Воспитывать такие нравственные чувства, как гуманизм, сострадание, любовь к ближнему, подвести учащихся к выводу о том, что война - «страшное дело».
Обсудить проблему ответственности человека за ту линию жизни, которую он выбирает, за те поступки, которые он совершает.
Оборудование урока.
1.Портрет писателя. Фотографии памятных мест Татарстана, где побывал А.Приставкин.
2.На парте каждого ученика текст рассказа А. Приставкина «Фотографии».
3.Эпиграф к уроку.
4.Выставка книг А.Приставкина
5. Стенд с фотографиями и плакатами военного времени, на которых изображены дети.
Развитие речи.
Словарная работа, исследовательская работа, подготовка к выступлению, выразительное чтение, устное рисование. Самостоятельные творческие работы (сочинение стихотворений на тему «Война и дети», отзыв о произведении).
Индивидуальные и групповые задания для учащихся к уроку.
1.Три ученика занимаются поиском материала о биографии и творчестве писателя, один из них готовит выступление « Приставкин в Татарстане» (национально-региональный компонент)
-Вас рассказ оставил равнодушным? Что вас взволновало?
-От какого лица ведется повествование? (От лица ребёнка)
-Здесь встречаются слова: битва, атака, окружение?
Нет, но мы видим, что этот рассказ о войне.
-Найдите в тексте детали, которые доказывают, что произведение о войне.
-Случайно ли герой не имеет имени? Почему рассказ нельзя полностью назвать автобиографичным? (Это судьба многих детей того времени)
Показ иллюстраций, на которых изображены дети войны.
Учитель. Рассмотрев иллюстрации, мы понимаем, что война принесла горя многим детям.
- Кто попытается нарисовать мальчика устно или на листе?
Характер мальчика раскрывается в поступках.
-Что вы можете сказать о характере мальчика? Какие поступки он совершил?
( Герой мог бы убежать, но не оставляет беззащитную сестру, он чувствует ответственность за Людочку).
-Найдите в тексте, где показана забота о сестрёнке.
-Почему он пришел к ней спустя 2 дня? Что он говорит?
Маленький человек, но у него большая сила воли.
-Что вы ещё можете добавить? (Дети войны рано взрослеют)
-Какой возраст мальчика?
-Каков язык героя произведения? ( Речь взрослого человека, который многое испытал)
Автор описывает день получения маленького листочка. «Я держал его в руках, и у меня мёрзли пальцы и коченело внутри…» Мы можем сказать, что он мудр.
- В чём его мудрость? Какое слово он нашел? ( Вместо слова «умер», он употребляет слово «затерялся»).
Затерялся - символ ( с греч. « знак»). Он создается на основе переносного значения, его многозначности.
Находим в тексте, когда и в связи с чем он это слово употребляет.
- Какой вы представляете Людочку? ( Ей 6 лет, хлопает в крошечные синеватые ладони, у неё чистые испуганные глаза, ещё не знающие горя. Она уважает брата, повторяет его слова. Голос слабенький.)
Учащиеся, подготовившие рисунки, показывают их и комментируют.
Учитель.
-Кто ещё герой рассказа? (Тётя, которая отказывается взять детей)
-Можно ли её осудить? (Нет, мы не знаем причин отказа)
Найдите слова, которые произносит завуч. Понятно, что её трогает судьба воспитанников, поэтому не смотрит в глаза, не заканчивает фразу.
-Как назвать тему произведения?
Тема детей войны, сиротства.
-Почему Приставкин назвал свой рассказ «Фотографии»?
Фотографии - реликвия, память, связь поколений.
В конце рассказа фотографии – общность судьбы.
Один из учащихся работал с толковым словарем Ожегова и сейчас познакомит с точным определением данных слов.
Ученик.
Реликвия - вещь, свято хранимая как память о прошлом. (Семейная реликвия)
Память –
1. Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений, опыта. (Это на его памяти)
2.То же, что воспоминание о ком – чём - нибудь. (Хранить память о событии)
3.То, что связано с умершим. (Посвятить книгу памяти учителя)
Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. (Проявить милосердие)
Учитель.
-Для чего автор показал историю детей? (Чтобы дети не забывали о войне)
Учитель выразительно читает эпиграф.
-А теперь прозвучат стихотворения собственного сочинения учащихся, которые, не зная текста, попробовали создать произведения на тему «Война и дети».
***
Мы не забудем никогда
Тех подвигов великих
И благодарны навсегда
Всем, кто сражался в битвах.
Печален образ маленьких героев,
Когда спокойно всё теперь.
Мы понимаем по рассказам многих:
Война – не для детей!
***
Четыре года длилась война,
Сколько жизней она унесла…
Люди теряли отцов, матерей,
Было страшное время потерь
И прошло с той поры много лет.
Люди живут без горя и бед.
Но память о тех страшных днях и ночах
Навсегда останется в наших сердцах!
А один учащийся, прочитав текст, попробовал сочинить стихотворение от лица главного героя рассказа «Фотографии»
***
В детдоме жили мы с сестрёнкой
И вместе коротали дни.
Родителей видели только в альбоме:
На фронте были они.
Пришло нам страшное письмо-
Беда случилась с мамой,
И мне осталось лишь одно -
Держать всё это в тайне.
Месяц за месяцем бежал,
Минута за минутой,
Наш папа на войне пропал,
И в сердце много грусти.
Война всех забрала родных,
И их мы не забудем.
Какой ценой достался мир,
Мы вечно помнить будем!
Учитель.
-Какова же идея произведения?
Показать доброго ответственного человека, показать человеческое милосердие.
Рассказ учит состраданию, любви к ближнему, тому, что каждый в этом мире должен быть ответственен за близких, а также за свои поступки.
А сейчас ваш одноклассник прочитает отзыв о произведении « Фотографии».
Заключительное слово учителя.
Это счастье, ребята, что на вашу долю не выпало такое горе. Помните, что очень важно в жизни, чтобы в трудную минуту рядом были люди, на которых можно было бы положиться. Как это важно, чтобы рядом с нами всегда были близкие, дорогие нам люди. Чтобы никогда в ваши семьи не ворвалось это страшное слово – война. Война, способная разрушить любую крепкую семью. Но не надо ждать испытаний, а надо просто жить, любить и заботиться о тех, кто нам близок и дорог.
Домашнее задание. Написать отзыв о рассказе по данному плану.
План.
I. Вступление.
1.Как называется рассказ?
2.Кто автор произведения?
3. Чем интересен этот рассказ?
II. Основная часть.
1. Какова тема и идея произведения?
2.Когда происходят основные события?
3.Где происходят действие рассказа?
4.Кто главный герой произведения?
5.Каков его характер?
6.Какой эпизод особенно понравился, запомнился?
7.В чём смысл названия произведения?
III. Заключение.
1.Актуальны ли проблемы, поднимаемые Приставкиным в рассказе?
В предложенном конспекте урока есть много удачного. Во-первых, выбор произведения обусловлен значимой темой - война, дети, человеческая доброта и черствость. Во-вторых, литературное краеведение - это актуально. В-третьих, предполагается много творческой работы - стихи, отзыв. Дан очень подробный план отзыва, думается, даже слабые дети справились с заданием. Но хотелось бы поделиться и своими сомнениями: насколько удачен эпиграф? Может быть, логичнее были бы строки из рассказа Астафьева "Фотография, на которой меня нет" или рубцовский "Русский огонек"? Хорошо бы предложить детям такие литературные переклички. Тогда Ваш урок будет интересен и учителям, преподающим русский язык как родной - это помогает готовить к сочиненим в формате ЕГЭ. Хорошо бы увидеть и детские отзывы - их впечатление от прослушанного рассказа (*сразу после чтения). Тогда можно будет проследить, как менялось восприятие ребят, как помог им урок понять рассказ (домашне задание)
А лично мне было бы интересно узнать, нет ли произведения на подобную тему у татарских авторов. С уважением, Агеева М.В.
Комментарий был изменен с момента создания (МарВикА, сб, 29/05/2010 - 21:23).
На: Урок внеклассного чтения в 7 классе по рассказу Анатолия При
В предложенном конспекте урока есть много удачного. Во-первых, выбор произведения обусловлен значимой темой - война, дети, человеческая доброта и черствость. Во-вторых, литературное краеведение - это актуально. В-третьих, предполагается много творческой работы - стихи, отзыв. Дан очень подробный план отзыва, думается, даже слабые дети справились с заданием. Но хотелось бы поделиться и своими сомнениями: насколько удачен эпиграф? Может быть, логичнее были бы строки из рассказа Астафьева "Фотография, на которой меня нет" или рубцовский "Русский огонек"? Хорошо бы предложить детям такие литературные переклички. Тогда Ваш урок будет интересен и учителям, преподающим русский язык как родной - это помогает готовить к сочиненим в формате ЕГЭ. Хорошо бы увидеть и детские отзывы - их впечатление от прослушанного рассказа (*сразу после чтения). Тогда можно будет проследить, как менялось восприятие ребят, как помог им урок понять рассказ (домашне задание)
А лично мне было бы интересно узнать, нет ли произведения на подобную тему у татарских авторов. С уважением, Агеева М.В.
М.В.Агеева