Официальный сайт sosamba138 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Элективный курс "Права Человека"

Выберите действие:

Размещено: Фирая Табрисовна Габдрахманова - ср, 26/05/2010 - 09:36
Данные об авторе
Автор(ы): 
Габдрахманова Ф.Т.
Место работы, должность: 
МОУ Балтасинская гимназия
Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Право
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы
Тип ресурса: 
учебная программа
Краткое описание ресурса: 
Элективной курс для предпрфильной школы. апробирован в Балтасинской гимназии.

Программа элективного курса «Права человека и их защита» Предмет: обществознание Пояснительная записка. Изучение прав человека приобретает особое значение в условиях становления правового государства, строить которое предстоит будущему поколению. Знание человеком и гражданином своих прав необходимо и в экономической, и в правовой деятельности. Основные задачи обществоведческого образования в школе - содействие социализации личности, формировании жизненной позиции личности. Изучение данного курса способствует также профессиональной ориентации. Курс направлен на развитие практических навыков анализа ситуации , умения и желания отстаивать свои права в повседневной жизни. Курс также рассчитан на поддержку и развитие навыков анализа собственного поведения в ситуациях выбора и на формирование ценностных ориентиров в области правовых норм. Курс рассчитан преимущественно на учащихся, выбравших социально-экономический профиль. Основой изучения курса являются предметные знания по истории, обществознанию, правоведению. Элективный курс «Права человека» направлен - на расширение правовых знаний, -дает общие представления и знания, необходимые для выполнения основных социальных ролей, организации взаимодействия с окружающими людьми и социальными институтами. Интерактивные формы проведения занятий и самостоятельная исследовательская работа в группах образуют пространство для практического применения учащимися знаний о правах человека и способов их защиты. Настоящий курс предполагает знакомство с основными научными понятиями, документами по правам человека. Курс «Права человека» включает и учебную деятельность, результатом которой должно стать наряду с усвоением знаний овладение рядом умений, в том числе: - выделять в источнике права норму права, - сопоставлять разные источники по правам человека, - описывать изучаемое право человека на конкретных примерах, - сравнивать и делать выводы по изученному вопросу и аргументировать их, - участвовать в дискуссии, сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обосновании собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам, - анализа конкретных жизненных ситуаций, - выработки личностного отношения к явлениям окружающей действительности, - принятии практических решений на основе теоретических знаний, а также изучении документов по правам человека, - планировании практических действий, - составления ряда документов, необходимых для защиты прав человека: заявлений, договора и т. д. Программа курса включает базовую программу, адаптирована к условиям обучения в гимназии с учетом профессиональной направленности учащихся. Цели и задачи курса - Обеспечить углубленное изучение прав человека. -Способствовать созданию положительной мотивации в выборе элективного курса. - Познакомить со спецификой деятельности учреждений по защите прав человека. -Формирование человека- гражданина, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства. - Воспитание гражданственности и любви к Родине, уважения к правам и свободам человека. Курс рассчитан на 17 часов. Из них на изучение понятия прав и свобод человека- 1 час, на изучение социально-экономических прав человека-5 часов, политических прав- 3 часа, личных прав и свобод человека-5 часов и на обобщение и повторение- 2 часа. Форма итоговой отчетности: итоговая конференция, тестирование. Права человека. 17 ч. 1. Введение в курс. 1ч. Содержание курса. Цели и задачи курса. Актуальность изучения прав человека в школе. 2. Понятие основных прав и свобод человека. 1ч. Понятие прав и свобод человека как мера его возможного поведения. Отражение основных прав и свобод человека в Конституции РФ. Естественный характер прав человека. Неотчуждаемость, нерушимость прав человека. Реализация прав и свобод человека. 3. Социальные, экономические, культурные права и свободы человека. 5ч. Право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной деятельности. Право частной собственности. Права потребителей. Право на труд и отдых. Право на социальное обеспечение. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Право на образование. 4.Политические права и свободы. 3ч. Право на участие в управлении делами государства. Право на объединение. Право на митинги, собрания и демонстрации. Право на обращения в государственные органы. Реализация политических прав и свобод человека. 5. Личные права и свободы граждан. 5ч. Право на жизнь. Право на охрану своей чести, достоинства, репутации, защиту от произвольного вмешательства в сферу личной жизни. Право на неприкосновенность личности, жилища. Свобода совести и религии. Свобода мысли и слова. Реализация личных прав и свобод. 6. Повторение и обобщение по курсу. 2ч. Учебный план. __________________________________________________________№ Тема Виды и формы Время на ур. урока деятельности изучение __________________________________________________________ 1 Введение лекция, беседа 1ч. 2. Понятие основных работа с документами 1ч. прав и свобод 3. Право предприниматель- работа в группах 1ч. ской деятельности с документами 4. Права потребителей работа с документами 1ч. ролевая игра 5. Право на труд и социаль- работа с документами 1ч. ное обеспечение 6. Право на образование беседа с учащимися 1ч. 7. Право на охрану здоровья тезисы, план 1ч. и медицинскую помощь 8. Право на объединение практическая работа 1ч. с документами 9. Избирательное право решение ситуационных 1ч. задач 10. Право обращения в госу- моделирование ситуации 1ч. дарственные органы 11. Право на жизнь, здоровье обзор СМИ по теме 1ч. чести достоинства. 12. Неприкосновенность лич- решение ситуационных 1ч. ности, жилища задач 13. Свобода совести, религии дискуссия 1ч. 14. Свобода мысли, слова ролевая игра 1ч. Отражение личных прав работа с документами 1ч. и свобод в Конституции РФ 15. Правоохранительные и право- ролевая игра, защитные организации РФ. 16. Повторение и обобщение тестирование 1ч. по курсу. 17. Итоговая конференция : выступления 1ч. «Права человека и их защита.» Темы для выступлений на итоговой конференции. 1.Место и роль прав человека в Конституции РФ. 2.Международные документы о правах человека. 3.Права человека в повседневной жизни. 4.Право свободно выражать свое мнение и дисциплина. 5.Как изучение прав человека способствует укреплению прав человека в стране. 6.Как я могу защищать свои права. Тесты для итогового контроля. 1.Правам человека присущ следующий признак: а) Складывается субъективно. б) Зависят от государственного признания. в) Принадлежат человеку от рождения. г) Для их обладания необходимо, чтобы человек был гражданином того или иного государства. 2. Всеобщая Декларация прав человека была принята а) 12 декабря 1948 г. б) 10 декабря 1948 г. в) 12 июня 1990 г. г) 10 декабря 1946 г. 3. В правовом государстве права и свободы человека признаются: а) Отчуждаемы. б) Прирожденными. в) Приобретаемыми. г) Даруемыми. 4. Защиту прав и свобод на международном уровне осуществляют: а) Международный валютный фонд. б) Конституционный Суд РФ. в) Европейский Суд по правам человека. г) Верховный Суд РФ. 5.Запрещается создание и деятельность объединений: а) Стремящихся к власти. б) Оппозиционных к власти. в) Направленных на насильственные изменения основ конституционного строя. г) Не подчиняющихся государственной власти. 6. Какие из перечисленных прав относится к правам ребенка. а) Право на заботу и воспитание. б) Право на выбор способа воспитания. в) Право на свободное распоряжение собственностью родителей. б) Право выражать свое мнение по всем вопросам жизни семьи. 7.Ребенок имеет право: а) Защищать свои права и законные интересы. б) Распоряжаться собственностью своей семьи. в) Оказывать материальную помощь своим родителям. г) Получить при вступлении в брак содержание от своих родителей. 8.Какое положение не относится к правам ребенка. а) Жить и воспитываться в семье. б) Выражать свое мнение по всем вопросам, касающимся его жизни. в) Общаться со своими родителями и другими родственниками. г) Распоряжаться имуществом своих родственников. 9. Правильны ли следующие утверждения? а) С 14 лет за защитой своего права можно обратиться в суд. б) Ребёнок имеет права на имущество своих родителей. в) Каждый человек может начать трудовую деятельность с 15 лет. г) Гражданин не может по своему усмотрению выбирать место проживания. в) Лишенных гражданства лиц Конституция не защищает. Источники и литература. 1. Сундуров Ф.Р., Тарханов И.А., Основы Российского права и государства.К.: Издательство Казанского университета, 1996. 2. Морозова Л.А.,Основы государства и права. М.: Новая волна. Оникс, 1999. 3. Мушинский В.О., Азбука гражданина, М.: Международные отношения. Центр гуманитарного образования, 1997. 4. Мушинский В.О., Основы правоведения.М.: Международные отношения. Центр гуманитарного образования, 1996. 5. Никитин А.Ф. Право и политика. М.: Просвещение, 1999. Документы и материалы. 1. Конституция РФ. 2. Конституция РТ. 3. Конвенция о правах ребёнка. 4. Всеобщая декларация прав человека. Разработки занятий элективного курса «Права человека и их защита». Тема: Введение в курс. Цели: Содействие получению новых знаний о важном значении изучения прав и свобод человека в правовом образовании, о целях и задачах курса, обеспечить развитие умений и навыков работы с учебным текстом, содействие развитию познавательного интереса к элективному курсу. Основные понятия: элективный курс «Права человека». Ход занятия. 1. Организационный этап. 2. Мозговой штурм. - Для чего необходимо изучение прав и свобод человека? Каждый высказывает свое мнение, можно и несколько. Мнения записываются на доске. Затем следует анализ и обобщение. 3. Лекция учителя. План лекции. 1. Актуальность изучения курса. 2. Цели и задачи курса. 3. Структура и особенности изучения курса. 4.Выводы. Изучение прав и свобод человека является важной составной частью правового образования в целом. Знание собственных прав и свобод необходимо каждому человеку. Эти знания могут пригодиться и в быту, и в выборе профессии. Тема занятия: Понятие основных прав и свобод. Цели занятия: Обеспечить понимание прав и свобод человека как меру возможного поведения человека, врожденный и неотчуждаемый характер основных прав и свобод человека. Содействие развитию умения работать с документами. Способствовать развитию познавательного интереса к изучению курса. Основные понятия: Права и свободы человека. Классификация прав и свобод человека. Ход занятия. 1. Организационный этап . 2.Мозговой штурм. -Что вы понимаете под понятием прав и свобод человека. Вывод: Права и свободы человека-это то, что разрешается делать, что можно по закону. 3. Групповая работа с документами. 1 группа работает с Конституцией РФ 2 группа-с Конституцией РТ. 3 группа- с Конвенцией о правах ребенка. Вопросы группам: Найдите статьи, которые определяют понятия прав и свобод человека. Как они характеризуют права и свободы человека. Статьи 17 и 18 Конституции РФ, Преамбула и статьи 2, 3, 4 Конвенции о правах ребенка. Выводы: Основные права и свободы и обязанности -это права и свободы, которые государство обязано признать, соблюдать и защищать в порядке, установленном Конституцией. Права и свободы человека- это виды и мера его возможного поведения, основные обязанности- мера должного поведения. Права и свободы регулируют наиболее важные отношения между человеком, обществом и государством. Основные права и свободы принадлежат человеку от рождения, а не дарованы ему государством- естественный характер прав и свобод. Права и свободы неотъемлемы от личности, нерушимы-неотчуждаемы. Основные права и свободы личности имеют системный характер- классифицируются на личные или гражданские, политические, социальные, экономические и культурные. 4. Итоги . Тема занятия : Право предпринимательской деятельности. Цели занятия: Обеспечить получение знаний по основам прав предпринимательской деятельности, прав потребителей. Содействие развитию умений и навыков работы с документами, добывать знания и информацию из письменных источников. Способствовать развитию положительной мотивации в выборе профессии. Основные понятия: Право на предпринимательскую деятельность, право частной собственности. Ход занятия. 1. Организационный этап. 2. Понятие социально-экономических прав человека. Лекция. Социальные, экономические и культурные права и свободы отражают многообразие экономических, социальных и культурных отношений, в которые может вступать каждый человек. Конституция РФ в статье 34 закрепляет право на свободное использование своих способностей и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Конституционное право на частнопредпринимательскую деятельность развивает Гражданский кодекс РФ. Предпринимательская деятельность- самостоятельная, осуществимая на свой страх и риск деятельность, которая направлена на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ и услуг. Предприниматели способны идти на риск и принимать на себя ответственность за дело. Для получения прибыли они должны предложить новые товары и услуги, разработать новые , более эффективные методы производства. Какие черты присущи преуспевающим предпринимателям? Новаторство. Использование любых возможностей с максимальной выгодой. Обоснованная рискованность действий.Упорство. Умение ставить цели и адаптировать их к меняющимся условиям. Факты и исторические примеры успешного предпринимательства. Двух продавцов послали в бедную страну. Один телеграфирует: «Возвращаюсь. Обувь здесь не носят» . Второй: «Неограниченные возможности! Миллионы людей без обуви!» Генри Форд создал свое первое предприятие по выпуску гоночных автомобилей. Первоначальный успех привел его к убеждению, что этот бизнес- золотое дно. Но он ошибся- рынок гоночных машин был тогда мал. Компания лопнула. Поэтому он решил поставить на колеса весь мир и создал «Форд мотор компани» для массового выпуска автомобилей. Форд два раза терпел неудачи, прежде чем стал победителем. Азарт, стремление создать новое и заставить его работать- его отличительная черта. Блестящая интуиция, способность находить массовые рынки с учетом содержимого бумажника потребителя снискали Форду заслуженную славу истинного предпринимателя. В 1986 году Стивен Джобс, один из основателей компании «Эппл», Купил «Пиксар», часть кинокомпании Джорджа Лукаса, участвовавшей в создании «Звездных войн». Идея Джобса заключалась в том, чтобы использовать компьютерную технику для создания новых форм развлечений. Компания теряла деньги, но Джобс не сдавался. Его мечта осуществилась только через 10 лет. Сделав героев мультфильма объемными компания «Пиксар» помогла компании «Уолт Дисней» создать первый полнлметражный, основанный на компьютерной графике фильм- «История игрушек». Компания «ЗМ», основанная в 1902 году, сохранила свои позиции благодаря тому, что смогла отказаться от производства абразивов и клеев и перейти на новые рынки. Томас Дж. Ватсон старший в 1914 году стал президентом маленькой компании по производству счетного оборудования. Благодаря своей целеустремленности и умению чувствовать перемены он превратил ее в могучую корпорацию, известную под названием «Ай Би Эм» (IBM) Вопрос к документам: Какие черты проявили эти предприниматели чтобы добиться успеха? 3.Предпринимательское право не может действовать без права на частную собственность. Работа с документом. Гражданский кодекс РФ. -Каково содержание права частной собственности? -Какие виды частной собственности закреплены в гражданском праве? -Каков порядок защиты прав собственности? 4.Групповая работа. Задания группам. Придумайте оригинальные идеи- какие виды предпринимательства вы можете придумать для потребителей вашего возраста- гимназистов. Группы проводят презентацию своих «фирм». Тема занятия: Права потребителей. Цели занятия: Обеспечить получение новых знаний по правам потребителей, об учреждениях по защите прав потребителей. Способствовать развитию умений работать с документами, навыков защищать свои права. Содействие развитию устойчивого познавательного интереса к изучаемому курсу. Основные понятия: Права потребителей, исполнитель, продавец, потребитель. Ход занятия. 1. Организационный этап. 2. Лекция. Права потребителей относятся к числу основных прав человека. Специальные государственные и общественные организации защищают права потребителей. Права потребителей изложены в в соответствующих законах РФ и РТ. Основные права потребителей- следующие: Право на удовлетворение основных нужд. Право на безопасность товара и услуг. Право на информированность. Право выбора. Право быть выслушанным. Право на возмещение. Право на потребительское просвещение. Право на здоровую окружающую среду. 3. Работа с законом РТ «О правах потребителей» -Какие статьи отображают соответствующие права потребителей. - Каковы обязанности изготовителей, исполнителей, продавцов перед потребителями? 4. Ролевая игра. 1 ученик- юридический консультант. Он квалифицирует правомерность действий «потребителей» и «продавцов». Остальные делятся на «продавцов» и «покупателей». «Продавцы» и «покупатели» получают карточки с ситуациями и разыгрывают их по очереди. Карточка 1. 1«потребитель»- Юля купила стиральную машину. Дома обнаружила отсутствие руководства к применению и правил эксплуатации машины. Ваши действия. 1 «продавец»- К продавцу пришла покупательница и требует вернуть деньги за стиральную машину, купленную здесь и оказавшуюся без руководства к применению и эксплуатации. Продавец отказывается, объясняя тем, что это не ее вина, а изготовителя. Карточка 2. 2 «потребитель»- Сергей купил диван. Дома обнаружилось, что диван не помещается в комнате и цвет не подходит к другой мебели. Сергей хочет поменять диван на другой подходящий ему размер и цвет. 2 «продавец»- К продавцу приходит покупатель и требует поменять диван на аналогичный товар, только другого цвета и размера, так как этот ему не подошел. Продавец отказывается, объясняя тем, что вины продавца в этом нет. В конце игры «юридический консультант» дает юридическую оценку действиям «продавцов» и «потребителей». Проводится анализ ситуаций. Тема занятия: Право на труд и социальное обеспечение. Цели занятия: Обеспечить понимание того, что право на труд и социальное обеспечение является важнейшим правом человека. Способствовать развитию умений получать знания из документальных источников. Содействовать развитию познавательного интереса к изучению прав человека. Основные понятия: Право на труд, право на отдых, право на социальное обеспечение. Ход занятия. 1. Организационный этап. 2. Мозговой штурм. Для чего люди работают? Каждый ученик высказывает свое мнение, мнения записываются на доске. В конце проводится анализ. Вывод-право на труд необходимо всем для удовлетворения материальных, социальных и престижных потребностей. 3. Работа с документами. Как и все основные права и свободы человека, право на труд закреплено в Конституции РФ в статье 37. Зачитывается статья Конституции, анализируется. -В чем выражается право на труд? - На какие условия труда имеет право человек? - Какие формы защиты права на труд предусматривает Конституция? Трудовые отношения в РФ регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации. Он определяет порядок и способы реализации права на труд Российских граждан. Вопросы для обсуждения. 1) Порядок приема на работу. 2) Защита труда несовершеннолетних. 3) Права работника. Право на социальное обеспечение. Статья 39 Конституции РФ. Вопрос для обсуждения. В каких случаях человек имеет право на социальное обеспечение? 4. Решение ситуационных задач. 1) А.Макарский после окончания высшего учебного заведения решил устроиться на работу на радиотехнический завод, зная, что там есть свободные рабочие места. В отделе кадров завода ему отказали, объясняя свой отказ отсутствием трудового стажа и характеристики с последнего места работы. Правомерен ли отказ отдела кадров? Какое право человека было нарушено? 2) Стриженова О. в 16 лет устроилась на работу в магазин. Владелец магазина частный предприниматель Чайкин через 3 месяца объявил, что увольняет Стриженову как не прошедшую испытание. Какое право Стриженовой было нарушено? Закономерен ли приказ работодателя? 3) Ткачиху Петрову уволили с работы в связи с беременностью. Какое право человека нарушено. Правомерны ли действия ткацкой фабрики? Тема занятия: Право на образование. Цели занятия: Обеспечить усвоение учащимися знаний о праве на образование и осуществлении этого права в нашей стране. Содействовать развитию умений обобщать и структурировать имеющиеся знания. Способствовать развитию познавательного интереса к предмету, профессиональной ориентации учащихся. Основные понятия: Право на образование, основное, среднее, среднее-специальное и высшее образование. Ход занятия. 1. Организационный этап. 2.Работа с Конституцией РФ. Закон об образовании. Статья 43. 1) Каждый имеет право на образование. 2) Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного и среднего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. 3) Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. 4) Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. 5) Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. -Как осуществляется это право? -Какие учреждения образования есть в нашей стране? 3. Стандарты образования. Содержание каждого уровня образования определяется образовательной программой, а в основе образовательной программы лежит образовательный стандарт, необходимый минимум знаний для данного уровня образования. Государственный образовательный стандарт основного общего образования утверждается Государственной Думой. Работа с документом- Федеральный компонент образовательного стандарта.Обязательный минимум содержания обществоведческого и исторического образования. Вопрос к документу. -Что должен знать выпускник основной школы по истории, обществознанию? 4.Порядок приема в учебное заведение. Порядок приема в образовательное учреждение определяется учредителем этого учреждения. Устав Балтасинской гимназии- порядок приема в гимназию. -Почему в гимназию зачисляются все желающие? 5. Права учащихся. Право на выбор учебного заведения. Право на государственную аттестацию граждан, получивших образование. Право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами. Право на участие в управлении школой. Право на уважение человеческого достоинства. Право на свободу совести. Право на свободу информации. Право на свободное выражение своего мнения, взглядов и убеждений. Запреты установленные Законом об образовании. Запрещено привлекать учащихся к труду, не предусмотренному образовательной программой, без их согласия и согласия родителей. Не допускается принуждение учащихся к вступлению в общественные , общественно- политические организации, партии и т. д. Решение ситуационных задач в группах. 2 группы. 1 группа. В городе открыли новую государственную гимназию. Объявили конкурс в первый класс. Многих детей прилегающего микрорайона не взяли в первый класс, объясняя тем ,что они не прошли тестирование. Правомерен ли отказ администрации гимназии? Какое право человека нарушено? 2 группа. Абдуллину М. не взяли в танцевальный кружок школы, объясняя тем, что она мусульманка и носит хиджаб. Правомерен ли поступок руководителя кружка? Какое право учащегося нарушено. Тема занятия: Право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Цели занятия: Обеспечить понимание того, что право на охрану здоровья и медицинскую помощь является важнейшим конституционным правом человека. Содействовать развитию навыков осуществлять право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Способствовать развитию познавательного интереса и профессио- нальной ориентации. Основные понятия: Право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Ход занятия. 1. Организационный этап. 2. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Конституция РФ, статья 41. Здоровье- это состояние полного физического, психического и социального благополучия. Определение ВОЗ. 3. Мозговой штурм. Правила проведения мозгового штурма. - Участвуют все. - Все высказываются и все слушают. - Все имеют равные права. - Все способствуют мирному разрешению конфликта. - Высказанные мысли и предложения не критикуются и не оцениваются. Проблема для мозгового штурма. -Какие последствия могут дать проблемы со здоровьем? Вывод- проблемы со здоровьем могут вызвать проблема в других областях жизни человека. Охрана и забота о здоровье очень важно для человека. 4. Составление «Программы здоровья.» Класс делится на 2 группы. Каждая группа на листе ватмана составляет проект «Программы здоровья» -Что я могу сделать, чтобы быть здоровым? Каждая группа проводит презентацию своего проекта. 5. Итоги занятия. Тема занятия: Политические права человека. Право на объединение. Цели занятия: Обеспечить получение знаний о политических правах граждан Российской Федерации, как о важнейших конституционных правах человека. Содействовать развитию умений и навыков определять политические права человека. Способствовать воспитанию активной гражданской позиции. Основные понятия: Политические права, право на объединение. Ход занятия. 1. Организационный этап занятия. 2. Политические права и свободы. Политические права и свободы предоставляют гражданам возможность участвовать в решении вопросов, стоящих перед обществом и государством. Статья 30 Конституции РФ. Она включает следующие правомочия: создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и Достижение общих целей, право вступать в существующие общественные объединения, либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений. В Российской Федерации множество объединений, организаций, движений, фондов, учреждений. Их деятельность регулируется законодательством. Запрещено создавать и участвовать в объединениях призывающих к войне, расовой, религиозной и национальной вражде. Существует определенный порядок регистрации общественных организаций. 3.Ролевая игра. Создание и регистрация общественных организаций. Учащиеся делятся на пары. Каждая пара придумывает свою организацию. 1 ученик выполняет роль государственного органа регистрации общественных объединений. Памятка группам. Дайте название своей общественной организации (движению, фонду, объединению). Определите цели своей организации. Определите круг членов организации. Укажите иные особенности своей организации. Оформите Устав организации и зарегистрируйтесь. Какие интересы может защитить человек в общественных объединениях? Каковы могут быть цели общественных объединений. 4.Итоги занятия. Тема занятия: Правозащитные организации в РФ. Цели занятия: Обеспечить получение знаний о правозащитных организациях Российской Федерации, об их полномочиях. Способствовать развитию навыков грамотно излагать и оформлять заявления, иски в правоохранительные органы. Содействие развитию активной жизненной позиций у учащихся. Оборудование: Документы. Ход занятия. 1. Организационный этап. 2. Актуализация знаний. Игра « Знаешь ли ты права человека?» Раздаются карточки с заданиями. 1.Лягушка из сказки В.Гаршина «Лягушка-путешественница», отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом на….. 2. Буратино, схватив крысу Шушару за хвост, нарушил ее право на 3. Полицейские из сказки А.Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в каморку папы Карло, нарушили его право на … . 4. Балда из сказки А.С.Пушкина «Сказание о попе и о его работнике Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на … . 5. Царевич Иван из сказки «Иван-царевич и серый волк» , украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право на … . 6. В сказке «Иван-царевич и серый волк» братья убили Ивана, нарушив его право на … . Определить какое право нарушено, закончить предложение. 2. Основные правозащитные организации Российской Федерации. Вступительное слово учителя. Мы изучили основные права и свободы человека. Однако для того, чтобы защитить свои права этого недостаточно. Надо знать и то как и где можно осуществить защиту своих прав и свобод в случае их нарушения. На доске запись- Прокуратура Уполномоченный по Адвокаты Правозащит правам человека ные организ. 1. Прокуратура. Для защиты прав и свобод человека существуют специальные государственные органы, которые называются правоохранительными. Согласно ст. 129 Конституции РФ и федеральному закону «О прокуратуре РФ», принятому в 1992 году, В России существует прокуратура- единая федеральная система органов осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов. В соответствии с законом она осуществляет «надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, законодательными и исполнительными органами субъектов РФ, Органами местного самоуправления..» Прокуратура принимает заявления и жалобы граждан на любые нарушения законов и прав человека, а также жалобы граждан на решения и приговоры суда. Все жалобы, поступающие в прокуратуру, должны быть рассмотрены в месячный срок, а жалобы на нарушение конституционных прав человека- в пятидневный срок. Разбирая заявления граждан, прокуроры могут беспрепятственно входить на любые территории и в любые помещения, проводить ревизии, вызвать и допрашивать любых граждан и должностных лиц. Кроме прокуратуры, для борьбы с правонарушениями созданы и другие органы. Например, органы внутренних дел- милиция. 2. Уполномоченный по правам человека. Недавно в России появилась новая должность, введенная федеральным конституционным законом «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», принятым в 1997г. Главная задача Уполномоченного по правам человека- защита человека от нарушений со стороны государства. Уполнлмоченный по правам человека в РФ назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой Федерально- го Собрания РФ. При осуществлении своих полномочий он не подотчетен никаким государственным органам и должностным лицам, в том числе Президенту. Уполномоченный по правам человека имеет широкий круг обязанностей. Он принимает жалобы граждан на действия любых органов власти после того как использованы прочие формы защиты прав человека. Например после неудачного обращения к вышестоящему начальству или в суд. Жалоба должна быть подана гражданином не позднее года со Дня нарушения его прав. Она должна содержать сведения о гражданине, изложение действий, нарушающих его права и свободы, а также сопровождаться копиями решений, принятых по его жалобе, рассмотренной в судебном или в административном порядке. Получив гражданина РФ, Уполномоченный имеет право передать ее тому государственному органу, в ведении которого находится предмет жалобы, или провести проверку по жалобе. Для проверке он имеет право: беспрепятственно посещать все органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации, независимо от их организационно- правовой формы, Запрашивать любые сведения, получать объяснения государственных служащих и должностных лиц. Уполномоченный пользуется правом безотлагательного приема руководителями и должностными лицами органов государственной власти РФ, предприятий, учреждений. Рассмотрев жалобу Уполномоченный может требовать прекращения действий, нарушающих права человека, публиковать свои заключения в средствах массовой информации, обращаться в суд , прокуратуру и др. 3. Адвокатура и правозащитные организации. Кроме государственных органов, защитой прав человека в РФ занимаются общественные организации и службы, которые называются правозащитными. Профессиональной частной правозащитной организацией является адвокатура. Главная задача адвокатуры- оказывать населению квалифицированную юридическую помощь. Адвокаты объединены в общественные организации- коллегии адвокатов. В ст. 48 Конституции РФ сказано, что каждому гражданину «гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи», «каждый задержанный, обвиняемый в совершении преступления, имеет право пользоваться помощью адвоката с момента задержания или предъявления обвинения.» Правозащитной деятельностью занимаются также общественные организации по защите прав человека. 3. Игра «Кто поможет гражданину?» Раздаются карточки с ситуациями. Учащиеся должны решить куда они пойдут в этих ситуациях и написать заявления, жалобы, иски от имени героев. 1) Восьмиклассника Сидорова постоянно избивают родители алкоголики. 2) Школьница Аня хочет создать общественную организацию по защите прав несовершеннолетних, но не знает как. 3) Иванова продержали 7 часов в милиции, проверяя документы. 4) Студента Яковлева призывают в армию, хотя он имеет отсрочку до окончания вуза, кроме того, в соответствии со ст. 59 Конституции РФ он имеет право выбрать альтернативную гражданскую службу. 5) Ткачиха Петрова считает, что ее незаконно уволили с работы в связи с беременностью. 4. Задание на дом. Узнать и записать номера телефонов и адреса нахождения правозащитных организаций в c. Балтаси.


Поиск

Loading

Оценка материала

...

Видео скачать на телефон бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн