Официальный сайт mydebut 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Образ Родины в фольклоре (сценарий праздника)

Данные об авторе
Автор(ы): 
Салихова А. Х., Грунина Е.Л.
Место работы, должность: 
Большеполянская СОШ, преподаватель русского языка и музыки
Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Музыка
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 
любовь к родной природе, ее прошлому, народным традициям, культуре, уважение к предкам, забота о будущем, защита Родины от врагов, дружба с другими народами мира, взаимопонимание.
Тип урока: 
Комбинированный урок
Учеников в классе: 
21
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

1.    Читаем, учимся, играем. (журнал-сборник сценариев для библиотек), №4 2003 В.Б.Шихова «Ты тоже родился в России…»

 2.       Журнал «Мягариф» №8 2005 Ф.Гильфанова «Путешествие по городу Казани».

 3.      Журнал «Мягариф» №9 2005 (Материал посвященный тысячелетию Казани. Из опыта работы)

Используемая методическая литература: 

1.     Т.Ф. Кузина, Г.И. Батурина Занимательная педагогика народов России (советы, игры, обряды) М., «Школьная пресса», 2001

2.     Вера Пашнина. Жили-были, хоровод водили. (Фольклорные праздники для 5-9 классов), Ярославль, Академия развития, 2005

3.     М.Лисевич «История Казани глазами эрудитов. Казань, Титул, 2002

4.     Алексеевский район: история и современность. Казань, Матбугат йорты, 2002

 

Используемое оборудование: 

·        Видеофильм «Настоящее и будущее Алексеевского района»;

·        Фотоиллюстрации: «башня Сююмбике», «Кремль», «памятник Мусе Джалилю», «улица Баумана» и др.;

·        Выставка детского творчества;

·        Национальные костюмы;

·        Диски с записью песен в исполнении известных певцов Татарстана;

На всех этапах урока будут применены мультимедиа компоненты, которые обеспечат наглядность учебного материала

Используемые ЦОР: 

нет

Краткое описание: 
Как организовать работу по воспитанию у детей любви к Родине, помочь увидеть в Родине нравственную ценность, которая не позволила бы в будущем «торговать» ее богатствами, историей, честью и достоинством, памятью предков? Как пробудить в ребенке чувство любви к Родине? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе и надо его усилить точным, чистым тоном. А возникший резонанс поможет ребенку проявить, выразить это чувство – одно из самых благородных в человеке.

                                              Спросите нас: - Откуда вы?                                                            

                                               Мы с Волги, из Казани.

                                                               Поит нас Волжская вода,

                                                                   Качаем нефть, грузим суда

                                                               В свободном Татарстане.

                                                                                                                 С.Хаким

Ученица читает стихотворение С. Хакима на фоне музыки и просмотра слайдов о Татарстане.

 

      Каждый человек – рано или поздно, осознает он это или нет – необходимо связан со своим Отечеством. Жизнь и судьба человека в известной мере зависят от судьбы Отечества, которое накладывает определенный отпечаток на формирование ее гражданских черт. Ибо Отечество – социальная система, к которой личность принадлежит по рождению.

    Родина! Это слово приходит к нам из детства и сопровождает всю жизнь. Наша родина – Татарстан. Ею по праву всегда гордились наши предки, ею гордимся и мы – их дети и внуки.

    Да, мы любим свою Родину за ее славное прошлое, за то, что она неоднократно в борьбе отстаивала свою независимость многочисленных захватчиков, за то, что она представляет всем нациям страны равные права; за то, что это наше прошлое и будущее; за ее величавую и разнообразную природу; за ее героический и трудолюбивый народ.

    В одной из восточных притч рассказывается: «Европейцы, приехав в одну из стран Востока для изучения ее природы, языка и культуры, были приглашены властелином во дворец.

    Когда они пришли, властелин поздоровался с ними, угостил их и одарил щедрыми дарами.

    По дороге на побережье их с почестями сопровождали дворцовые слуги.

    Когда европейцы собрались сесть на корабль, слуги попросили их остановиться и снять обувь. Они счистили с их подошв землю, а затем возвратили обувь ее владельцам. Те, растерялись, не зная, что и подумать о таком странном обычае.

   - Зачем вы это делаете? – удивились они.

Тогда слуги ответили?

 - Наш властелин желает вам доброго пути и просит передать: «Вы приехали сюда из далекого могучего государства. Вы своими глазами увидели, что наша страна, наша земля – самая прекрасная на свете. Эта земля дорога нам. На ней мы сеем и хороним своих близких. Мы ложимся на нее, чтобы отдохнуть, и пасем на ней наш скот. Тропинки, которые вы видели в горах, в долинах, в полях и лесах, протоптаны нашими предками, нами и нашими детьми. Это земля – наш отец, наша мать и наш брат. Мы оказали вам гостеприимство и одарили дорогими подарками. Но наша земля – самое драгоценное, что у нас есть. Это – золотая земля. Потому-то мы не можем никому отдать ни единой песчинки».

 

 

    Да, для всех наций, народов, этносов своя земля, своя страна, своя Родина – это действительно золотая земля, земля предков. И любовь к своей земле красной нитью проходит через народную педагогику. Это то, что нельзя купить ни за какие деньги; это то, что «в любых испытаниях у нас никому не отнять».

     Идеи патриотизма, любви к Родине перешли в письменные памятники народов, их классическую и современную литературу. И здесь мы снова видим многогранность понимания этой темы: это и любовь к родной природе, ее прошлому, народным традициям, культуре, уважение к предкам, забота о будущем, защита Родины от врагов, дружба с другими народами мира, взаимопонимание.

   

     На сцену выходят двое  ведущих, одетых в национальные костюмы, с хлебом-солью в руках.( Звучит гимн Татарстана, автор Рустам Яхин)

 

1 учитель. Дорогие друзья! Дорогие гости! Мы рады приветствовать вас у нас в гостях. По старому обычаю вручаем вам хлеб-соль. Пусть никогда он не исчезнет с вашего стола.

 

2 учитель Мой белый город, ты цветок у камня,

                 Омытый теплым, солнечным дождем.

                 Как ветрами овеян ты веками,

                 Как песня в сердце ты звучишь в моем.

 

1 учитель Татарстан! Сколько песен сложено о тебе, сколько стихов! Звучат они на разных языках нашей многонациональной страны, звучат в городах и селах. Мы славим тебя. Сколько невзгод выпало на твои плечи, сколько ты выдержал битв, но остался великим и непокоренным.

 

2 учитель Кто из вас, ребята, знает стихи о Татарстане?

Каждому участнику вручается лепесток от цветика - семицветика. К концу праздника те, кто имеет лепестки, получают призы. Читаются стихи не только на русском, но и  татарском.

 

1 учитель Необыкновенно богато и разнообразно устное творчество народа. Оно – его достояние, его гордость. Отражая жизнь Татарстана с его традициями и обычаями, связанными с любовью к Родине, с почитанием отцов и дедов, с трудом и природой, оно способствует укреплению нравственного облика народа, является его исторической памятью.

 

2 учитель Много прекрасных песен написано о Татарстане. В них воспеваются его необъятные просторы, его величие, духовная красота народа.

 

Учащимся предлагается вспомнить и спеть песни о Татарстане. Выступающие получают лепестки цветика - семицветика.

 

 

А сейчас я вам предлагаю ответить на вопросы музыкальной викторины «Вспомни и ответь».

1.     Композитор Гимна Республики Татарстан? (Рустам Яхин)

2.     Автор сказки Шурале? (Г.Тукай)

3.     Назовите фамилию русского певца, исполнителя партии Ленского в «Евгении Онегине» Чайковского. (В Казани он был в 1929 году) (Леонид Витальевич Собинов).

4.     Назовите голос великого певца Шаляпина, который стал известен всему миру. (бас)

5.     Одним из композиторов в честь открытия  театра был создан балет «Сююмбике», или Покорение Казанского ханства» Назовите имя композитора. В каком театре и когда был поставлен балет? ( Алексей Бланш, 3.11 – 1832)

Сююмбике танцевала известная балерина А. Истомина. (Петербург Александровский театр)

 

 

1 учитель. А сейчас мы предлагаем вам посмотреть фильм о нашей малой Родине -  Алексеевском, которому в октябре 2008 года исполнилось 300 лет.

   

После просмотра фильма учащимся предлагается назвать достопримечательности поселка.

 

2 учитель Многообразна природа Татарстана. Велики ее природные богатства, но самое большое богатство – ее народ. Независимо оттого, великий народ по численности или малый, народы Татарстана вносят свою лепту в то, чтобы она становилась все краше, богаче и могущественнее. Ребята,  мы с вами попробуем вспомнить и назвать народы Татарстана. (показ костюмов)

 

2 учитель Да, ребята, мы сегодня можем убедиться в том, что у нас в Республике издревле умеют не только хорошо петь и слагать стихи, но и прекрасно танцевать. (танец-игра, выступающие получают лепестки)

 Теперь же самое время познакомиться с рисунками о нашем Татарстане, вышивками, работами ребят, которые выполняли вместе со своими мамами, папами и педагогами.

Открывается выставка детского творчества

 

1 ведущий. А сейчас предлагаем вспомнить стихи, пословицы и поговорки о Татарстане.

 

Много леса – не губи,

Мало леса – береги,

Нету леса – посади.

(народная мудрость)

 

О героизме

Знаю, в песне есть твоей, джигит,

Пламя и любовь к родной стране.

Но боец не песней знаменит:

Что, скажи, ты сделал на войне?

 

Встал ли ты за родину свою

В час, когда пылал великий бой?

Смелых узнают всегда в бою,

В горе проверяется герой. (М. Джалиль)

 

Перед смертью

Я креп в борьбе с бесправием и мглою,

Мечтал до высей солнечных дойти.

Но вдруг,

Сраженный вражеской стрелою,

Упал в пути.

Вошла стрела под сердце…

Нараспашку

Открыта мне неведомая новь.

Течет на белоснежную рубашку

Моя еще бунтующая кровь. ( М.Джалиль)

 

 

Вспомним пословицы

·        Всякому мила своя сторона.

·        Ищи добра на стороне, а дом люби по старине.

·        На чужой стороне и весна не красна.

·        На чужой стороне и сокола зовут вороной.

·        С родной земли – умри, не сходи!

·        Казань всем городам мать.

 

Участники получают лепестки.

А сейчас подведем итоги. Кто  больше набрал лепестков, тот и является самым любознательным и знающим свой край.

 

     Нам дорог каждый уголок родной земли, наше Отечество. Даже птицы не могут навсегда оставить родной край ради теплых, но чужих стран. Они преодолевают огромные расстояния, выбиваясь из сил, чтобы вновь, опять и опять, хоть ненадолго вернуться к родным лесам и полям, к просторам Татарстана. Как бы ни складывалась жизнь людей, как бы далеко ни забрасывала их судьба, но они всегда стремятся вернуться на родину, хоть на короткое время, чтобы поклониться родным местам, могилам своих предков, чтобы показать заветные места своим детям и внукам, наконец, чтобы быть похороненными рядом с родными на деревенском погосте.

     И не удивительно, что из-под пера появляются строки – строки  объяснения в любви…

 

Много районов у нас в Татарстане

Но такой он один – Исполин!

Алексеевским его назвали,

Возродился он из камня и руин.

                                    

                             Все в нем историей древней дышит:

                             Каждый камень, ступенька, родник.

                             Журналист мемуары здесь пишет,

                             Как древний город Биляр возник.

                                                               

                                                                   Этот район- сказка на все времена,

                                                                    Много людей приезжают сюда,

                                                                    Это район любви, красоты и добра,

                                                                Живи, процветай, Алексеевское, всегда!

 

Да, ребята, Родина – это очень много. Это и тропинка с бродом через ручей, и птицы, летящие на север над нашим домом. Это большие города и в десять дворов деревеньки. Это имена людей. Это мой отец – нефтяник. Это ты и я с нашим миром чувств, с нашими радостями и заботами.

  

  Звучит песня «Я люблю тебя, Татарстан» .

    В заключение хочется поблагодарить всех участников нашего урока, искренне пожелать всем доброго здоровья, новых творческих успехов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Как организовать работу по воспитанию у детей любви к Родине, помочь увидеть в Родине нравственную ценность, которая не позволила бы в будущем «торговать» ее богатствами, историей, честью и достоинством, памятью предков?

     Как пробудить в ребенке чувство любви к Родине? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе и надо его усилить точным, чистым тоном. А возникший резонанс поможет ребенку проявить, выразить это чувство – одно из самых благородных в человеке.

    Я работаю классным руководителем в 11 классе, провожу интегрированные классные часы и уроки о Татарстане, на которых учащиеся знакомятся с неизвестными страницами истории родного края. Интегрированные уроки способствуют разностороннему и целостному развитию школьников за счет объединения воспитательных, образовательных и развивающих возможностей разных учебных предметов. В качестве примера предлагаю разработку сценария праздника «С малой Родины моей начинается Россия».

    Такой урок можно провести как разговор на привале во время похода, внеклассное мероприятие с участием родителей, бабушек и дедушек, которые расскажут о прошлом, о своей работе, о местах, где бывали, покажут старые фотографии и т.д. и т.п.

  

 При подготовке к уроку велась большая подготовительная работа учащихся. Они заранее получили опережающее задание:

·        Найти материалы по историческому прошлому Татарстана;

·        Истории названия улиц;

·        Сделать фотосъемки примечательных мест района;

·        Подобрать фонограммы для музыкального оформления;

·        Приготовить поделки для выставки;

·        Нарисовать национальные костюмы; (слайды)

·        Выучить стихотворения о родном крае;

·        Подобрать пословицы и поговорки;

·         Вспомнить песни и танцы.

·        Лепестки «Цветика-семицветика»

 

Оборудование:

·        Видеофильм «Настоящее и будущее Алексеевского района»;

·        Фотоиллюстрации: «башня Сююмбике», «Кремль», «памятник Мусе Джалилю», «улица Баумана» и др.;

·        Выставка детского творчества;

·        Национальные костюмы;

·        Диски с записью песен в исполнении известных певцов Татарстана;

·        На всех этапах урока будут применены мультимедиа компоненты, которые обеспечат наглядность учебного материала.

 

Прикрепленный файл Size
Патриоты, конкурс урок.ppt 5.15 MB

»  Tags for document:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн