Submitted by Резида Юсуповна Хадиева on Wed, 26/05/2010 - 13:43
Неживая и живая природа. Явления природы.
Цели урока: Дать учащимся первоначальное понятие о природе в целом, живой и неживой природе; познакомить с понятием «явления природы», «сезонные явления».
Ход урока
I.Организационный момент
II.Вступительная беседа
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года-
Это все вокруг…(природа)
- Какая бывает погода летом?
- Какие вы наблюдали дожди? Если вы видели грозу, расскажите о ней.
- Какая летом бывает вода в водоемах – теплая или холодная?
- Что интересного вы заметили в жизни растений?
- Видели ли в насекомых, рыб, птиц и других животных? Если вы наблюдали за ними, то расскажите, что интересного заметили в их жизни.
Обобщение ответов детей и выводы: летом чаще всего бывает теплая погода и даже жаркая, летние дожди непродолжительные, иногда бывают грозы. Вода в водоемах теплая, можно купаться. Все растения зеленые, многие из них цветут. Летом созревают плоды и ягоды. Всюду много насекомых и птиц и т.д.
III.Знакомство с живой и неживой природой
- На уроках природоведения мы изучаем природу. А что же такое природа? Посмотрите в окно. Что вы там видите? (Деревья, небо, облака, дождь, земля и т.д.)
- Посмотрите на подоконники в классе, что видите? (Комнатные растения.)
Учитель обобщает: « Летом вы купались в реке, озере, некоторые – в море.
Вы наблюдали дождь, радугу, смотрели на птиц. Так вот, и лес, и река, и небо, и воздух, которым мы дышим, и вода, которую мы пьем, и дождь и снег – все это природа. Не относится к природе лишь то, что сделано руками человека. Вся природа делится на живую и неживую».
Работа по картинам на доске.
- Давайте определим группу предметов живой природы и группу предметов неживой природы.
Рассмотрим комнатные растения, стоящие на окнах: за год они выросли, у них стало больше листьев, они стали выше. А рост – это один из признаков всего живого. Живые существа дышат, питаются, растут, размножаются и умирают.
С целью закрепления знаний и живой и неживой природе выполняется задание в учебнике (с.14): дети делят все предметы на две группы, приводят свои примеры.
Следует обратить внимание учащихся на объекты, не относящиеся к природе, - мост, здание, памятник. Они сделаны руками человека.
- А как связаны между собой живая и неживая природа? Рассмотрите схему в учебнике на с.15.
Вспомните, что необходимо растениям и животным для жизни? (Воздух, вода, пища, тепло, свет.)
Дети рассматривают схему в учебнике и делают вывод: без тепла и света, без воздуха и воды живые существа не могли бы жить.
IV.Физкультминутка
Стали мы учениками,
Соблюдаем режим сами:
Утром мы, когда проснулись,
Улыбнулись, потянулись,
Для здоровья, настроенья
Делаем мы упражненья:
Руки вверх и руки вниз,
На носочки поднялись.
То присели, то нагнулись
И опять же улыбнулись.
А потом мы умывались,
Аккуратно одевались.
Завтракали не торопясь,
В школу, к знаниям, стремясь.
V.Явления природы. Практическая работа
В природе постоянно происходят изменения: то дует ветер, то идет дождь, то выпадает снег, то появится на небе радуга. Весной листья на деревьях вырастают, а осенью опадают. Все эти изменения в природе называются природными явлениями или явлениями природы. Очень многие явления природы связаны со сменой времен года (сезонов), поэтому они называются сезонными.
- Сколько вы знаете времен года (сезонов)? (Четыре – весна, лето, зима, осень.)
Сейчас мы разобьемся на четыре группы. Каждая группа будет изображать одно из времен года. Группа должна выявить не менее 5 сезонных явлений.
Например, зима:
1.идет снег;
2.вода замерзла на реке, превратилась в лед;
3.листва на деревьях опала;
4.птицы улетели;
5.день короткий, ночь длинная.
Выслушиваются выступления всех групп. Учитель еще раз обращает внимание детей на предметы живой и неживой природы. Подводится итог работы групп.
В конце урока учитель может задать вопрос:
- А человека куда мы должны отнести? (Человек – часть живой природы.)
VI.Закрепление изученного
-Какая бывает природа? (Живая и неживая.)
- Что из перечисленного относится к неживой природе: орел, туман, человек, насекомое, месяц, мороз? (Туман, месяц, мороз.)
- Приведите по три примера живой и неживой природы.
- Человек вырастил богатый урожай пшеницы. Пшеница - это объект природы, или изделие человека? ( Пшеница – часть живой природы.)
- Какое изделие когда – то было частью живой природы: а) кирпичный дом; б) льняное полотенце; в) глиняная кружка; г) стальной нож? (Льняное полотенце сначала было растением.)
- Что такое явление природы? (Все изменения, происходящие в природе.)
- Что называется сезонными явлениями? (природные явления, которые связаны со сменой времен года.)