Вы не зарегистрированы

Авторизация



Профилактика ПАВ в детско-подростковой среде. Из опыта работы школы № 25 "Олимп" Великого Новгорода

    Выберите действие:

 

 

Особенности реализации  первичной профилактики ПАВ в детско-подростковой среде

в МАОУ  «Средняя общеобразовательная школа №25 «Олимп»

             В настоящее время в России наиболее остро стоит проблема злоупотребления среди населения алкоголем, наркотическими и токсическими средствами, табачными изделиями. Анализ анкетирования по школе на выявление вредных привычек показывает, что пробовали курить - 33% от опрошенных среди учащихся 5, 7 и 9 классов, а пробовали алкоголесодержащие напитки - 51% и это еще не все учащиеся так откровенно говорят об этом.

            В рамках реализации Комплексной программы по профилактике злоупотребления ПАВ в молодежной среде в 2009 -2011 году особое место уделяется первичной профилактике. Работа в школе идет по 3 основным направлениям:

-        Реализация в школе профилактических программ

-        Организация условий для развития навыков здорового образа жизни

-        Индивидуальная работа с семьями и учащимися, требующими особого внимания

 

Реализация в школе профилактических программ.

 

            До 2009 года в нашей школе реализовывались профилактические программы «СПАЗМ» и «ДОМ. Выбираю жизнь» При реализации этих программ классные руководители, ответственные за реализацию, испытывали некоторые трудности. Так учителя средней и старшей школы не имели специальной подготовки для реализации программы, и для проведения занятий необходимо было постоянно искать соответствующих специалистов (инспектора или психолога). Кроме того, программа «ДОМ. Выбираю жизнь» рассчитана только для учащихся 7-9 классов и реализация в 5-6, 10-11 классах требовала постоянного корректирования содержания. А главное, не было согласованности между программами. Анализ анкетирования показывал, что дети начинают курить и пробовать алкоголесодержащие напитки уже с 10 лет. И перед школой стояла проблема профилактической работы с более младшими учащимися.

            Нам необходимо было совершенствовать систему первичной профилактики среди детей, чтобы действительно способствовать снижению уровня вовлеченности подростков и молодежи в среду потребителей ПАВ.

            Анализ существующих  и реализуемых в других учебных заведениях профилактических программ показал неоспоримые достоинства программ «Полезные привычки, навыки и выбор». Эти программы обеспечивают главное: именно согласованность профилактики на всех уровнях школы: начальная, средняя и старшая. Можно сказать, что это комплексная программа, рассчитанная для учащихся 1-11 классов. Цель программ не только формирование отрицательного отношения к употреблению ПАВ среди подростков, но и формирование устойчивых основ здорового образа жизни и положительных жизненных навыков.

            Для внедрения этой программы мы получили необходимое информационно-методическое обеспечение: рабочие тетради для каждого класса, методические пособия для учителя и рекомендации для родителей.

            Успешность введения новой программы во многом зависит от алгоритма ее внедрения. Был подготовлен проект реализации профилактических программ на 2 учебных года с предварительной сметой расходов, назначен ответственный за организацию введения новых программ.

            Мы начали с главного - мотивации классных руководителей. Успешность реализации во многом зависит от их желания, добросовестности и творчества. На совещание учителей были продемонстрированы неоспоримые достоинства новых программ, вспомнено обо всех трудностях, с которыми учителя сталкивались до этого. Возражений о переходе не было, так как учителям предлагалась любая помощь в методическом обеспечении.

            На родительских собраниях классные руководители получили одобрение и согласие родителей на введение новых профилактических программ.

            Наша школа первой провела обучающий семинар для учителей через ЦПМСС, чтобы они ощущали свою ответственность и значимость.

            Мы стараемся оказывать максимальную помощь учителю. Каждому классному руководителю в начале учебного года у нас выдается методический комплект, состоящий из плана уроков, 1 рабочей тетради для учащегося,   бланков согласий для родителей, анкет для пре - и пост - тестов учащихся. Каждый родительский коллектив сам для себя решает способ размножения рабочих тетрадей для учащихся. Многие классы, особенно начальная школа, предпочли заказывать тетради в типографии. Остальным классам школа помогает изготовить ксерокопии.

            Вот уже больше года мы реализуем профилактические программы «Полезные привычки», «Полезные навыки», «Полезный выбор». Пока о результативности мы можем говорить частично. При анализе профилактической работы в школе используются результаты анкетирования по выявлению вредных привычек, результаты профилактических осмотров Центра «Катарсис». А они неутешительные. Но, со временем  возможно и снижение уровня вовлеченности подростков и молодежи в среду потребителей ПАВ. Так как в школе в настоящее время организована система реализации профилактических программ, процент вовлеченности учащихся в первичную профилактику постоянно увеличивается. В 2010году на базе школы был проведен городской семинар «Организация работы по первичной профилактике ПАВ в детско – подростковой среде». Классные руководители нашего учебного заведения показали различные формы проведения занятий по профилактическим программам.

            В конце этого учебного года мы уже будем анализировать удовлетворенность учащихся и родителей реализацией профилактических программ в школе. 

 

Организация условий для развития навыков здорового образа жизни.

 

            Обучение здоровому образу жизни начинается, прежде всего, с ежедневных физкультминуток до начала занятий. В каждом классе выбраны члены спортивной комиссии, которые разрабатывают комплекс упражнений для класса вместе с учителем физической культуры и проводят сами физкультминутки.

            Традиционно в феврале в школе проводятся занятия Школы Здорового образа жизни. Ее сотрудники, через лекции и психологические тренинги, помогают формированию у детей позитивных жизненных навыков, позволяющих учащимся сопротивляться негативным явлениям. Врач - нарколог НОНД «Катарсис» проводит профилактический осмотр среди учащихся 8 - 9 классов для выявления детей «группы риска».

            В школе проводится большая работа по профилактике законопослушного поведения учащихся с привлечением специалистов различных учреждений системы профилактики. Для детей проводятся тематические классные часы, беседы с привлечением психологов Центра «Катарсис» и ЦПМСС, школьного инспектора, родителей – специалистов. Классные руководители тесно сотрудничают с Центром социальной помощи семье и детям, где проводятся профилактические занятия по программе «Ключи жизни» для учащихся 2-6 классов. Специалисты - психологи Центра «Катарсис» уже второй год проводят групповые занятия с учащимися 8 «Б» класса по бесконфликтному общению со сверстниками и старшими. Учащиеся 6 «А» класса посещают цикл профилактических занятий в «Читай - городе».

            Чтобы научить школьников  принимать рациональные решения в ситуациях, связанных с риском здоровью и жизни, обучающие занятия с учащимися проводят специалист ГИБДД  Боровицкая Е.В. и сотрудник МЧС Страшнов А.

            Особое внимание в школе уделяется физическому воспитанию учащихся. На протяжении последних 5 лет школа занимает одно из трех призовых мест по городу по результатам Президентского тестирования.  В зимнее время на пришкольной ледовой площадке организуются хоккейные турниры, турниры  по футболу с мячом на снегу.  Все занятия в урочное зимнее время проводятся на лыжах. В пришкольном летнем оздоровительном лагере «Радуга» учащиеся  дважды в неделю посещают бассейн.

            Систематически в школе проводятся Дни Семьи, организуются детские и семейные праздники. В программу праздников включаются спортивные соревнования для детей и родителей, которые наравне с детьми участвуют в конкурсах и развлечениях. Ежегодно в сентябре проводится День Здоровья, в феврале - спортивные соревнования «А ну-ка, парни!», где наряду с веселыми заданиями старшеклассникам нужно показать и свою физическую подготовку. В 2008-2009 учебном году для младших школьников был организовали Фитнес-час, где детям были показаны упражнения, а потом каждый пытался сам их выполнить в ходе фитнес - марафона. В 2010 году был организован спортивный праздник «Будь здоров» совместно с клубом ветеранов «Моя судьба». Смешанные команды из представителей пожилого возраста и учащихся школы с увлечением выполняли несложные элементы «Веселых стартов».

            В школе организованы общедоступные кружки и спортивные секции. В спортивном клубе при школе работают 6 секций для учащихся различного возраста. Занятия ритмикой, организованные в начальной школе, учат правильно держать осанку. А старшеклассники уже по желанию занимаются в клубе спортивных бальных танцев «Променад», который ведет профессиональный специалист Клековкин А.И.

            Свои достижения, умения и навыки, полученные в спортивных секциях, учащиеся демонстрируют на традиционном  школьном фестивале «Минута славы». Многим создать свою музыкально-спортивную композицию выступления помогают родители. С удовольствием приветствуем и тех родителей, которые сами принимают участие в этом конкурсе.

            Занятия спортом позволяют нашей школе, не только активно участвовать в городских спортивных мероприятиях, но и занимать там призовые места. В 2010 году команды школы по стритблолу и футболу заняли 1 места в городских турнирах. В 2009 – 2010 году на 46 городской легкоатлетической спартакиаде юноши и девушки нашей школы завоевали 1, 2 и 4 места. Школьная агитбригада в 2009-2010 учебном году заняла 3 место в городском конкурсе агитбригад «За здоровый образ жизни».

 

Индивидуальная работа с семьями и учащимися, требующими особого внимания

           

            Педагогический коллектив школы старается своевременно выявлять учащихся, требующих особого внимания, оказывать родителям и учащимся своевременную психолого-педагогическую помощь. С родителями и подростками, требующими особого внимания, проводится индивидуальная  работа  с привлечением различных учреждений и органов системы профилактики. В сложных жизненных ситуациях родители направляются для  консультирования к специалистам ЦПМСС, в Центр социальной помощи семье и детям.  Родители приглашаются на занятия «Школы для родителей», «Родительского лектория»

            По договору о совместной работе школы с ГОУ «НО ЦПМСС» психологи проводят социально-психологическую диагностику учащихся, состоящих на учете, и дают рекомендации педагогическому коллективу по организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними. Учащиеся «группы риска» по желанию родителей проходят проф. лечение в стационаре Центра «Катарсис».

            Школьный Совет по профилактике безнадзорности, правонарушений и употребления ПАВ среди учащихся координирует деятельность педагогического коллектива и отслеживает результативность профилактической работы. На заседаниях, которые проходят не реже одного раза в месяц, своевременно выносятся текущие вопросы, принимаются решения об организации психолого-педагогической помощи семьям и детям. Старается найти индивидуальный подход к каждой семье, приглашенной на заседание.

 

Результативность проведения в школе первичной профилактики:

  •   Процент вовлеченности учащихся в реализацию профилактических программ возрастает
  • Организована система реализации профилактических программ
  • Высокие спортивные достижения учащихся говорят о высоком уровне физического воспитания в школ
  • Удовлетворенность родителей профилактикой ЗОЖ в школе
Прикрепленный файлSize
Презентация "Реализация в школе профилактических программ "4.48 MB

»  Размещено в сообществах:   
Звездная россыпь