Тема собрания: «Роль родителей в трудовом воспитании подростка». Слайд №1
Цель собрания:сформировать у родителей отчетливое представление о роли, возможностях, путях и способах трудового воспитания детей в семье. Слайд №2
Эпиграф: «Лучшая форма наследства, оставляемого родителями своим детям, это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание трудолюбия, которое является одним из важнейших условий человеческого счастья»
К.Д.Ушинский
Слайд №3
План собрания : 1. Теоретическая часть
Доклад: « Роль родителей в трудовом воспитании подростка»
1.Практическая часть:
1. Анкетирование родителей
2. Работа в группах
Слайд №4, Слайд №5
Всем желаю плодотворной работы.
II.Доклад.
1. Задачи трудового воспитания в семье.
2. Участие подростка в семейном хозяйстве, семейном бюджете.
3. Трудовое воспитание и профориентация.
Слайд №6.
Семья является самой естественной, самой благотворной средой, в которой формируется личность ребенка его отношение ко всем сторонам жизни, в том числе и к труду
Семья, как и школа, оказалось в новых условиях трудового воспитания. Мы вступили в период рыночных отношений .
Для успешного развития рынка необходим человек, в котором были бы воспитаны такие свойства, как умение опираться на собственные силы, надеется на себя и верить в успех; проявлять творчество, изобретательность, способность изворачиваться и ухищряться в рискованных и запутанных ситуациях; быть любезным, вежливым, производить впечатления надежности и нравственной безупречности. Это и будет человек рынка.
Качество личности к воспитанию которых должны приложить усилия в семье- это честность, совестливость и порядочность; предприимчивость и деловитость, достоинство и личная ответственность; инициативность и высокая дисциплина труда; неприятие рвачества и халтуры. Одна из проблем сегодня – сохранение и поддержание авторитета честного труда как основного средства достижений жизненного успеха .Семья призвана помочь детям разобраться в современной ситуации, отделить временное сиюминутное- от главного, постоянного. Убедите, что без честного труда, хорошей жизни не будит .Человек трудится не только для того, чтобы заработать .Он трудится, потому что он человек, потому что именно сознательное отношение к труду отличает его от животного. Тот кто не понимает этого разрушает в себе человека .
Хотя в большинстве семей постоянно занимаются трудовым воспитанием, существует ряд нерешённых проблем в подготовке молодёжи к труду, в первую очередь, в формировании у неё трудолюбия и прилежания.
В подростковый возраст дети вступают с неодинаковым уровнем развития трудолюбия; с разнообразными мотивами труда, с далеко не одинаковыми навыками, умением и привычкой трудиться. Некоторые не приучены заниматься трудом как физическим, так и умственным. Но у любого подростка есть немало положительных качеств, потребностей и стремлений, опираясь на которые можно устранять отрицательные влечения и склонности, формируя при этом положительные качества, в том числе и трудолюбие. Главное - быть твёрдо уверенным в его возможности стать лучше.
Осуществляя трудовое воспитание подростков, следует учитывать, что подросток, считая себя взрослым человеком, стремится доказать это делом. Он хочет полной самостоятельности в выполнении порученного дела, простора для творчества, которое позволило бы ему доказать свою взрослость. Опека над ним рождает протест с его стороны, нередко ведёт к ссоре с опекающими. Едва опека приобретает длительный характер, подросток, внутренне примиряясь со своим положением, становится исполнителем по принципу «от и до».
Родители должны помнить, что только тот труд положительно влияет на ребенка, который предстает перед ним как необходимость и осознается как долг. Наряду с пониманием необходимости труда ребенок должен знать конечную его цель. Достижению поставленной цели он подчинит свои мысли, желания, волю.
На формирование трудолюбия ребенка огромное влияние оказывает отношение к труду. Какие бы умные, правильные слова ни говорили они о роли и значение труда в жизни человека, эти слова не оставят положительного следа в сознание детей. В той семье, где отец и мать создают порядок и уют в квартире, умело, не упрекая друг друга, поддерживают его, дети охотно помогают им. У них сравнительно быстро формируются умения выполнять различные виды бытового труда, добросовестность и аккуратность. Бережное отношение отца и матери к предметам быта формирует у ребенка ценные качества хозяина.
Дочь семиклассница, выслушав просьбу матери убраться дома, пренебрежительно ответила:
- Я не домработница, чтобы делать это. Мне надо уроки учить. До этого времени девочка охотно выполняла все поручения родителей. В 6кл ,когда учебная нагрузка возросла, мать полностью освободила дочь от домашних дел, чтобы она была отличницей. Дома все делали для нее за нее, и девочка не только привыкла к такому положению в семье, но и прониклась презрением к бытовому труду. Много терпения выдержки понадобилась матери, чтобы исправить последствия ошибочного отношения дочери.
Успеваемость подростка в средних классах часто снижается и потому, что ребенку не достает организованности в работе. Его надо учить работать быстро, сосредоточенно, отключаться от посторонних дел и мыслей. Но не в коем случае не освобождать от домашних обязанностей, ведь ребята стали старше ,физически окрепли , приобрели больше знаний о жизни. Ребенку необходимо больше самостоятельности, создавать условия проявления инициативы, преодоления трудностей.
Родительский пример, как метод воспитания, занимает важнейшее место в процессе формирования личности ребенка. Там, где нет положительного трудового примера родителей, дети без просьбы или принуждения не помогут ближнему, товарищу, постороннему человеку. Склонность к подражанию сохраняется в подростковом возрасте. В процессе повседневного общения со взрослыми подростки перенимают его отношение к труду, которое наблюдают в совместной трудовой деятельности с ними. Если дети являются свидетелями и активными участниками положительного трудового примера, то у них воспитывается трудолюбия. И наоборот. Плохо, если родители отрицательно отзываются о своей работе в присутствие детей. Слушая их, дети проникаются неуважением не только к специальности родителей, но и к труду вообще. Большое воспитательное значение имеет педагогический такт при оценке детского труда. Если родители не замечают старательности ребенка при выполнении трудовых поручений, то стечением времени она у него исчезает.
Успешное воспитание у детей трудовых качеств во многом зависит от организации семейного хозяйства. При разумном организованном семейном хозяйстве у детей не произвольно возникают и закрепляются такие качества, как трудолюбие , дисциплинированность, бережность , предупредительность, ответственность.
В семье, где правильно организовано хозяйство, в доме всегда чисто, каждой веще отведено место, для каждого вида работы есть необходимые орудия труда. Трудовые обязанности распределены так, что каждый член семьи загружен соответственно своим силам и возможностям. Тяжелые работы выполняются сообща, неприятные –поочередно. Дети обязательно участвуют в домашнем труде. По мере роста и приобретения трудового опыта усложняются их поручения и обязанности. Все члены семьи спокойно, в хорошем настроении, без нервозности и суетливости, добросовестно выполняют свои обязанности. У старших это привычка- у младших подчинение семейной традиции.
В условиях хорошо организованного семейного хозяйства ребенок сравнительно легко, без усилий над собой, подчас отказываясь от соблазнительных желаний, выполняет свои обязанности по дому. Он радуется своевременно и качественно выполненной работе. У него укрепляется потребность выполнять работу только хорошо, потому что в семье так заведено, потому что все так выполняют свои обязанности. Но по данным социологического исследования, лишь у 33%опрошенных родителей дети имеют постоянные домашние обязанности, в каждой пятой семье они помогают эпизодически, а в остальных не помогают вообще.
Родителям необходимо воспитывать у детей бережность и ответственность. Мировая практика показывает, что ориентация в финансовых вопросах невозможна без знаний и опыта, прививаемые с детства. Не только слова, но и обстоятельства должны научить ребенка тому, как зарабатывать и ценить деньги. Начинать можно с копилки. . Карманные деньги тоже следует давать. Так со временем вырабатывается взрослое разумное экономическое поведение.
Семейный бюджет, финансовое положение семьи не должно быть тайной для ребенка. Они должны принимать участие в обсуждении финансового бюджета. Здесь польза многократная. Ребенок приобретает полезный жизненный навык, учится сопоставлять возможности семьи со своими потребностями. Он ощущает за собой право голоса в решение семейных финансовых проблем. .
У детей важно сформировать четкое представление о трудовом источнике заработка. Хорошо, если ребенок знает, как вы зарабатываете деньги. Рассказывайте ему о своей работе, при возможности берите его на работу. От родителей не должна исходить ориентация на праздность. Не следует становиться и «трудоголиком». Это может отпугнуть ребенка от труда. Идеальный способ выявить для ребенка связь между трудом и заработком- оплачиваемый детский труд. У нас школе уже несколько лет дети трудятся на пришкольном участке. За один день они зарабатывают 50 руб. Люлина В.,Герасимов А.,и другие, все лето трудились и заработали 800руб.
Семья, воспитывая у ребенка трудолюбия, готовит, тем самым, его к вдумчивому выбору профессии , к поиску дела по душе, интересам, по общественной значимости. Но подросток не всегда может оставить выбор на той профессии, которая отвечает его физическим и психологическим особенностям: у него не хватает жизненного опыта, он предрасположен к переоценке своих способностей. Семья выступает важнейшим фактором в определении жизненного пути ребенка в выборе им профессии. . Кто, как не родители, лучше других знают склонности своего ребенка, его возможности, кто лучше них сможет умело и ненавязчиво подсказать, убедить.. Ну и когда говорим с ребятами о проблеме «Кем стать», надо помнить, что в первую очередь надо стать настоящим человеком. Важно в каждом специальности быть честным, работоспособным, внимательным. Рассказы матери, отца, их друзей о том ,как они работают, что творят и созидают, - все это захватывает ребят. Очень важно ,чтобы у ребят складывались правильные представления о месте и значении той или иной профессии, о ее содержании, требованиях, которые она предъявляет человеку.
Практическаячасть.
III.
Во время подготовительной работы было проведено анкетирование учащихся.
Было предложено такие вопросы:
Анкета учащихся. Слайд №6
1.Помогаешь ли ты дома родителям?
2. Есть ли у тебя постоянные поручения по дому? Какие?
3.Охотно ли ты их выполняешь?
4. Какие дела ты хотел бы выполнять?
5. Поощряют ли тебя за это родители?
6. Наказывают ли тебя родители за не выполнение поручений. Как?
7. Делятся ли в вашей семье дела на мужские и женские?
Дорогие родители, сейчас предлагаю анкету для вас.
Анкета для родителей Слайд №7
1.Помогает ли ребенок по дому?
2.Есть ли у вашего ребенка постоянные поручения по дому? Какие?
3.Охотно ли он их выполняет?
4.Приходиться ли вам повторять просьбу?
5 Поощряете ли вы ребенка за выполнение домашних обязанностей?
6.Что вы делаете если ребенок отказывается делать домашнюю работу..?
7.Наказываете ли вы ребенка за невыполнение поручений? Каким образом?
8.Есть ли у вас в семье общие трудовые дела?
9.Делите ли вы домашнюю работу на женскую и мужскую?
Анкеты собираются и обрабатываются. Родителям предлагается Слайд-шоу
IV. Слайд –шоу. Слайды № 8-14. Работа детей на пришкольном участке.
V.Работа в группах.
1Разрешение некоторых ситуаций.
Раздается разноцветные карточки. По цветам вы создаете 4 семьи. Каждая семья получает по одной ситуации. Вы подумайте и разрешите эти ситуации.
Ситуация 1
Вы много работаете, часто очень заняты, поэтому просите своего ребенка сделать необходимую работу по дому. Ребенок находит тысячу отговорок, но при этом успевает поболтать с друзьями, посмотреть телевизор. Как только родители начинают ругать, уходит к себе в комнату и на просьбы родителей не реагирует.
Ситуация 2
В этой семье в конце недели дети отчитывались по результатам учебы. Если результаты были, по мнению родителей, хорошими, то дети получали поощрение в виде карманных денег. Если родителей учебные результаты детей не устраивали, они должны были выполнять трудовые повинность по дому и даче: делать полную уборку, поливать огород и т.д. Работу можно было найти всегда, и дети старались учится так, чтобы избежать любым способом наказания трудом.
Ситуация 3
Сыну было поручено купить хлеб к ужину. Встретившись с одноклассниками, он забыл обо всем на свете. Родители , вернулись домой и увидели, что сын просьбу не выполнил. Отец ушел за хлебом. Вечером, когда семья села ужинать, отец отправил сына из-за стола, лишив его ужина. Родители ругались, мать плакала, сын из комнаты так и вышел. Предложите вариант решения проблемы.
Ситуация 4
Мать и отец приходят с работы. В раковине гора –невымытой посуды. Мать кричит, отец ругает ребенка. Дети демонстративно затыкают уши. Мать идет на кухню мыть посуду. Предложите свой вариант решения проблемы.
Каждая семья обсуждают свою ситуацию и выдвигает свою точку зрения.
Потом обсуждается всеми.
2. Дорогие родители. Сейчас вспомните пожалуйста пословицы и высказывания о труде.
Родители называют. Слайды № 15, 16.
3. Родителям предлагаетсяигра. « Найди строчку». Раздается строки из стихотворений о труде. Нужно прочитать стихотворение.
№1 семье№2 семье
Каждый город, каждый дом Слышен грохот под землей-
Создан радостным трудом Рудокоп пошел в забой
Без работы, без труда Без работы , без труда
Не построить города.Не появятся руда
№3семье №4 семье
Экскаватор зашагал В корпусах станки стучат
Будет рыт в степи каналЧеловек работе рад.
Без работы, без труда Поспевая шепчет рожь:
Не пойдет в поле вода «Без труда не проживешь!»
Родители составляют стихотворение.
Спасибо!
VI. Итог собрания.
1. Анализ анкет
2. Советы родителям. Раздается родителям На экране Слайд №16
1.Будьте последовательны в своих требованиях.
2.Учитывай индивидуальные и возрастные особенности своих детей.
3 Не скупитесь на благодарность и похвалу, если ребенок хорошо трудился.
4. Не прибегайте к наказанию трудом.
5.Учите ребенка ценить и свой и чужой труд.
6 Воспитывайте у детей уважение к любому труду.
7. Тактично оценивайте результаты труда ребенка.
Дорогие родители, на этом родительское собрание закончено. Пусть ваши дети растут трудолюбивыми .