1. Организационный момент. Повторение пройденного, подготовка к восприятию нового материала
1)Сегодняу нас серьезный разговор и прежде, чем начнем, мы проверим, знаем ли самих себя. Можем мы заняться серьезной работой?
Посмотрите внимательно на фигуры и выберите ту, которая больше всего вам нравится.
Из 4 символов (круги, квадраты, треугольники, линии) выберите тот, который подходит вам больше всего, и запишите его буквой, потом подпишем цифры и подсчитаем результат.
Деятельный
А4
Б8
В2
Г10
Спокойный
А10
Б8
В2
Г4
Уверенный
А10
Б8
В6
Г2
Неуверенный
А10
Б8
В2
Г6
1.От 8 до 13 баллов: ваше поведение зависит от окружающих, легко падаете духом, нельзя сказать, что вы хозяева своего слова, слишком эмоциональны.
2.От 14 до 20 баллов: вы практически относитесь к себе, стремитесь найти свой стиль. Если чувствуете, что не правы, вы отказываетесь от неправильной позиции.
3.От 21 до 27 баллов: считаете себя непогрешимым, но всё же подвержены внешнему влиянию. Стремитесь во всём найти золотую середину.
4.От 28 до 34 баллов: вы нелегко отказываетесь от своих взглядов. Чем больше на вас влияют, тем больше вы сопротивляетесь. Вы боитесь попасть в неприятную ситуацию.
5.От 35 до 40 баллов: если вам что-то придёт в голову, то вас никто не переубедит. Всегда идёте к выбранной цели. Вам надо поменьше упрямиться.
Анализируется работа учащихся.
-Знание права нам поможет лучше ориентироваться в жизни. Вспомним, какое место занимает право в обществе:
-Значение права в различных сферах жизни:
2).В каких из ниже перечисленных фраз идет речь об экономическом поведении, а в каких - о неэкономическом?
o Получение работником зарплаты на предприятии.
o Посещение церкви верующим.
o Покупка дачного участка.
o Чтение газеты вслух в семейном кругу.
o Выплата молодой матери пособия на ребенка.
o Выступление гражданина на митинге.
o Ежедневные прогулки с собакой.
o Еженедельная игра в теннис с соседом.
o Получение пенсии пенсионером.
o Обучение на платных курсах английского языка.
o Участие в выборах.
o Хранение денег в сберегательном банке.
o Поездка в гости к бабушке.
o Предоставление пенсионерам права бесплатного проезда в городском транспорте.
o Помощь другу в решении трудной задачи.
o Выращивание овощей и фруктов на дачном участке.
o Обучение русскому языку в школе.
o Путешественник в лесу утоляет жажду водой из ручья.
o Путешественник в пустыне утоляет жажду водой из фляги.
o Скупой рыцарь перебирает свои сокровища в сундуке.
o Родители решили купить новый телевизор.
o Ребенок играет в песочнице.
2.Основная часть. Объяснение нового материала. Использовать схемы, таблицы.
* Что такое экономика?
Приступая к изучению экономики, прежде всего, необходимо выяснить, как возникла и как развивалась наука экономика. Истоки экономической мысли уходят своими корнями в глубокую древность. Уже первобытные люди владели началами экономических знаний, имели некоторые представления об отношениях, складывающихся между членами первобытной общины по поводу производства, распределения, обмена и потребления, жизненных благ. «Если заставить человека отказаться от потребления, он откажется производить», говорил Давид Рикардо. Действительно, с момента своего появления, человек выступал одновременно в двух неразрывных ролях: производителя товаров и их потребителя. Занимаясь охотой, рыбной ловлей, собирательством, примитивным земледелием древние люди предполагали потребить произведенные ими продукты, иначе сама их деятельность теряет смысл. В ходе производства, потребления, обмена человек вступал в экономические отношения с другими людьми. Как поделить убитую на охоте добычу? Стоит ли сообщать соплеменникам о полянке, где много жирных вкусных гусениц? На сколько рыб можно обменять каменный топор? Рациональное решение всех этих задач предполагает формирование и развитие у человека экономического мышления. Таким образом, человек разумный постепенно становился человеком экономическим.
Накопленные экономические знания и опыт рационального поведения передавался от взрослым к детям. Однако эти представления ещё не выделялись в самостоятельную область знаний
Разобраться в секретах устройства экономики люди пытались еще во времена Древней Греции. Во всяком случае, в трудах Аристотеля, который известен как один из самых выдающихся философов в истории человечества, создатель социологии - науки о человеческом обществе и воспитатель знаменитого императора Александра Македонского, немалое место занимали вопросы экономики.
Он ввел термин «экономика» в научный оборот, составив его из двух греческих слов: «ойкос» - домашнее хозяйство и «номос» - закон, так что «экономика» в переводе с древнегреческого обозначает « законы ведения домашнего хозяйства». Этот термин рассматривается в двух значениях: экономика как хозяйство и как область знаний.
Варианты ответов учащихся:
«Экономика- это знания о …»;
«Экономика- это умения…».
Основными сферами экономики являются: производство, распределение, обмен, потребление.
*Зачем нужна экономика? Как хозяйство - включает в себя производство товаров и услуг. Как наука - учить людей зарабатывать себе на жизнь, а потом это заработанное тратить.
Экономика принимает активное участие в удовлетворении потребностей людей, обеспечивает
жизнь и деятельность человека. Существует много способов обеспечить свою жизнь. Можно жить с земли: вести натуральное хозяйство, кормиться с огорода, охотиться или рыбу ловить. Тому, кто так живет, и деньги-то не нужны. Можно наняться на работу - получать зарплату. Можно на свой страх и риск стать предпринимателем: то есть поставить перед собой задачу систематически получать прибыль, зарегистрироваться и рискнуть тем, что имеешь.
Производство - натуральное
- товарное
*Основные участники.
Производитель = заинтересован в чем? ( результат при наименьших затратах)
= получит что? (доход, прибыль).
Потребитель = стремится к чему? (Извлечь пользу с наименьшими затратами).
* Производство – это такой элемент экономики, в результате которого на рынке появляются самые разнообразные товары.
* Обмен – это такой элемент экономики, которые возникают между предприятиями-изготовителями и покупателями.
* Распределение. В результате действия этого элемента потребитель получает нужный ему товар в удобном для него месте, в удобное для него время, в нужном для него количестве.
Несмотря на большое количество посредников, ставящих на товар свою наценку – потребитель покупает товар по приемлемой для него цене. Почему? Обоснуйте свой ответ.
* Потребление – этот элемент представляет собой использование товара потребителем по назначению – удовлетворение потребности.
Для обсуждения:
-Какая- то потребность удовлетворена, а дальше что? Дальше она никогда не возникнет?
-В ходе потребления товар – благо либо исчезает, либо утилизируется.
А потребности?
Используются товары на столе учителя:
-Какие потребности считаются разумными? Чем объяснить необходимость разумного ограничения потребностей?
-Что такое ложные потребности? В чем их особенность?
Вывод.
Потребности постоянно возникают и усложняются. Производство восстанавливает исчезнувшие блага, создает новые в зависимости от спроса потребителей или на свой страх и риск.
В результате взаимосвязи производства с потреблением общество развивается по пути прогресса.
3.Заключение урока.
Вопросы для закрепления:
-Купили буханку хлеба и съели ее.
-Купили наручные механические часы и пользуемся ими.
Какие потребности удовлетворены, а дальше что?
Задание на дом.
Ответить на вопрос: -Покупательские мотивы делятся как эмоциональные и рациональные. Какие мотивы преобладают у тебя?
Заполнить таблицу на странице 96 § 8. Основные сферы экономики. Вписать перечисленные виды экономической деятельности в соответствующую графу таблицы.