Тема : « Урок – викторина по сказкам Андерсена» ( 5 класс )
Цели: 1. знакомство с некоторыми фактами биографии Ганса Кристиана Андерсена;
2. вызвать интерес учеников к чтению сказок Андерсена;
Оборудование:карточки с заданиями и вопросами.
Ход урока:
Организационный момент.
Сообщение темы и целей урока.
Сегодня мы проведём необычной и интересный урок. Это будет урок – викторина по сказкам Андерсена. На предыдущих уроках мы прочитали и просмотрели несколько фильмов из сборника «Сказки Андерсена».
3. Просмотр презентации « Андерсен и его сказки» подготовленной учеником.
Деление на команды, придумать название команды и выбрать капитана.
Вам придётся разбиться на команды и придумать название, связанное с именем Андерсена или с его сказочными героями. Также выберите капитана своей команды.
Объяснение хода игры.
В игре участвует 3 команды: «Маленькие Гансы», « Сказочники», «Дикие лебеди».
Вопросы задаются поочередно каждой команде. За каждый правильный ответ команда зарабатывает 1 балл, если ответит на вопрос другой команды верно, то получит 2 балла. За нарушение дисциплины снимаются 0,5 балла. Урок – викторина пройдёт в 5 этапов.
Первый этап:
1. Как начинаются русские народные сказки?
Конечно: « В некотором царстве, в некотором государстве жил-был… » у Андерсена
всё иначе. Помните ли вы, какие сказки открываются словами:
« Шёл солдат по дороге: раз-два! Раз-два! Ранец за спиной сабля на боку»?
2. Как начинаются русские народные сказки?
Конечно: « В некотором царстве, в некотором государстве жил-был… » у Андерсена всё иначе.
Помните ли вы, какие сказки открываются словами:
« Видали ли вы когда-нибудь старинный деревянный шкаф, совсем почерневший от времени… »?
3. Как начинаются русские народные сказки?
Конечно: « В некотором царстве, в некотором государстве жил-был… » у Андерсена всё иначе.
Помните ли вы, какие сказки открываются словами:
« Ну, начнём! Дойдя до конца истории, мы будем знать больше, чем теперь…»?
Второй этап:
1. В сказке зачастую самые обыкновенные предметы получают необычное назначение.
Одна андерсеновская героиня пишет письмо – на чём бы вы думали? – на сушеной треске. Что
это за сказка?
2. В сказке зачастую самые обыкновенные предметы получают необычное назначение
В какой сказке герой в качестве транспортного средства использует… нет-нет, не ковёр-
самолёт, не Сивку – Бурку, а … предмет-мебели?
3. В сказке зачастую самые обыкновенные предметы получают необычное назначение.
Всем известен оловянный солдатик за его потрясающую стойкость. А помните ли вы, кто его
родители и сколько у него братьев?
Третий этап: « Природные явления в сказках Андерсена»
Необыкновенное поистине сказочное истолкование получают у Андерсена многие природные
явления. Вот, например…
Коротая с детьми зимние вечера, бабушка рассказывала им разные интересные истории.
Как – то она поведала про то, что такое снег и откуда берутся ледяные узоры на окнах.
Помните ли вы эту историю? А название сказки и имена детей?
Необыкновенное поистине сказочное истолкование получают у Андерсена многие природные
явления. Вот, например…
Какая легенда бытует среди жителей Крайнего Севера о возникновении северного сияния? В
какой сказке говорится об этом?
3. Необыкновенное поистине сказочное истолкование получают у Андерсена многие природные
явления. Вот, например…
В одной из сказок Спички, рассказывая о своём детстве, умиленно вспоминают, как пили по
утрам «бриллиантовый чай». Догадались ли вы, о каком «чае» идёт речь?
Четвёртый этап: « Афоризмы»
Русская пословица говорит: «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь». А мы с вами попробуем «поймать» слово и даже определить, из чьих уст оно «вылетело». Итак, кому из андерсеновских персонажей принадлежат следующие афоризмы?
« А король – то голый!»
Русская пословица говорит: «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь». А мы с вами попробуем «поймать» слово и даже определить, из чьих уст оно «вылетело». Итак, кому из андерсеновских персонажей принадлежат следующие афоризмы?
« Песнями сыт не будешь, чириканьем зимой не согреешься.»
Русская пословица говорит: «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь». А мы с вами
попробуем «поймать» слово и даже определить, из чьих уст оно «вылетело». Итак, кому из
андерсеновских персонажей принадлежат следующие афоризмы?
« Да, позолота – то сотрётся, свиная кожа остаётся!»
Русская пословица говорит: «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь». А мы с вами
попробуем «поймать» слово и даже определить, из чьих уст оно «вылетело». Итак, кому из
андерсеновских персонажей принадлежат следующие афоризмы?
« Не беда появиться на свет в утином гнезде, если ты вылупился из лебединого яйца!»
Русская пословица говорит: «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь». А мы с вами попробуем «поймать» слово и даже определить, из чьих уст оно «вылетело». Итак, кому из андерсеновских персонажей принадлежат следующие афоризмы?
« Я слишком тонка, я не создана для этого мира!»
Русская пословица говорит: «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь». А мы с вами попробуем «поймать» слово и даже определить, из чьих уст оно «вылетело». Итак, кому из андерсеновских персонажей принадлежат следующие афоризмы?
« Все мы обязаны делиться с миром лучшим, что есть в нас.»
Пятый этап: « Конкурс знатоков.»
В сказке Андерсена «Огниво» были собаки с разными глазами. Какими?
В сказке «Принцесса на горошине» есть эпизод: вечером в городские ворота постучали. А кто пошёл отворять?
Сказочник упоминает, какого роста была Дюймовочка. Какого же?
Кто заправлял хозяйством овдовевшего морского царя из сказки «Русалочка»?
Мать морского царя носила особые отлтчительные знаки на хвосте. Какие?
Сколько принцесс было в подводном царстве, которое описывает Андерсен в сказке о русалочке?
Как король наградил обманщиков – портных,сшивших ему новое платье, невидимое для тех, кто глуп?
Какой документ потребовала у стойкого оловянного солдатика крыса, выскочившая из-под мостков?
А какого цвета кафтан у Оле-Лукойе?
А какие зонтики носит собой Оле-Лукойе?
По какому признаку догадалась высидевшая странное яйцо утка из сказки «Гадкий утёнок», что её непохожий на утят сын всё-таки не индюшонок?
Кай, герой сказки « Снежная королева», изменился, когда его ранили осколки дьявольского зеркальца. Куда попали осколки?
Подведение итогов.
Награждается команда - победитель поощрительным призом, другие команды получают грамоты.
Анализ урока – викторины.
Выслушиваются мнения учеников и делается анализ по уроку.