МОУ АКСЕНОВСКАЯ СОШ
ГУСЬ-ХРУСТАЛЬНЫЙ РАЙОН
ПРОГРАММА
ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО
ЛАГЕРЯ "ДРУЖБА"
С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙ
"На страже здоровья..."
Авторская разработка:
Учитель географии Гайтанова Н.Н.
Пояснительная записка.
В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в летних оздоровительных лагерях. Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых.
Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Эти функции выполняет летний лагерь с дневным пребыванием детей. За несколько месяцев до начала работы лагеря проводится большая подготовительная работа
Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:
– повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;
– необходимостью упорядочить сложившуюся систему перспективного планирования;
– обеспечением преемственности в работе лагеря предыдущих лет;
– модернизацией старых форм работы и введением новых;
– необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение лагерной смены. В лагере объединены три отряда: экологический, художественно-эстетического творчества, милосердие.
Основной состав лагеря – это учащиеся образовательных учреждений в возрасте 6-15 лет. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, из семей, имеющих родителей-пенсионеров, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в разновозрастных отрядах по _____ человек.
Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:
– Конвенцией ООН о правах ребенка;
– Конституцией РФ;
– Законом РФ «Об образовании»;
– Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;
– Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-Ф3;
– Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О защите прав потребителей и кодекс РСФСР «Об административных нарушениях» от 09.01.96 г. № 2-ФЗ;
– Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха. Приказ Минобразования РФ от 13.07.2001 г. № 2688.
Концепция программы
Россия вошла в третье тысячелетие, имея в запасе как несомненные достижения в науке, искусстве, так и проблемы в различных областях общественной жизни (загрязненная экология, хронические заболевания и т. д.).
Истина гласит, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, психологической устойчивостью, высокой нравственностью способен активно жить, успешно преодолевая различные трудности и достигая успехов в любой деятельности. Поэтому родителей, педагогов волнуют вопросы воспитания здорового, физически крепкого ребенка и развития в нем творческих способностей.
Развитию творческого потенциала детей педагогический коллектив уделяет большое значение. Педагоги дополнительного образования единодушно считают, что при отсутствии целенаправленного педагогического воздействия на развитие творческих способностей происходит их угасание.
Однако анализ здоровья воспитанников лагеря свидетельствует о том, что больше половины из них имеют различные болезни. Самые распространенные из них: сколиоз, нарушение осанки, ослабленное зрение и т. д. Доказано, что если ребенок болен, он не может отдать все свои силы на созидание, на преодоление задач, связанных с творческой деятельностью.
Необходимо также учитывать, что на состояние здоровья влияет такой фактор, как социальная среда. Воспитанники лагеря живут в неполных семьях, у некоторых из них родители – пенсионеры. Даже в половине неполных семей доходы составляют лишь прожиточный минимум. Отсюда и скудное, нерациональное питание, ограниченные возможности в вопросах оздоровления детей.
Понятие «здоровый образ жизни» необходимо закладывать еще в детстве. По опросам детей, родители многих из них ищут спасение в медикаментах, недооценивая силу воздействия на организм и эффективность таких факторов, как двигательная активность, закаливание, основы массажа и др.
По результатам анкетирования 76 % детей считают, что ведут здоровый образ жизни, остальные не придают этому вопросу большого значения. Однако все воспитанники считают, что здоровье важно для будущего поколения.
Учитывая все вышесказанное, педагогический коллектив летнего оздоровительного лагеря ставит перед собой следующие цель и задачи:
Цель: создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление и творческое развитие.
Задачи:
– организовать систему оздоровительных мероприятий, связанных с профилактикой распространенных заболеваний у детей;
– способствовать укреплению навыков к здоровому образу жизни;
– раскрыть творческий потенциал детей;
– развить различные формы общения в разновозрастных группах.
Основное содержание программы
№ п/п Название
блока Дата Краткое описание
1 Здоровым быть модно Занятия с элементами тренинга, беседы по профилактике табакокурения. алкоголизма, наркомании;
проведение утренней гимнастики,
лечебной физкультуры, , спортивные соревнования;
С-витаминизация, йодизация продуктов
2 Необычное в обычном Занятия с элементами тренинга по развитию творческих способностей;
работа творческих мастерских
3 Радуга талантов Конкурсные мероприятия, посещение музеев, организация благотворительных концертов, выступления в районных мероприятиях
Механизм реализации программы
I. Подготовительный этап включает:
– подбор кадров;
– комплектование отрядов, разработку документации.
II. Организационный этап включает:
– знакомство;
– выявление и постановку целей развития коллектива и личности;
– сплочение отрядов;
– формирование законов и условий совместной работы;
– подготовку к дальнейшей деятельности по программе.
III. Основной этап включает реализацию основных положений программы.
Родители, дети, педагоги, общественные организации – организаторы программы:
– познают, отдыхают, трудятся;
– делают открытия в себе, в окружающем мире;
– помогают в проведении районных мероприятий;
– учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать трудные жизненные ситуации;
– развивают способность доверять себе и другим;
– укрепляют свое здоровье.
Во время реализации программы воспитанники оформляют отрядные уголки с тематикой здорового образа жизни, выставку рисунков.
IV. Заключительный этап.
Психолого-социально-педагогический анализ результатов.
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Оздоровление и развитие детей в значительной степени зависит от знаний, умений и подготовленности к работе тех взрослых, которые организуют жизнедеятельность лагеря.
В реализации программы участвуют опытные педагоги образовательного учреждения: педагог-психолог, социальный педагог и другие специалисты, прошедшие обучение по организации работы с детьми в летний период.
СВЕДЕНИЯ ОБ УЧАСТНИКАХ
(социальный состав воспитанников)
Всего детей – _______
Из них:
– из многодетных семей _______
– из социально незащищенных семей _______
– из семей беженцев, переселенцев _______
– из числа детей-сирот _______
– из числа детей, лишенных опеки родителей _______
– из семей чернобыльцев _______
– из семей одиноких родителей _______
– из семей участников межнациональных конфликтов _______
– детей с ограниченными физическими возможностями (инвалиды) __
– детей из семей, оказавшихся в социально опасном положении _____
– состоящих на учете в милиции _______
– состоящих на учете в школе _______
СРОКИ И УСЛОВИЯ ПРЕБЫВАНИЯ
Программа реализуется в течение одной лагерной смены. Финансирование лагеря осуществляется из родительских средств, фонда социального страхования, бюджетного финансирования.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей.
2.Воспитание экологически грамотной личности, способной применить свои знания и умения для сохранения окружающей среды
2. Улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве лагеря.
3. Укрепление здоровья воспитанников.
4. Развитие творческой активности каждого ребенка.
5. Укрепление связей между разновозрастными группами детей.
СВЕДЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАТОРАХ ПРОГРАММЫ
В разработке программы приняли участие педагогический коллектив лагеря, члены родительской общественности, специалисты служб и учреждений района:
1. Образовательное учреждение – МОУ Аксеновская СОШ, ул Школьная, д.38, Гусь-Хрустальный район,Владимирская область.
|