Официальный сайт mkad14 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Интегрированный урок "Биологическое действие радиации"

Submitted by Николай Логинов on Wed, 26/05/2010 - 12:59
Данные об авторе
Автор(ы): 
Логинов Н.И., Логинова Р.Н.
Место работы, должность: 
МОУ Большеполянская сош
Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Основы безопасности жизнедеятельности
Предмет(ы): 
Физика
Цель урока: 
1.На основе межпредметных связей дать учащимся представление о воздействии излу-чения на вещество. Показать влияние радиационных воздействий на человека , обра-тив внимание на внешнее и внутреннее облучение , наличие источников естественного излучения и искусственного , возникающего в процессе производственной деятельно-сти человека. 2. Сформировать понятия: интенсивность излучения доза поглощенного излучения и ее единица, коэффициент относительной биологической активности ( коэффициент ка-чества ) ; доза облучения , эквивалентная доза облучения и единица; толщина слоя половинного ослабления; норма радиационной безопасности для населения и работни-ков атомной промышленности . 3. Сформировать у учащихся убеждение, что знание основ дозиметрии и радиационной биологии в современном обществе с развивающейся ядерной энергетикой обязательно для всех. 4. Добиться , чтобы учащиеся умели грамотно действовать в зоне радиоактивного за-ражения и применять меры по защите от радиоактивного облучения и заражения. 5. развивать умение выделять главное, работать в Интернет , аргументировать свое су-дение.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
16
Используемые учебники и учебные пособия: 

учебники физики и "ОБЖ"

Используемая методическая литература: 
Литература дополнительная :
  1. 3 журналы «ОБЖ» №4, 2000;№8,2004 А.Зуев «ЭМ импульс – поражающий фактор ядерного взрыва» идр.
  2.  “Радиация. Дозы, эффекты, риск”. Перевод с английского Ю. Банникова
  3. “Атомная и ядерная физика”. Г. Пустовалов
  4. “Азбука ядерной физики”. О. Кабардин 
  5. “Охрана окружающей среды”. И. Ливчак, Ю. Воронов
  6. “Радиация и жизнь”, Холл
  7. “Планета и цивилизация в опасности”. Китанович
  8. .Сивницев Ю «Насколько опасно облучение»,М,1999г
  9. Абрамов В.Н. « А нужна ли нам ядерная энергетика?»,М,1992г
Используемое оборудование: 

эвм,проектор

Используемые ЦОР: 

Презентации  в  POWER POINT (прикреплены )

Краткое описание: 
интегрированный урок физики и обж

I Повторение и проверка домашнего задания.

Учитель физики –   .выступают представитель от группы и отвечают на дополнительные вопросы  ( сформированы группы на предыдущем уроке. Для ответа на вопрос представители групп готовили компьютерные презентации ) СЛАЙД2

1 группа)Расскажите о радиоактивном  распаде. Активность и единицы активности радиоактивных веществ. (Гиперссылки на презентацию группы с сайда 2)
2 группа)Охарактеризуйте   α. β, γ- излучения (Гиперссылки на презентацию группы с сайда 2)
 II. Актуализация и постановка проблемы.
 Учитель ОБЖ : Как я вижу вы хорошо знакомы с радиоактивным или его еще называют ионизирующим излучением, так как, проходя через живую ткань, оно  вызывает ионизацию атомов. ( Слайд   3   ) При ионизации вещества клеток организма, клетки нагреваются, преждевременно делятся и ,разрушаясь ,погибают. Разрушение быстро делящихся клеток ( клеток злокачественной опухоли) полезно для человека. Но разрушение быстро делимых клеток костного мозга ( кроветворный орган) вредно для человека : возникает лучевая болезнь. Кроме того, эти излучения разрушают ДНК , что приводит к разрушению механизма наследственности и уродству плода человека. (слайды   4-6   )
В 1996 г в Российской Федерации был принят закон «О радиационной безопасности населения» . В Ст.1 дано основное понятие:
Радиационная безопасность населения – состояние защищенности настоящего и будущего поколения людей от вредного для их здоровья воздействия  ионизирующего излучения. (учащиеся записывают в тетрадь по ОБЖ )( сайд7)
При определенных обстоятельствах результате социума могут представлять опасность для вашего здоровья . Проблемы радиационного загрязнения стоят и в нашем регионе. Это Димитровградское НИИ атомных реакторов в Ульяновской области . У него имеется хранилище жидких радиоактивных отходов. ( Вы дополнительно можете прочитать в статье «Плюсы и минусы атомной энергетики» на сайте школы)
            Что бы избежать возможной беды нужны знания и умения . Приступим к изучению новых физических понятий.
III. Изучение новой темы  
 А)    Учитель физики дает понятия (определения проецируются на слайдах через проектор, дети получают опорные конспекты)
Степень и характер отрицательного воздействия радиации зависит от нескольких факторов. Для характеристики вводятся следующие понятия: (Сайды 8-10)
1. Доза поглощенного излучения    D= E/m [ грей ] – это отношение энергии излучения , поглощенной телом , к его массе . 1Гр=1Дж/1кг
Обратная связь .Вопрос классу : Как вы понимаете выражение « Человек получил излучение дозой 0,7 Гр?»
2.Различия биологического действия характеризуют коэффициентом относительной биологической активности –КОБА или k
( сад12)
3. Эквивалентная доза  поглощенного излучения – произведение дозы излучения на коэффициент качества :
                                   H=D/ k
1Зиверт равен эквивалентной дозе , при которой дозе поглощенного гамма-излучения равна 1 Гр.
 
В) Учитель ОБЖ : Поглощенную дозу можно измерять и в рентгенах (Р)
      1Гр приблизительно соответствует 100Р
В медицине применяют единицу 1 бэр.
1бэр=0,01 Гр
Защита от излучения существует: временем , расстоянием и экранированием.
Просмотрвидиофрагмента «Действие населения в зоне радиоактивного заражения»
Учитель ОБЖ: Каковы правила поведения в зонах радиоактивного заражения ?
по слайдам 11-16 и фильму рассказывают о способах и методах защиты.
Учитель ОБЖ: Все вы знаете о ядерных взрывах в Хиросиме и Нагасаке, об аварии в Чернобыле . Валиулина Гульназ подготовила рассказ и компьютерную презентацию о последствиях этих событий. ( просмотр презентации и рассказ ученицы)
Учитель физики: Расскажите о радиационном фоне и искусственном облучении . ( 2 ученика, которые получили задания ранее, делают сообщения о источниках радиации. Желающие дополняют ответы. Обобщает учитель слайд13)
IV.Закрепление
1.Решение задач №1200 –«Сборник задач по физике»,Рымкевич ( на толщину половинного ослабления
                                                  № 1202-«Сборник задач по физике»,Рымкевич ( на предельно допустимые нормы облучения)
2.Учащиеся получают ОК « Гигиенические нормы облучения- НРБ- (1996года)» и работают со слайдом 11
                                               видиозадача из «Видиозадачник по физике». Авторы: Фишман А., Скворцов А., Даминов Р.  КГУ, «Обучающие программы нового поколения»
3. Учитель ОБЖ: Какие права имеют граждане в области обеспечения радционной безопасности? ( право на получение информации, право на комплекс профилактики, право на возмещение ущерба и вреда здоровью,)
А каковы обязанности и какова ответственность? Учащиеся отвечают пользуясь «текстом Закона «О радиационной безопасности населения».
4. Игра «Защита». Игровая ситуация: На расположенной в 60км от города АЭС произошла авария с выбросом радиоактивных веществ. Штаб ГО города подачи предварительного сигнала «Внимание Всем!» передал экстренное сообщение:
            «Произошла авария на АЭС с выбросом радиоактивных веществ. Радиационное облако движется в направлении города и достигнет его через 1,5 часа. Всем организациям приступить к выполнению «Плана действий при аварии на АЭС». Каждый их вас играет роль начальника ГО школы. В предложенной таблице проставить номер по степени важности, т.е очередности выполнения. Если пункт содержит действия не нужны для исполнения поставит прочерк. ( слайды 17-19 на экране )
Действие второе: Все вместе объединимся в команду и примем коллективное решение. Вы заполните ту же таблицу. Общее решение должен принять каждый член команды.
Заполним таблицу.
Действие третье: На слайде показаны № пунктов рекомендованные учителем (штабом города). Подсчитайте индивидуальные ошибки по каждому действию ( разность между рекомендацией и принятым решением по каждому действию). Подсчитайте индивидуальную ошибку всего плана. По той же технологии подсчитайте ошибку коллективного плана.
Сделаем выводы. У какого самая маленькая индивидуальная ошибка?
Если у команды коллективная ошибка ниже любой индивидуальной, то команда -психологически совместимая группа.

Мероприятия защиты
рекомедумые
групповое
ошибка
1
Сделать запас воды в закрытых емкостях, укрыть продукты питания.
4
1
3
2
Всем находящимся в школе разместиться в загерметизированных помещениях укрытия
5
 
 
3
Провести герметизацию помещений укрытия
3
 
 
4
При подходе радиоактивного облака закрыть здание школы
8
 
 
5
Приготовить 2%раствор питьевой соды
-
 
 
6
Сбор сотрудников школы. Доклад об обстановке- сообщается о оставшемся времени до подхода радиоактивного облака. Задания службам ГО школы.
1
2
1
7
С помощью дозиметров контролировать уровень радиации в помещениях укрытия.
7
 
 
8
Провести иодную профилактику
2
 
 
9
После прохождения радиоактивного облака быть готовым покинуть здание школы с использованием СИЗ и защитных свойств одежды
 
 
 
10
Раздать вато- марлевые повязки всем находящимся в школе
6
 
 
11
До подхода радиоактивного облака покинуть зону поражения, двигаясь перпендикулярно направлению ветра
-
 
 
12
Приготовить 5% раствор лимонной кислоты
 
-
 
 

 
 
 
V . Итог урока . Что узнали и для чего это нужно знать? Какие вопросы возникли?
 Оценки за урок и домашнее задание .
Прикрепленный файл Size
обж физика.rar 8.74 MB

»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   

Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн