Дети входят в класс со звонком. Открывается слайд с записью стихотворения.(читает учитель)
Мы знаем время растяжимо СЛАЙД № 2 «Стих»
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.
Бывают у него застои
А иногда оно течет
Ненагруженное, пустое
Часов и дней напрасный счет.
Пусть равномерны промежутки
Что разделяют наши сутки
Но положив их на весы
Находим долгие минутки
И очень краткие часы.
УЧИТЕЛЬ: Ребята о чем я прочитала стихотворение ? (О времени)
О каких единицах времени говорит автор? (Час, день, сутки)
Что он хотел рассказать о них? (Каждая единица времени протекает по своему, но содержимое времени зависит от человека и что тратить его попусту не стоит).
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ УРОКА
Как много можно сделать за одну минут. Некоторые ребята нашего класса за
минуту успевают прочитать 130 слов. И мы сейчас с вами, не теряя ни минуты, начнем урок.
УЧИТЕЛЬ: Кто из вас мечтает побывать в космосе?
Сегодня на уроке ваша мечта сбудется. СЛАЙД № 3 «Солнечная система»
Предлагаю вам совершить небольшое путешествие по нашей Солнечной системе, а так как полет совершится во время математики, мы с вами обобщим наши знания по теме «Единицы времени», а так же вспомним, что мы знаем из окружающего мира о Солнечной системе.
Но прежде чем отправиться куда-нибудь мы должны проверить всё ли у нас остаётся в порядке и готовы ли мы к путешествию.
Я сочинял стихи о своих друзьях 3 час 17 минут. Сколько минут я занимался этой трудной работой?
СЛАЙД № 6 «Кот Леопольд»
Я терпел обидные выходки мышей 1 месяц 2 недели и 3 дня. На какой по счёту день моё терпение лопнуло?
СЛАЙД № 7 Герои из сказки «Волшебник изумрудного города».
Мы летели на воздушном шаре 1 сутки и ещё 15 часов. Сколько времени мы затратили на полёт?
Учитель. Молодцы! С заданиями вы справились, отправляемся в полёт. А на каком транспорте мы можем полететь в космос? Конечно же, для полета нам нужна ракета.
СЛАЙД № 8 «Ракета № 366»
МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ.
Учитель: Номер нашей ракеты вы узнаете, если назовете, сколько дней у нас в високосном году? (366). С помощью этих цифр образуйте все возможные трехзначные числа и запишите их.
(Звучит музыка)
РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА
УЧИТЕЛЬ: Держим курс на Солнце. Я предлагаю туда лететь. Вы все согласны?
СЛАЙД № 9 «Солнце»
Ученики: Нет. На Солнце лететь нельзя. Температура – 6000˙ жары, а у нас летом бывает 30˙ и то, мы не выдерживаем.
Да и далековато. Расстояние от Земли до Солнца 150000000 км.
Если бы мы решили поехать на карете, нам понадобилось бы 500 лет. А сколько это веков? (5 в)
Если ехать на автобусе понадобится в 5 раз меньше времени. Сколько это лет? (100 лет).
УЧИТЕЛЬ. Ну, а если на самолете, то в 10 раз меньше. Сколько лет понадобится лететь на самолете? (10 лет.) Как узнали? (100: 10 = 10 лет)
10 лет – это сколько месяцев? (120 месяцев 12 ∙10= 120)
А наша ракета преодолеет это расстояние за один год. Сколько это дней, если учесть, что он совпадает с номером нашей ракеты? (366)
А солнечный лучик преодолевает это расстояние за 8 минут.
УЧИТЕЛЬ: А вообще, что такое Солнце?
УЧЕНИК. Солнце – это не планета, а газовая раскаленная звезда.
А чтобы узнать, куда же мы отправимся с вами, мы должны вспомнить все единицы времени, которые нам известны, и заполнить таблицу.
СЛАЙД № 10 «Таблица единиц времени»
Составление и запись таблицы
1 в. = 100 г.
1 г. = 12 мес.
1 сут. = 24 ч
1 ч = 60 мин
1 мин = 60 с
УЧИТЕЛЬ: Запишите таблицу в тетрадь. 1 вариант – начиная с маленькой единицы.
2 вариант – с большей.
СЛАЙД № 11 «Марс»
УЧИТЕЛЬ. Что мы с вами знаем о Марсе?
Информация ученика.
УЧЕНИК. Ученые считают. Что условия на Марсе близки к земным.
УЧИТЕЛЬ. Чтобы нам не терять время в пути, вспомните какие операции вы можете выполнять с единицами времени? (Можем преобразовывать именованные числа, складывать и вычитать единицы времени, решать задачи, сравнивать).
УЧИТЕЛЬ. Тогда за дело.
Работа по учебнику.
а) Стр. 56 Задача № 289 (1).
- Что значит 8 часов утра? Сколько часов от начала суток уже прошло? (8)
- Сколько ещё осталось? (24 – 8 = 16)
- Как узнать во сколько раз оставшаяся часть больше прошедшей? (делением)
Запись решения на доске.
УЧИТЕЛЬ Внимание! Наша космическая ракета попала под метеоритный дождь. Необходима информация что это за дождь?
СЛАЙД № 12 «Метеоритный дождь»
Информацию дает ученик
УЧИТЕЛЬ: Чтобы преодолеть это препятствие, надо решить следующую задачу.
б) Стр. 56 Задача № 289 (2)
Сколько см проходит мальчик за 1 секунду? (2 шага по 40 см, значит 80 см)
Какое расстояние он пройдёт за 10 секунд? Каким действием узнаете?
Запись решения
УЧИТЕЛЬ: Метеоритный дождь не прекращается. Решаем еще задачу.
в) Задача. СЛАЙД № 13 «Задача»
Самый тяжелый из найденных метеоритов. Метеорит Гоба, его масса 66 т. Метеорит Анигито в 2 раза легче. Найдите массу метеоритов.
Вопросы к задаче: что известно о массе метеорита Гоба?
Известна ли масса Ангито?
Что надо узнать?
(Самостоятельно записали решение задачи)
66:2=33(т)
66+33=99(т.)
УЧИТЕЛЬ. Устали ? Отдыхаем! ФИЗМИНУТКА.
Физкультурная минутка составлена из упражнений, имитирующих работу часов. Например:
1) "Часики" - повороты глазами влево - вправо без поворота головы.
2) "Маятник" - наклоны туловища влево и вправо, а затем вперед и назад.
3) "Колесики" - круговые движения согнутыми в локтях и приставленными к плечам руками.
4) "Будильник" - хлопки над головой.
5) "Пружинка" - приседания.
6) "Часы идут, идут, а с места не сойду..." - ходьба на месте.
УЧИТЕЛЬ. Метеоритный дождь так и не прекратился, значит, на Марс мы уже не попадем. Держим курс на Луну. А что нам известно о Луне? СЛАЙД № 14 «Луна»
Луна – единственный спутник солнечной системы, который притягивается Солнцем. Луна – самая близкая соседка Земли. На Луне нет воздуха и воды.
УЧИТЕЛЬ. Луноход – вездеход
Нам с Луны приветы шлет
Говорит, дела в порядке –
Если тест решат ребятки.
Лунные жители устроили для нас экзамен. Нужно быстро решить тест, который относится к нашей теме. ( У каждого на парте тест.) Вы должны подтвердить свои знания правильными ответами.
3. Выполнение тестовых заданий.
1. Запиши в тетрадь недостающие единицы измерения.
4) В каком выражении знак сравнения поставлен неверно?
А) 1 век > 207 лет;
Б) 2 мин.50сек.<200 сек.
В) 2 ч. > 100 мин.
5) Солнце взошло в5 ч. 10 мин., а зашло в 18 ч. 10 мин. Найди продолжительность дня.
А) 24 ч.
Б) 13 ч. 12 мин.
6.) Занятия начинаются в 9ч. 30 мин утра – 4 часа в классе и 1 час в спортзале. В какое время заканчиваются занятия ?
А) 12 ч. 30 мин.
Б) 14 час.
В)14 ч.30 мин.
7) Найди значения выражения: 7 сут. 15ч. + 9 сут. 20 час.
А) 16 сут.35 ч.
Б) 1635 ч.
В) 163 сут.5 ч.
Г) 17 сут. 9 ч.
СЛАЙД № 15 «Тест с правильными ответами»
Дети проверяют свои работы. У кого нет ошибок отправляются на Землю с оценкой «5», 2 ошибки – с оценкой «4», 3 ошибки – с оценкой «3».
УЧИТЕЛЬ: Завершаем наш полет.
Наступает миг – пора!
Наконец вся детвора
Из полета возвратилась
И на Землю приземлилась!
СЛАЙД № 16 «Земля»
(Информацию о Земле читает ученик)
ИТОГ УРОКА.
· Вспомните, какие трудности вам пришлось преодолевать?
· Что интересного узнали?
· Что повторили?
· Что больше всего понравилось решать?
· УЧИТЕЛЬ: Юрий Гагарин вернувшись из полета сказал: «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди будем хранить, и приумножать эту красоту, а не разрушать ее»
· Наш урок подошел к концу. Спасибо за урок. Вы меня порадовали своими ответами и активной работой на уроке.