Русский язык. Урок развития речи. "С чего начинается Родина?"
Submitted by Айгел Хасанова on Sat, 29/05/2010 - 21:16
ХОД УРОКА
I.1.Эмоциональный настрой. Звучит песня «С чего начинается Родина?»
2.Объявление темы.
О чём поётся в только что прозвучавшей песне?( М.Матусовский, В.Баснер)
Назовите основную проблему песни? Что волнует автора? Основной вопрос, который прозвучал? ( С чего начинается Родина?)
ВЫВОД: значит, о чём мы сегодня будем говорить? ( о Родине)
Тема нашего урока: « С чего начинается Родина?» Сочинение- рассуждение по исходному тексту.Запишите число и тему в тетрадях.
Постановка учебной задачи:
·узнаете, как писать сочинение- рассуждение по исходному тексту;
·будете учиться оформлять свою речь грамотно, используя богатство языка;
·результатом нашей совместной работы должно стать сочинение- рассуждение по исходному тексту.
II.Формирование новых знаний и понятий.
1.Работа с текстами ( в группах.)Группа определяет, кто читает текст.
Перед вами четыре текста. Давайте ознакомимся с ними и определим к какому типу речи принадлежит каждый текст.
а) Чтение учениками текстов по порядку, тип речи (почему?), тема (о чём этот текст?), идея (что хотел показать автор?)
( №1 красота, величие Казани, его Кремля, восхищение столицей родного края, описание; №2 повествование, необычное значение слова Русь, идея: в каком предложении заключена? « Русь- страна света»; №3 рассуждение, любовь к природе, в каких предложениях заключается идея? №4 рассуждение, любовь к Родине, идея в каком предложении? « любовь к родине начинается с любви к отчему дому…»)
2.Работа с текстом №4.
Нас сегодня интересует текст- рассуждение. Под какими номерами оказались рассуждения? Какой из текстов дословно озвучивает тему нашего урока? Мы будем учиться писать сочинение- рассуждение по данному тексту.
А) Словарная работа
Общечеловеческая сокровищница культуры
Общечеловеческая- принадлежащая всему человечеству
Сокровищница - место, где хранятся сокровища
Культура - в данном тексте: совокупность достижений человеческого общества в разных областях ( науке, технике, литературе, искусстве)
ВЫВОД: значит, как понять выражение « что внёс твой народ в общечеловеческую сокровищницу культуры»?( Что сделал твой народ для развития человеческого общества.)
Б) Вопрос к классу: изкаких частей состоит рассуждение?
( тезис, доказательство, выводы) Выделите их в тексте.
А наше сочинение, написанное на основе этого текста должно состоять из следующих частей: ( запись на доске)
1.Проблема текста.
2.Комментарий к проблеме.
3.Позиция автора.
4.Ваша позиция.
5.Ваши доводы.
6.Заключение- вывод.
3.Работа с карточками.Что такое проблема текста? (прочитайте)
Вопрос классу: какую проблему ставит автор данного текста?(отношение к Родине, что такое родина для каждого из нас).
ВЫВОД: вот первая часть нашего сочинения.
4. Работа в группах (с формами- клише)
Как запишем эту часть сочинения? Сочинение- рассуждение по исходному тексту можно начать по-разному. Перед вами несколько вариантов так называемых форм- клише оформления первой части сочинения.
ВЫБЕРИТЕ ОДНУ ФОРМУ НА ГРУППУ И ЗАПОЛНИТЕ ЕЁ.
5.Работа с карточками. Прочитайте, что такое комментарий к проблеме?
КОММЕНТАРИЙ К ПРОБЛЕМЕ -это высказывание по поводу проблемы, поставленной автором текста (какие доводы приводит автор).
Какие доводы приводит автор?
6. Работа в группах (с формами- клише)
Заполните форму- клише, выбирая нужные слова и выражения.
ВЫВОД:вот вторая часть вашего сочинения.
7. Работа с карточками.Прочитайте, что такое позиция автора?
ПОЗИЦИЯ АВТОРА- это отношение автора к проблеме, поставленной им в тексте ( какие мысли являются для него главными, ключевыми, выражают его точку зрения.)
Вопрос к классу: НАЙДИТЕ КЛЮЧЕВОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ В ТЕКСТЕ.
К какому выводу приходит автор?
8. Работа в группах ( с формами- клише).
Выберите высказывание, наиболее полно отражающее позицию автора.
ВЫВОД:вот третья часть сочинения.
9. Работа с карточками. ВАША ПОЗИЦИЯ – это ваше отношение, к проблеме, поставленной автором (согласны вы с мнением автора или нет.)
10. Работа в группах (с формами- клише).
Выберите нужную точку зрения. Согласны ли вы с позицией автора?
ВЫВОД: четвёртая часть сочинения.
11. Итак, постройте части сочинения по порядку.Каждая группа зачитывает свое сочинение (каждый одну часть.)
12. Физкультминутка(потянитесь, сидя на местах.)
13. Работа с карточками.
ВАШИ ДОВОДЫ- это доказательства, которые приводите вы в защиту своей позиции. Доводы необходимо привести из:
1)вашего жизненного опыта;
2)из прочитанных произведений;
3)из жизни родного села и школы.
Первый довод. Кто для вас дорог в первую очередь? ( семья, близкие, мама.)
14. Проверка домашнего задания. Чтение выводов из сочинений-рассуждений « Мама- мой дом и моя опора». (Человек, который не любит свою семью, никого любить не может. Мамы хотят. Чтобы мы выросли людьми, полезными стране и людям.)
Второй довод. Какие произведения на тему Родины мы прочитали в этом году?( «Тарас Бульба» ) Какова основная идея повести?
15. Высказывания из сочинений. Чтение высказываний из сочинений.
ВЫВОД: сказанное может быть доводом?
Третий довод. Какая юбилейная дата будет отмечаться в этом году в мае? (65 лет Победе в ВОв) а знаете ли вы учителей нашей школы - ветеранов Вов? (Хайрутдинов Рахим Хайрутдинович, Лотфуллин Загит Шарипович ) Это наши односельчане, мои учителя.
Ученик 9 класса Абзалилов Ленар написал очерк с презентацией о своём дедушке- брате родной бабушки Лотфуллине Загите Шариповиче.
16. Выступление учителя, показ презентации.
ВЫВОД:сказанное может быть доводом?
17. Закрепление.О чём мы сегодня говорили?
( Из каких частей состоит сочинение- рассуждение? Согласны мы с мнением автора? Какие будут наши доводы.
III. Домашнее задание. Написать сочинение рассуждение в тетрадях.
Основные части сочинения- рассуждения по исходному тексту.
1.Проблема, поставленная автором.
2.Комментарий к проблеме.
3.Позиция автора.
4.Ваша позиция.
5.Ваши доводы.
6.Заключение- вывод.
1.ПРОБЛЕМА ТЕКСТА - это вопросы, которые волнуют автора, о которых он размышляет.
2. КОММЕНТАРИЙ К ПРОБЛЕМЕ -это высказывание по поводу проблемы, поставленной автором текста (какие доводы приводит автор).
3.ПОЗИЦИЯ АВТОРА- это отношение автора к проблеме, поставленной им в тексте ( какие мысли являются для него главными, ключевыми, выражают его точку зрения.)
4.ВАША ПОЗИЦИЯ –это ваше отношение, к проблеме, поставленной автором ( согласны вы с мнением автора или нет.)
5.ВАШИ ДОВОДЫ- это доказательства, которые приводите вы в защиту своей позиции. Доводы необходимо привести из:
4)вашего жизненного опыта;
5)из прочитанных произведений;
6)из жизни родного села и школы.
Формы-клише
Выберите форму и заполните её.
1. ФОРМЫ- КЛИШЕ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ТЕКСТА
ФОРМА 1
В данном тексте ---------------------------- ( фамилия автора) ------------------------------------- ( размышляет, излагает, рассматривает, поднимает, ставит)------------------------------------(актуальную, важную, острую) проблему- ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ФОРМА 2
Что такое ----------------------------------- для человека? Почему мы--------------------------------- её? Эти вопросы ------------------------------- ( ставит, на эти вопросы ищет ответ)---------------------------------- ( фамилия автора) в своём тексте.
ФОРМА 3
---------------------- ! Сколько написано об этом! Но этой традиционной теме------------------------- ( фамилия автора) придаёт новоё звучание.
ФОРМА 4
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- . Этот призыв, обращённый к сердцу читателя, звучит в тексте.
2.ФОРМА- КЛИШЕ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ КОММЕНТАРИЯ К ПРОБЛЕМЕ ТЕКСТА
Эта-------------------------- (важная, острая, спорная, жизненная) проблема. Писатель------------------------------------- (говорит, рассуждает, размышляет) о том, что Родина начинается с --------------------------------------------------------- ( отчего дома, с крутого берега, синего неба, белой берёзы) Он называет Родину --------------------------------------------------- ( матерью, сестрой, братом, отцом), которую нужно--------------------------------------( защищать, провожать, уважать) в минуту опасности. --------------------------------( фамилия автора) обращает внимание на умение------------------------------------- ( гордиться, стыдиться) культурой твоего народа.
3.ФОРМЫ- КЛИШЕ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ ПОЗИЦИИ АВТОРА
1.Выберите высказывание, наиболее полно отражающее позицию автора.
·Автор говорит, что родину мы называем дорогим для нас словом «мама».
·Автор думает, что Родина начинается с « красок лета».
·Автор считает, что любовь к Родине начинается с любви к отчему дому, к матери, к родной природе и твоему народу.
4.ФОРМЫ- КЛИШЕ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СОБСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ
Выберите нужную точку зрения. Согласны ли вы с позицией автора?
·Нельзя не согласиться с мнением автора. Родина для нас начинается с близких, с родного дома, с родного села.
·Я полностью согласен с мнением автора. Любить Родину- значит, гордиться своими близкими, односельчанами, знать и помнить историю родного края.