее репертуарных произведений.
Большой работой для музыкального театра стала оперная редакция музыкальной драмы «Наемщик» друга композитора -Салиха Сайдашева.
За песенное творчество А.Ключареву неоднократно присуждалась Государственная премия республики им.Г Тукая, в числе номинантов песни: «Волжские волны», «Наши друзья» на слова М.Хусаина, «Весенняя песня» на слова М.Сарди, «Родина моя - Татарстан» на слова Г.Зайнашевой, сборник «Крылатая молодость».
Одной из последних и значительных работ А.Ключарева стала музыка к хореографической композиции «Аулак өй» («Посиделки»). Музыка А.Ключарева вошла в золотой фонд репертуара Ансамбля песни и танца. Умер композитор 30 марта 1972 года.
100-летию композитора Александра Сергеевича Ключарева посвящается песня «Родина моя - Татарстан».
Открываем четвертую страницу нашей книги «Муса Джалиль и татарская музыкальная культура».
Можно без преувеличения сказать, что вся его многогранная деятельность была неразрывно связана с татарским музыкальным искусством.
Джалиль был одаренным разносторонне - он не только писал стихи, но и  рисовал, с юных лет любил петь, играл на мандолине, занимался постановками музыкальных спектаклей. Именно от Мусы многие в родной деревне услышали такие слова, как «театр», «концерт».
Когда в 1934 году при Московской консерватории им. П.И.Чайковского была организована Татарская оперная студия, М.Джалиль возглавил литературный сектор. Поэты переводили на татарский язык либретто классических опер, оперу В.А.Моцарта «Свадьба Фигаро» целиком на татарский язык перевел сам М.Джалиль. Но, главное, студийцы работали над созданием либретто для национальных опер. М.Джалилем были созданы либретто опер «Алтынчеч» и «Ильдар». Известный татар­ский композитор Н.Г.Жиганов на либретто М.Джалиля создал лирико-психологическую оперы «Ильдар» и сказочно-эпическую «Алтынчеч», ставшие классикой татарского оперного искусства.
 Муса Джалиль был страстным пропагандистам и чутким критиком. Он писал о поэте-коммунаре Эжен Потье и юбилее виртуоза-гармониста Файзуллы Туишеве, о концертах татарских артистов в Москве и о создании репертуара для будущего оперного театра. В его архиве находятся и письма в Москву - с предложением провести Декаду татарского искусства и литературы в честь 20-летия республики. Именно он выступил в печати с предложением создать в Татарии Союз композиторов и призывал организовать в Татгосиздате спецсектор по изданию музыкальных произведений.
М.Джалиль одним из первых обратился к анализу исторического развития татарской музыки. В статьях и заметках, опубликованных в периодической печати 30-годов, Джалиль знакомит читателей с биографиями композиторов. Все это трудно переоценить, так как в те годы вопросы истории татарской музыки еще не были объектом специальных исследований. Статьи Джалиля во многом восполняют этот пробел.
Муса Джалиль - один из первых татарских писателей, чья поэзия заняла видное место в песенно-романсоеом творчестве татарских композиторов. На его стихи написано более 90 романсов и песен. Отличительной чертой творчества Джалиля был интернационализм. Композиторы разных национальностей дают им новую жизнь в музыке: Ю.С.Мейтус («Песня девушки», «Красная ромашка», «Избранник», Я.С. Солодухо («Палачу», «Последняя песнь», «Сон в тюрьме»), В.О.Энке («Моя клятва», «Ты жди»), башкирских композиторов - Х.Ахметова и Н.Сабитова, чувашского - Т.Фандеева и др.
Объектом искусства стала сама жизнь М.Джалиля. Его героический подвиг воспевают в стихах и песнях, поэмах и кантатах, операх и драмах, его образ оживает в романах и симфониях, в картинах и скульптурах. Опера Н.Жиганова «Джалиль»(либретто А.Файзи), симфоническая поэма «Джалиль» А.Монасыпова, вокально-симфоническая поэма «Последняя ночь»(сл. Р.Кутуя) А.Луппова, симфоническая поэма «Красная ромашка» И.Пустыльника, музыка В.Успенского к к/ф «Моабитская тетрадь», песни татарских композиторов .др..
Опера «Джалиль» - самое значительное произведение Н.Г.Жиганова. В 1947 году Н.Г.Жиганов написал оперу «Шагыйрь» («Поэт») на либретто А.Файзи. Однако в это время сведений о жизни и героической борьбе поэта было еще мало, не дошли до Казани его «Моабитские тетради».
8Снова к этой теме Жиганов обратился через 10 лет. В центре оперы образ поэта-героя. В либретто широко использованы стихи М.Джалиля: все арий поэта, народные хоры, песня татарской девушки Хаят.
Содержание оперы построено как воспоминание поэта о важных событиях последних лет его жизни. Поэтому по жанру опера представляет собой тип монологической оперы-поэмы. Сюжет. В мрачной камере Моабитской тюрьмы приговоренный к смерти поэт вспоминает Родину, жену, дочку, свое прощание с ними и с Казанью, вспоминает фронтовую землянку, своих друзей и товарищей, их песни...
Последние песни Джалиль спел в тюремной камере:
И это страна великого Маркса?!
 Это бурного Шиллера дом?!
Это сюда меня под конвоем
 Пригнал фашист и назвал рабом?!
Тому, кто был очарован Гете,
 Ответь, таким ли тебя я знал?!
 Почему прибой симфоний Бетховена
 Не сотрясает мрамора зал?
(«В стране Алман» перевод И. Френкеля)
Исполняется песня «Песни мои» слова М.Джалиля, музыка С.Сайдашева.
Открываем   пятую   страницу   нашей   книги,   посвященную автору музыки прозвучавшей песни Салиху Сайдашеву.
Салиха Сайдашева по праву считают основоположником татарской профессиональной культуры, так как он на профес-сиональном и творческом уровне обобщил опыт первых народных композиторов,    сумел    органически    соединить    многовековые традиции народа с опытом европейской музыки.
Салих Замалетдинович Сайдашев родился 3 декабря 1900 года. Рано лишившись родителей. Он воспитывался в семье сестры. Муж которой Шигаб Ахмеров принадлежал к прогрессивным кругам татарской интелегенции. Творческая биография пятнадцатилетнего Сайдашева началась в инструментальном ансамбле при драматической группе «Сайяр».
С 1922 года начинается плодотворный период его творческой деятельности. С.Сайдашев трудится над созданием музыкальных произведений в различных жанрах, выступает как дирижер и пианист на многочисленных концертах. Начав с введения в драматические спектакли татарских народных песен, способствовавших многогранной характеристике персонажей, Сайдашев пришел к созданию нового жанра, получившего название «музыкалъная драма».
Важное место е творчестве Сайдашева занимает песня. В его песнях проявились гражданственность и патриотизм, связанные с жизнью и делами народа. Глубину и мудрую красоту лирических песен народный артист СССР Натан Рахлин сравнивал с песенной лирикой Франца Шуберта.
Популярные сочинения ССайдашева: музыкальные драмы «Наемщик» и «Голубая шаль», песни - «Соловей» на слова А.Файзи, «Песни мои» М.Джалиля, «Прощай, деревня» из драмы Х.Фатхуллина «Очи», «Дремучий лее» из дрмы К.Тинчурина «Голубая шаль», легендарный «Марш советской армии», за который композитор был избран почетным красноармейцем.
Говорят, музыка - наилиричнейшее из искусств. В музыке наиболее непосредственно сказываетея внутренний мир автора. Все, кто знал Сайдашева, общалея с ним, знают его как скромного, отзывчивого и глубоко душевного человека. А кому не довелось его знать лично, это могут почувствовать в его музыке.

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн