Официальный сайт 4stupeni 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Люблю природу русскую

Submitted by Елена Геннадьевна Березина on чт, 27/05/2010 - 13:26
Данные об авторе
Автор(ы): 
Березина Елена Геннадьевна
Место работы, должность: 
МОУ Чулковская сош. Учитель начальных классов
Регион: 
Владимирская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Литературное чтение
Цель урока: 
1.Познакомить детей с творчеством поэтов и художников Владимирской области; 2.Развивать у детей способности полноценно воспринимать художественные произведения, в частности стихи и эмоционально откликаться на прочитанное; 3.Развивать поэтический слух детей, накапливая опыт слушания, изящной словесности; 4. Продолжить работу над умением находить в стихах сравнения. Олицетворения. Эпитеты. 5.Воспитывать у учащихся любовь к родному краю, родной природе, к литературному слову/русского языка/, чувства гордости за свою малую родину.
Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
10
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

1.Книга «Тропинка», сборник стихов Гончара, Фатьянова, Солоухина, Харузиной и др.
2.Рисунки художников о родной природе.
3. Альбом «Местные поэты и писатели»
4.Карта Владимирской области.
Используемое оборудование: 

 

Слайды о зиме, графопроектор, проигрыватель с пластинками /музыка о зиме/.
Краткое описание: 
1.Орг. момент. 2. Целевой настрой, чтение стиха, сообщение целей урока 3Беседа о красоте родной природы. 4. Работа со стихами. 5.Обобщение . 6. Подведение итогов урока

 

1. Орг. Момент.
Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
А ну-ка, дети, встаньте в ряд.
Я - командир, вы - мой отряд.
Садитесь и слушайте внимательно.
2.Чтение стиха, целевой настрой.
На фоне музыки звучит стихотворение.
                                                 Н.Рыленков.
Все в тающей дымке:
Холмы, перелески
Здесь краски не ярки
Здесь звуки не резки.
                                                  Здесь медленны реки,
                                                  Туманны озера
                                                  И все ускользает от беглого взора.
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
                                                        Здесь мало услышать,
                                                       Здесь вслушаться нужно,
                                                        Чтоб в душу созвучья
                                                        Нахлынули дружно,
Чтоб вдруг отразили
Бездонные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.
-Подумайте, о чем мы будем сегодня говорить?
Внимание! Даю целевые установки!
Сегодня на уроке:
1.      Познакомимся с творчеством поэтов и художников Владимирской области.
2.       Так как мы недостаточно выразительно читаем, продолжим работу по выработке навыков выразительного чтения.
3.       Мы должны проникнуться уважением и любовью к родному краю. Родной природе.
4.      Мы продолжим работу по выработке умений анализировать, находить сравнения, олицетворения, эпитеты.
Сегодня на уроке мы совершим заочное путешествие по Владимирской земле и вместе с её поэтами и художниками полюбуемся красотой застенчивой русской природы.
3.Рассказ о красоте родной природы.
На диапроекторе мелькают слайды с картинками.
Что за пурга во дворе! Идет снег, а ветер кружит его, снова вздымает вверх, гонит по полю белым крутящимся вихрем. Напоследок разгулялась зима, - видно, хочет высыпать на поля, на леса, весь свой остаток снега.
Как хорошо бывает, когда утихнет метель и небо разъясниться, тогда хочется побродить по лесу. Вот мы с вами и в нем!
Все кругом – и кусты и деревья – завалено снегом. Под его тяжестью молодые деревца согнулись в дугу, белыми арками перекинулись через тропинку. Под такой аркой надо пробираться с опаской, чтобы не задеть за неё, иначе на вас осыплется вся масса снега. Но беда в этом невелика. Зато поглядите, как ослепительно белеет на солнце свежий, только что выпавший снег и какие ярко- синие тени лежат на нем от деревьев. Покрытые снежными кружевами деревья оцепенели в зимнем сне. Глубок зимний сон природы, но везде теплится жизнь. Сверкает снег. Вспыхивают и гаснут искры – блестки. Хорош лес в зимнем уборе!
-Ребята, закройте глаза и шепотом произнесите «зима».
-Какое чувство у вас возникло?
-Какие картины возникли в вашем воображении?
-А какие снежные слова вы могли бы назвать?
4. Работа со стихами.
Итак, в путь , друзья!
Но чтобы наше путешествие в мир поэзии было успешным, давайте выполним правила чтения стиха.
1.      При чтении стиха наизусть темп чтения должен быть в 2 раза медленнее, чем при обычном чтении.
2.      Делайте паузы: конец строчки /раз/
                                               , /раз, два/
                                            - /1,2,3/
                                           . /1,2/
                                    …/ подумай о чем- то, но вслух не говори/
3.Перед . /голос повышается, перед   ,    понижается/
4.Выделяй голосом главное слово в строчке.
5. Стихи о природе читай воодушевленно, радостно/ потому что мы любуемся природой/
-Какие же стихи вы приготовили к сегодняшнему уроку внеклассного чтения?
Алена Рябкова В.Солоухин «Скворцы»
- Скажи, почему в этом стихотворении повторяется строчка:
Все скворечники смотрят на юг?
(это главная мысль, птицы должны вернуться на родину)
-Но сейчас еще зима, а что вы делаете для того, чтобы помочь пережить птицам это трудное время?
Ребята, среди зимних слов. Которые вы называли было и слово снежинка.
-Вы видели снежинки?
- Какие они? ( шестигранные звездочки, фигурные, пушистые, легкие, невесомые, нежные, искристые, холодные)
- Протяните ладошку и представьте, что сейчас к вам на неё упадет снежинка.
- Какая снежинка упала на вашу ладошку?
- Как называются такие слова?
А вот Лиза Макарова нам сейчас прочитает стихотворение о снежинках. «Снежинки А.Фатьянов.
-Какие эпитеты использует автор для описания снежинок ? ( сверкающая, легкая. самая хорошая).
Свое стихотворение хочет прочитать Максим Кошелев Н.Ковалевский «Я люблю пурги повадки»
-Какие олицетворения и сравнения использует автор в этом стихотворении? ( пурга прядет пряжу, калитка стучит как ткацкий станок, ткань оденет страну и деревню)
1 включение учителя.
Красоту родной природы , оказывается можно воспевать не только поэтическим словом , но и кистью. Художники , которые на своих полотнах изображают родную природу. Пейзаж, называются пейзажистами. Одним из признанных мастеров этого жанра является И.И.Левитан. Вот перед вами его картины. Сколько в них тепла и красоты. Левитан не раз посещал наш Владимирский край и даже некоторые зарисовки для своих картин сделал у нас в д.Чулково.
Родную природу любил изображать на своих картинах наш земляк, выпускник Чулковской средней школы Евгений Маяцкий. Школе он подарил несколько своих картин. Одну из них мы видим с вами на нашей выставке. Долгое время в школе , учителем истории работал Малинов Николай Дмитриевич, проживавший в г. Гороховце. Но наравне с этим он был замечательным художником. Он видел красоту там, где мы ее порой не замечаем. Вот на нашем вернисаже одна из его картин.
-Ребята, посмотрите на эти картины, не возникают ли в вашем воображении , знакомые места нашего поселка, похожие на те , что изобразили художники.
5. Продолжение.
Давайте продолжим наше путешествие.
Когда мы гуляем по зимнему лесу и наблюдаем за деревьями, то иногда замечаем на них долго висят сухие листочки, они ни как не хотят расставаться со своей веткой.
Вот о таком листочке и расскажет нам Саша Антяшов «Листок среди зимы» А.Шлыгин.
-Как вы думаете, почему листок так упорно не хочет расстаться со своей веткой?
 ( это его дом, семья).
Мы с вами путешествуем по городам и селам Владимирской области .Сколько удивительных мест. Поселков и деревень есть у нас, сколько интересных названий. Вот одно из них село Небылое. О нем хочет прочитать стихотворение Катя Полянская. В.Полторацкий «Село Небылое»
- Что общего в описании села Небылова можно найти с нашим поселком?
Свое стихотворение хочет прочитать Настя Зверева Т.Андреева «Спят под снегом».
- Какие сравнения использует автор в своем стихотворении?
 (снег скрипит –как свежий огурец, месяц как леденец)
Внимание! Работа над техникой речи!
1.1Дыхательные упражнения
- Встань. Глубокий вдох на счет 1-5.
Задержка дыхания 1-3.
Выдох 1-10
На выдохе скороговорка «Как у горки на пригорке жили 33 Егорки».
1.2 Упражнения для развития голоса.
1.3 Упражнения для развития хорошей дикции.
Кто хочет разговаривать
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно
Чтоб было все понятно.
                                                            Мы будем разговаривать
                                                             И будем выговаривать
                                                           Так правильно и внятно,
                                                          Чтоб было все понятно.
Динамическая пауза ( на фоне музыки)
Ребята , я смотрю вас совсем заморозила зимушка- зима, давайте немножко погреемся. А что согреет лучше ,чем игра. Я предлагаю поиграть в игру «Снежки».
Ну вот, мы с вами погрелись, поиграли, а теперь зимушка- зима подготовила нам свои загадки, которые опустились к нам на легких снежинках.
1.Снег на полях,                                                               2.Растет она вниз головой,
Лед на реках,                                                                      Не летом растет, а зимой.
Вьюга гуляет                                                                      Но солнце ее припечет,
Когда это бывает?                                                           Заплачет она и умрет.
3.Прозрачен, как стекло                                                4.Бел да не сахар,
А не вставишь в окно.                                                          Ног нет, а идет.
5.Не зверь, а воет                                                                 6.Кручу, урчу, знать никого не хочу.
7.Без рук, без ног,                                                                  8.Летом гуляет, а зимой отдыхает.
А рисовать умеет.
9.Что за звездочки сквозные.                                               10. Зимой и летом одним цветом.
На пальто и на платке                                                            12.Вьется, извивается,
Все сквозные, вырезные                                                             В небо устремляется.
А возьмешь, вода в руке.                                                                     
11.У бабушки над избушкой
Висит хлеба краюшка,
Собаки лают, а достать не могут.
А сейчас мы приближаемся к нашему старинному городу Гороховцу. Здесь тоже есть много замечательных поэтов. Об одном из них расскажет Алена Кренделева Л.Никифорова «Зима».
-Какие зимние забавы описывает поэтесса в своем стихотворении?
-А во что вы любите играть?
Ребята, а какие явления природы мы наблюдаем зимой?
 
Про вьюгу говорят воет, кружит, стучит, метет.
А вот какая еще бывает вьюга? Послушайте об этом в стихотворении, которое подготовил Роот Федор «Вьюга» С.Дроздов.
-Какие олицетворения использует автор в этом стихотворении?
(вьюга воет волком, трубит слоном, рычит львом, шумит, топает, ревет)
А теперь свое подготовленное стихотворение прочитает Агата Корпатенкова В.Гончар «Снег искриться»
- Чем тебе понравилось это стихотворение?
Но какой бы снежной и суровой не была зима, на смену ей обязательно придет весна.
6.Обобщение
 Страх зима еще наводит
То всерьез , а то для виду,
Скоро отдыхать уходит
В ледяную Антарктиду
                                               Ветры снегом обжигают,
                                              Завывают в трубах глухо,
                                             До последнего гуляет
                                             Седовласая старуха.
На глазах растут сугробы,
В поте трудится февраль.
Но не зря высокой пробы
С крыши свесился хрусталь.
                                                     Погулять выходит солнце
                                                     Из-за ватных серых туч,
                                                     Подмигнет в мое оконце
                                                     Золотистый бросив луч.
Все вокруг в снега одето
Не очнулось ото сна,
Но уже грача с приветов,
 Собирает к нам весна
Это стихотворение так же написал наш земляк В.Гончар.
- Какие приемы литературной словесности, чтобы показать красоту родной природы использует автор?
- Какие олицетворения?
- Какие эпитеты и сравнения.
7. Итог урока.
Вот и закончилось наше путешествие по литературному Владимирскому краю.
- Давайте еще раз вспомним с творчеством каких писателей мы познакомились?
О выставке.
Все стихи, которые сегодня прозвучали, вы можете найти в сборниках помещенных на нашей сегодняшней выставке. Здесь и сборники тех поэтов, о творчестве которых мы не говорили сегодня на уроке. Это: Наталья Семякова, Павел Смирнов, Владимир Соболев, Юрий Синицын, Ирина Шевелева, Владимир Забабашкин и др., прозаики: Лев Марфенин, Николай Андреев и наш Чулковский писатель Александр Петухов.
Эти книги вы можете взять в нашей школьной библиотеке.
Урок закончен.
 
 

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн