- образовательные: совершенствовать навыки учащихся в работе с обыкновенными дробями, закрепить навыки выделения целой части из неправильной и представления смешанного числа в виде неправильной дроби; проверить знания и умение учащихся по изученному материалу.
- развивающие: развитие логического мышления, памяти, внимания, развития самостоятельности.
- воспитательные: возбуждение интереса к предмету, формирование умения осуществлять самоконтроль.
Тип урока: повторение и систематизация изученного материала.
Вид урока: урок-мастерская.
Методы и формы обучения: словесные ( объяснения, инструктаж); наглядные, практические (упражнения); фронтальная работа, самостоятельная работа, беседа по вопросам, индивидуальные задания.
Оборудования:листы «Карта результатов урока», «грибы», «цветы», «цветик-самоцветик» из картона, доска, магниты, компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, карточки с тестами.
План урока.
1.Организационный момент.
2.Устная работа.
3.Математический диктант.
4.Работа над темой.
5.Физкультпауза.
6.А ну-ка, смекни.
7.Тест
8.Домашнее задание.
9.Итоги урока (рефлексия)
Ход урока.
I.Организационный момент.
( вступительное слово учителя)
Здравствуйте, ребята!
Прошу занять свои места.
Сегодня 8 февраля,
День недели – четверг.
Слушайте меня внимательно,
На вопросы отвечайте,
Всё, ребята, подмечайте,
Ничего не забывайте,
Меня, прошу, не подкачайте.
Итак, еще раз здравствуйте, ребята. Сегодня у нас не обычно на уроке, потому что у нас гости. Посмотрите на них, улыбнитесь им и друг другу. Мы начинаем наш урок.
Тема урока – “Смешанные числа”.
Наша задача – закрепить навык представления смешанного числа в виде неправильной дроби и выделения целой части из неправильной дроби.
У каждого из вас на столах лежат листы «Карта результатов урока», это документ, по которому вы получите оценку. Подпишите этот лист. Ваша задача за каждый этап урока проставить себе баллы, но делать это будем только по моей команде
Вид работы
баллы
оценка
Математический диктант
Устная работа
А ну-ка, смекни
Тест
II. Устная работа.
Работаем сегодня так: есть у меня один цветок, называется «цветик-семицветик». Этот цветок не простой, он может исполнить все. Для этого надо только оторвать один из лепестков и прочитать, что на нем написано.
( отрываю красный листок)
Этот красный лепесток
Начинает наш урок.
Устный счет мы проведем
И рекорды все побьем.
На экране высвечивается ряд чисел:
, , ,
Прочтите первую дробь. Как называется число, стоящее над дробной чертой? Под дробной чертой? (Дети отвечают).
А знаете ли вы, что названия “числитель” и “знаменатель” ввёл в употребление греческий учёный-математик Максим Плануд. Долгое время дроби считались самым трудным разделом математики. У нас есть поговорка: “попал в тупик”, т.е. попал в такое положение, откуда нет выхода. У немцев аналогичная поговорка гласит: “попасть в дроби”. Она означает, что человек, попавший в “дроби”, оказался в затруднительном положении.
Но сегодня на уроке мы докажем, что дроби не смогут нас поставить в трудное положение.
Сейчас я всех вас приглашаю на поляну. Мальчики будут собирать грибы, а девочки ловить бабочек.
Вопросы:
1.Назовите правильные дроби и докажите почему они правильные.
2.Назовите неправильные дроби и докажите почему они неправильные.
3.Как называется последнее число и почему? (Дети отвечают, что последнее число называется смешанным, потому что оно состоит из целой части и дробной).
4.Как складываются дроби с одинаковыми знаменателями?
5.Как вычитаются дроби с одинаковыми знаменателями?
6.Как из неправильной дроби выделить целую часть?
7.Как можно представить смешанное число? (Смешанное число можно представить в виде неправильной дроби. Для этого целую часть умножаем на знаменатель и складываем с числителем. Это число записываем в числитель, а знаменатель остаётся без изменения).
Ученики, ответившие правильно, получают дополнительный балл, заносят баллы в карту результатов урока.
III. Математический диктант
Я вижу, что вы готовы написать математический диктант по нашей теме. Итак, приготовьте картонки, будьте внимательны, так как вопросы я буду зачитывать только один раз.
Запишите смешанное число:
1. Одна целая пять восьмых.
2. Три целых пятнадцать шестнадцатых.
3. С дробной частью, равной двадцати одной сотой, и целой частью, равной пяти.
Запишите виде смешанного числа:
4. Дробь двадцать девятнадцатых.
5. Частное тридцати семи и тридцати.
6. Сумму двенадцати и трёх десятых.
Запишите в виде неправильной дроби:
7.Одна целая четырнадцать пятнадцатых.
8.Две целых пять шестых
Верно ли высказывание ( ответьте «да» или «нет»):
9. Если автобус за четыре часа проехал восемьдесят три километра, то его скорость была равна двадцати целым трем четвертым километра в час.
10. Три часа семнадцать минут равны трем целым семнадцати сотым часа.
А сейчас поменяйтесь картонками, проверьте работу соседа.
( на экране высвечивается правильные ответы).
IV. Работа над темой
(отрываю оранжевый лепесток)
Оранжевый лепесток
Продолжает наш урок.
На доске мы порешаем,
Без ошибок посчитаем.
Выполнение номеров из учебника: № 1090, №1088, №1092(б), №1093.
V. Физкультминутка.
(читаю, что написано в середине у цветка)
Серединка у цветка
Неизвестная пока.
Вот ее мы отрываем,
Отдохнем и поиграем.
1) Учитель называет дроби, если она меньше единицы, то класс приседает, если больше единицы, то делает ножницы, если равна единице, класс подпрыгивает, если называю смешанное число, класс ничего не делает.
2) Пальчиковая гимнастика.
Задание. Устно выделить целую часть в неправильной дроби и показать на пальцах ответ.
Примеры:
1) ( )
2) ()
3) ()
4) ()
5) (1)
(отрываю желтый лепесток)
Вдруг наш желтый лепесток
Улетает на восток.
К нам с востока возвращается –
Работа продолжается.
VI. А ну – ка, смекни (работа с магическими квадратами)
Ребята, посмотрите, перед вами магические квадраты.
1 вариант
2 вариант
Во времена Средневековья в Европе свойства магических квадратов считались волшебными. Они служили талисманами. Считалось, что они защищают тех, кто их носил, от разных бед. Сейчас мы составим магические квадраты.
(Открывается оборотная сторона доски, на которой те же магические квадраты, но каждый с магическим числом).
Для красного квадрата магическое число , а для синего .
А что означает магическое число? (Сумма чисел по вертикалям, горизонталям и диагоналям равна магическому числу).
Приступаем к работе.
(Дети по очереди выходят к доске и вписывают в магические квадраты по одному числу).
Какое действие мы выполняем, при заполнении пустых клеток квадрата? Как заполнили первую клетку? (Нужно магическое число представить в виде неправильной дроби, и вычесть из него сумму двух известных дробей, стоящих по вертикали, горизонтали или диагонали).
Пусть эти магические квадраты будут вашими талисманами.
Мозговая атака.
(отрываю синий лепесток)
Синий цвет весьма приятный,
Лепесточек аккуратный.
Оторвем его мы дружно
И узнаем все, что нужно.
А узнаете вы, ребята, какая тема нас ждёт на следующем уроке, для этого вам нужно разгадать ребусы.
Девочки первого варианта отгадывают первый ребус, а мальчики первого варианта отгадывают второй ребус. Девочки второго варианта отгадывают 3 ребус, а мальчики второго варианта – 4 ребус.
1 ребус
2 ребус
3 ребус
4 ребус
Ответы:
1.Смешанных
2.Чисел
3.Сложение
4.Вычитание
(Представитель каждой группы записывает на доске расшифрованное слово).
Итак, ребята, сегодня мы весь урок решали задания по теме “Смешанные числа”. Скажите, как смешанное числопредставить в виде неправильной дроби? Как из неправильной дробивыделить целую часть?
(отрываю последний лепесток)
Фиолетовый цветок,
Интересный лепесток.
Его мы отрываем
И кое-что узнаем.
А узнаём мы, что:
Урок сегодня завершён,
Но каждый должен знать:
Познание, упорство, труд
К успеху в жизни приведут!
Ребята, вы сегодня все хорошо потрудились на уроке. И последнее, что я попрошу вас сделать – это оценить свою работу на уроке, нарисовав в тетради следующие знаки:
Старался, и всё получалось.
Старался, но не всё получалось.
Не старался.
Мне было приятно сегодня с вами работать. Спасибо за урок.
Этот урок является предпоследним в теме «Обыкновенные дроби». Так как завершающим в этой теме является урок «Сложение и вычитание смешанных чисел», необходимо провести повторение и закрепление изученных тем. На данном уроке приводится в систему накопленный запас знаний о дробях, закрепляется классификация дробных чисел, общепринятые названия дробей, отрабатываются навыки выделения целой части из неправильной дроби и представление смешанного числа в виде неправильной дроби, выявляется уровень овладения учащимися комплексом знаний и умений.
Урок начался с создания рабочего настроения, четко были определены и поставлены цели урока, розданы «Карты результатов урока», в которой выставляют баллы за каждый вид работы и оценивают свою работу на уроке следующими критериями «Старался, и всё получалось», «Старался, но не всё получалось», «Не старался».
Карта позволила к концу урока видеть результаты своей работы. Такой вид работы позволяет учащимся дать самооценку своей деятельности на уроке, своего вклада в эту работу, почувствовать дух соперничества, желание работать лучше.
Желанию работать лучше способствовала система заданий и упражнений. А живой интерес и любопытство у учащихся вызвало использование семи лепестков цвета радуги (красный, оранжевый, желтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый) «Цветика-семицветика». Отрывание лепестков определило порядок выполнения следующих видов работы: устная работа, работа с математическими квадратами, мозговая атака, отгадывание ребусов, проверка и корректирование знаний, получение домашнего задания, итоги урока.
Использование игрового материала позволило активировать работу всего класса, вызвало интерес у учащихся. Все подобные задания и упражнения содействовали систематизации знаний по теме «Обыкновенные дроби», позволили провести классификацию дробных чисел: правильные дроби, неправильные дроби, смешанные числа; способствовали отработке навыков и умений видеть части из неправильной дроби и выполнение обратимой задачи, т.е. представление смешанного числа в виде неправильной дроби. Удачно сочетались словесные(диктант), наглядные(устная работа, работа с магическими квадратами, разгадывание ребусов ), практические (выполнение письменных упражнений) методы, полностью использовались возможности для организации самостоятельной работы ребят на уроке, где осуществился дифференцированный подход и возможность самоконтроля по коду теста и устранению ошибок.
Использование исторического материала в происхождении терминов «числитель» и «знаменатель», и выяснение смысла поговорки «Попал в тупик», вызвало неподдельный интерес детей. У учащихся появилась возможность рассуждать, высказать свое мнение, приводить примеры из жизни, что дало большой воспитательный эффект.
Развитию математического мышления, логического суждения, проявлению смекалки послужили выполнение таких заданий, как работа с магическими квадратами и разгадывание ребусов. Причем, в результате отгадывания ребуса дети узнали тему следующего урока «Сложение и вычитание смешанных чисел».
На протяжении всего урока ведется наблюдение за работой слабых учащихся, организуется обратная связь и оказывается оперативная помощь в случае затруднений, поощрение малейших сдвигов.
Смена деятельности учащихся на уроке, сочетание индивидуальных, фронтальных форм работы, ввод физкультминуты (пальчиковая гимнастика) способствовало снятию напряжения и усталости на уроке.
На уроке были применены различные методы и приемы: словесные(объяснение, инструктаж, фронтальная практическая работа, беседа по вопросам, дифференцированная самостоятельная работа в виде теста, использование ТСО). Все это позволило получить положительный конечный результат. Из 14 учащихся класса ни один не дал оценку своей работе «Не старался». 64% учащихся оценили свою работу «Старался, и все получалось», остальные 36% - «Старался, но не все получалось».