Submitted by Елена Анатольевна Онучина on Wed, 26/05/2010 - 10:53
1. Слово учителя.
Учитель предлагает учащимся вспомнить, что им известно о Михаиле Михайловиче Пришвине, какие его произведения они помнят. Потом дополняет ответы ребят.
2. Презентация о М.Пришвине
3. Чтение отрывка из текста.
Я вспоминаю из своей скитальческой жизни одного рыбака. Он вытащил из озера огромную щуку и с ней прошел по селу. Голова этой щуки торчала выше плеча рыбака, и продетая сквозь жабры веревочка не давала щуке дальше съезжать по спине. Хвост же рыбий, хотя человек был очень высокий, волочился по земле и поднимал пыль.
4.Сообщение учителя и учащихся о зарождении рыболовства на Руси.
5. Пословицы и поговорки со словами «рыба», «рыбак».
6. Сообщение о происхождении слова «щука», «окунь», «судак», «карась», «плотва», «лещ», «сом».
7. Работа с текстом.
Я вспоминаю из своей скитальческой жизни одного рыбака. Он вытащил из озера огромную щуку и с ней прошел по селу. Голова этой щуки торчала выше плеча рыбака, и продетая сквозь жабры веревочка не давала щуке дальше съезжать по спине. Хвост же рыбий, хотя человек был очень высокий, волочился по земле и поднимал пыль.
- Вот это счастье! - сказали на селе.
Так и мне, когда я начал писать охотничьи рассказы, то же самое говорили:
- Вот это талант!
И я думал, думал об этом и спрашивал сам себя: что же это значит - «талант»?
Как не чувствуешь своего голоса, записанного на пластинку, так сам и своего таланта не чувствуешь. А люди понимают талант, как заготовленное от рождения счастье.
Это самое переживал, по-моему, и тот счастливый рыбак: ему казалось - он сделал особое усилие и заслужил свою щуку; они же его усилие называли «счастьем».
Село было большое, народу встречалось много, и все говорили:
- Какое счастье! Как же ты ее вытащил?
Рыбак спокойно и чуть-чуть насмешливо всем отвечал:
- Без труда не вынешь и рыбки из пруда!
Сколько лет прошло с тех пор - не помню, но рыбак не только не выходит из памяти, а, напротив, все яснеет, и бывает, что я даже сам себя понимаю теперь по тому рыбаку и на похвалу «таланту» повторяю про себя: «Без труда не вынешь и рыбки из пруда!»
8. Вопросы к тексту.
1. Какие типы речи встречаются в тексте?
2. Какую роль в тексте играет сопоставление?
3. В каком значении употреблена дважды повторяемая в тексте пословица?
4. Какой смысл имеют используемые в тексте слова счастье и талант?
5. Как вы оцениваете заглавие рассказа? Придумайте свой вариант заглавия.