Каждый предмет имеет свое название. Также любой предмет можно описать по его внешним признакам, составу, действиям. Некоторые предметы, которые похожи внешне и обладают каким-либо сходством можно собрать в группы, т.е. объединить во множество.
Игра «Назови множество»
Слайд № 3
Учитель перечисляет названия предметов, обладающих общим признаком. Ученики дают им общее название.
1.чашка, стаканы с кувшином, заварник сахарница, вареньица, кувшин для молока - посуда
Вывод: группу предметов с одним общим названием и собранных вместе называют «множеством».
2.Изучение нового материала.
Задание № 1 в рабочей тетради № 2 с.2
«Дай название каждому множеству»
Ученики должны дать название множеству. Аналогично игре, которая была в начале урока. При ответах от детей требовать употреблять в речи термины множество и элементы множества.
Проверка на мультимедийной доске.
Задание №2 в рабочей тетради № 2 с.3
«Выбери и подпиши под картинками правильные слова: стая, рой, стадо, косяк, букет»
Ученики должны выбрать названия для множеств. Обращаем внимание детей на то, что люди слово множество в разговорной речи не используют. Для некоторых множеств существуют слова-заменители. Дети подбирают слова предложенные в списке, советуясь с учителем. Учитель постоянно уточняет можно ли сказать стадо цветов, букет птиц, рой коров и т.д. При ответах добиваться полного ответа: множество рыб называют стаей, множество коров называют стадом и т.п.
Проверка на мультимедийной доске.
Игра «Найди лишнее»
Учитель называет множество и начинает перечислять его элементы. Ученики слушают и топают ногами, если названный предмет не относится к множеству.
1 множество: города
2 множество: реки
3 множество: овощи
4 множество: имена
3.Самостоятельная работа.
Задание № 3 в рабочей тетради №2 с.3
«Живой уголок»
В школе есть живой уголок. Кто лишний в клетке? Вычеркни его. Назови множество оставшихся животных.
Ключ: лишний заяц, остальные птицы.
Задание № 4 в рабочей тетради № 2 с.3
«Помоги Незнайке»
Незнайка вычеркнул лишнюю фигуру. Почему? Какую фигуру вычеркнешь ты? Почему
Ключ: а) круг, так как все остальные фигуры с углами.
Б) прямоугольник, так как он серый, а все остальные фигуры синие.
ФИЗМИНУТКА «На море»
4.Игра «Лото»
На партах у детей лежат карточки, разделенные на квадраты. Перед началом игры учитель договаривается с каждой командой, какое множество они будут собирать( цветы, животные, моря, обувь). Учитель вытаскивает из мешочка изображения предметов. Команда , увидев свою картинку поднимают руки. За правильный ответ команда получает карточку с изображением и жетон. За неправильный ответ команда возвращает один жетон назад учителю.
Выигрывает та команда, у которой набралось 5 жетонов (или объявляется ничья). Далее каждая команда называет свое множество и перечисляет его элементы.
5.Закрепление материала.
Групповая работа.
Задание № 5 с.4 выполняется по группам в одной рабочей тетради.
Ученики должны выделить элементы одного множества и дать ему название. Необходимо обвести инструменты, спортивный инвентарь в круг.
6. Закрепление изученного материала.
Задание № 8 в рабочей тетради с.5
Ученики должны дописать несколько элементов множеств. При выполнении этого задания учащимся можно пользоваться атласом или географической картой для поиска названий городов.
Ключ:
А) данное множество – город, можно дописать любые города;
Б) из приведенных названий можно дописать Вологду и Одессу – это города.
Задание № 9 в рабочей тетради № 2 с.5
Ученики должны дать названия столбцам. Например: шуба, брюки, и рубашка – это одежда и т.п.
Ключ:
А)первый столбец – одежда
Б) второй столбец – рыбы
В) третий столбец – деревья.
7.Итог урока.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Назовите множества, с которыми мы работали сегодня на уроке.
8. Рефлексия
- Понравился ли вам урок?
- Как вы чувствовали себя на уроке?
- Как вы себя оценили на уроке? (знаю, умею, могу, хочу)
На: Множество. Элементы множества
А чем ОН, урок, хорош-то...