Разделите им. сущ. на три группы, ориентируясь на таблицу.
1 2 3
а, я
ь
а, я
ь
о, е
Назовите сущ. ,которые вы отнесли к первой группе.
Дорога, земля, дедушка, дядя.
Назовите сущ. которые вошли во вторую группу.
Озеро, поле, светофор ,автомобиль.
Какие слова вошли в третью группу?
Мышь, дочь.
По каким признакам вы группировали существительные?
(по роду, по окончанию)
С помощью рода и окончания мы можем определить склонение существительного. Существительные бывают 1, 2 ,3-го склонения.(К каждой цифре в таблице прикрепляется слово склонение, на экране-мультимедиа).
Какие существительные относятся к 1-му склонению? Какие существительные относятся ко 2-му склонению?
Какие существительные относятся к 3-му склонению? Как определить склонение имен сущ. в им. падеже ед. числа?
(Надо узнать род, выделить окончание. По роду и окончанию можно определить склонение).
Как определить склонение сущ. в любом другом падеже, кроме именительного?
Вернемся к решению той проблемы, которая была поставлена в начале урока: почему в словах по улице, по площади разные окончания? Зачем необходимо хорошо научиться узнавать склонения существительных?(Чтобы правильно писать окончания существительного)
3.Формирование умений, навыков.
Упражнение «Собери в корзинку».
Рассмотрите овощи, фрукты, ягоды.1вариант записывает существительные 1-го склонения, 2-ой вариант существительные 2-го склонения. (У доски работают 2 ученика, у них по корзинке. Они раскладывают предметные картинки соответственно типу склонения.)