Язык СМС как новая форма коммуникации: за и против
Урок развития речи в 10 классе.
Форма проведения урока – дискуссия
Урок построен как личностно-ориентированный. В его основе один из методов обучения – кейс-метод, применение которого позволило активизировать познавательный интерес к предмету.
Цели урока:
- воспитание чувства уважения к русскому языку;
-развитие речи учащихся;
-закрепление на практике умения вести беседу;
- формирование коммуникативной компетенции учащихся.
Уроку предшествует предварительная подготовка: за 2 недели до проведения урока учащиеся получили задание: проанализировать текст №4 «Чат – правила молчат!» MalusaK. Из сборника тренировочных материалов «Готовимся к ЕГЭ по русскому языку – 2010» С.Ю. Ивановой и собрать материал к тесту, содержащий позиции «за» и «против». К уроку подобраны в качестве эпиграфов слова М.В. Ломоносова, И.С. Тургенева, доцента Л.В. Артешиной, актёра Д. Дюжева, нужный эпиграф учащиеся выберут в конце урока.
Здравствуйте, ребята. Сегодня тема нашего урока звучит так: «Язык СМС как новая форма коммуникации: за и против»
Наша задача – обсудить материал, представленный в ваших кейсах, аргументировано ответить на вопросы, познакомиться со словарными словами и подумать, какой материал вы подберёте для собственного кейса, который вам поможет для написания сочинения.
1ч. Актуализация знаний, которая включает
- работу с текстом о Горгии – основателе греческой риторики (в Афинах в 480-380 г. до н. э.)
- беседу с учащимися об известных им риторах
- словарную работу с объяснением ЛЗ слов
2ч. Дискуссия, которая предваряется
- напоминанием правил деловой дискуссии
- вступительное слово учителя с обращением к стихотворению В. Шефнера «Слова».
Язык называют одним из самых удивительных орудий в руках человечества. Однако пользоваться им нужно умело, изучив все его особенности и секреты. При помощи русского языка можно выразить тончайшие оттенки мысли, раскрыть самые глубокие чувства. Нет такого понятия, которое нельзя было бы назвать русским словом.
Л.Н.Толстой говорил: «Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти».
Сегодня в бесконечной суете жизни люди не видят красоту и богатство русского языка, не успевают изъясняться красивыми фразами и выражениями – они просто заменяют их на язык СМС.
По окончании урока вы должны будете собрать собственный кейс из материалов, которые вам покажутся наиболее интересными и близкими к собственной точке зрения. В кейсе могут быть материалы «за» и «против». Данные материалы должны помочь при написании сочинения по исходному тексту.
Обсуждение в группах по вопросам:
-какая проблема объединяет тексты;
-какие решения поставленной проблемы предлагает автор;
- какова ваша позиция в решении проблемы;
Выступление групп с отобранными материалами.
Для многих язык СМС – это язык, на котором они высказывают свои мысли, иногда не задумываются над правильностью и корректностью своей речи.
А.Толстой справедливо считал, что 2обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно».
А ведь неправильно составленный «смайлик» или неверно понятое многоточие может лишить человека сна, а то и просто испортить чьи-то отношения. От того, точно ли выражаем мы свою мысль, свободно ли владеем речью, зависит, будем ли мы правильно поняты окружающими.
Дискуссия по вопросам:
- как вы относитесь к СМС как форме коммуникации?
- каковы плюсы и минусы данного средства общения?
-встречались ли вам примеры необычного употребления языка СМС?
- как вы относитесь к языку СМС общений – текстингу?
- игра ли это и насколько она опасна?
3. Заключение.
Язык – это мысль, слово, произношение. Достойная красивая речь как раз и формирует в сердцах слушателя те поступки, которые выражают красоту человека.
Все мы – для кого русский язык дорог – несём ответственность за его чистоту, правильность, точность и выразительность. И пусть никто не забывает, что сила и мощь русского слова зависит от того, как каждый из нас владеет неисчерпаемыми богатствами русской речи.
Изучайте русский язык, русское слово, любите его, помните, что наши предшественники оставили огромное богатство, отражающее всю историю народа, и наш долг перед будущим поколением сохранить это богатство и приумножать его.
4ч. Рефлексия.
Выбрать тот материал, который бы учащиеся хотели сложить в собственный кейс и выбрать слова, которые предложены в качестве эпиграфа к уроку, нужные к написанию сочинения.
5ч. Домашнее задание.
Написать сочинение по тексту «Чат – правила молчат!»
Содержимое кейсов:
КЕЙС №1
- «Чат – правила молчат!» Malus K.
- от виртуального общения страдает реальное «Учительская газета» 2008г.
- об SMS – учителе
- об Оксфордском словаре и использованных в нём сокращений