Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;} table.MsoTableGrid {mso-style-name:"Сетка таблицы"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; border:solid windowtext 1.0pt; mso-border-alt:solid windowtext .5pt; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-border-insideh:.5pt solid windowtext; mso-border-insidev:.5pt solid windowtext; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}
Введение.
В современном российском обществе сельская школа является образовательно-культурным центром села и важным социально- экономическим фактором его развития. В комплексе сложных проблем и многообразных задач по реформированию системы образования на селе особую актуальность приобретает решение вопросов обеспечения сельских школ педагогическими кадрами. Именно учителя способны стать главной силой реализации концепции модернизации образования в стране. Необходимо отметить, что рыночные реформы внесли кардинальные изменения в условия образовательной деятельности на селе. Не стала действовать система распределения молодых специалистов-педагогов, государство не обеспечило экономическую мотивацию образовательной деятельности, наблюдается низкая конъюнктура педагогической профессии на рынке труда. Эти и другие факторы привели к тому, что проявились такие тенденции, как старение педагогических кадров, хроническая нехватка учителей, увеличение числа неспециалистов, работающих в школах сельского социума.
Наблюдение показало, что одним из основных путей обеспечения сельских школ кадрами педагогов, способных работать в новых условиях, является ранняя педагогическая ориентация сельских школьников, отбор выпускников, обладающих педагогическими способностями, для обучения в профессиональных педагогических учебных заведениях и их возвращение для работы в сельских школах.
В настоящее время жизнь предъявляет к выпускникам школы, в том числе и сельской, новые требования, определяющие необходимость быть конкурентоспособными на рынке труда, обладать большой ответственностью и умением принимать самостоятельные решения в выборе своего социального и профессионального статуса.
В современной сельской школе возросла потребность в учителе, способном постоянно совершенствовать содержание своей деятельности, осознавать новую роль учителя в сельском социуме и культурно-образовательную значимость его педагогической деятельности.
Изменение социально-экономических условий сельской жизни, переход к рыночной экономике порождает множество проблем для деятельности сельских школ, прежде всего это сокращение численности общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности; недостаточный уровень финансовой обеспеченности, ухудшение материально-технической базы; слабое кадровое обеспечение, недостаточный уровень квалификации учителей, что приводит к снижению качества образования. Остроактуальной на сегодняшний день является проблема восполнения педагогического потенциала сельской школы.
Тема:
«Организационно-педагогическое содействие сельским
школьникам в выборе профессии учителя».
Цель:
Формирование мотивации и интереса учащихся к профессиональной деятельности учителя географии и создание условий для активного соотнесения подростками своих личностных качеств с требованиями к профессии учителя.
В определении содержания организационно-педагогического содействия сельским школьникам в выборе профессии учителя, включающего: формирование у учащихся осознания необходимости в своем профессиональном самоопределении; содействие в выявлении способностей школьников к педагогической деятельности; актуализацию и реализацию потребности в профессионально-педагогическом самоопределении; создание условий, способствующих профессионально-педагогическому самоопределению сельских школьников в процессе учебной и внеучебной деятельности.
Задачи:
1. Сформировать у учащихся активной жизненной позиции по отношению к выбору будущей профессии.
2. Научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами; анализировать свои возможности и способности формирование общественно значимых мотивов выбора профессии.
3. Провести диспут для старшеклассников на тему: «Плюсы и минусы в профессии учителя в рыночных отношениях»
4. Организовать деятельность учащихся в подготовке информационного материала для будущего урока природоведения
5. Подготовить и провести занятие-практикум о правилах подготовки компьютерной презентации для урока, о педагогических приемах на уроке и методах
6. Организация урока природоведения в 5 классе на тему: «Науки о природе» с приглашением учителей и родителей учащихся 9-11 класса
7. Проанализировать урок с педагогами школы
Участники проекта
Учащиеся 5, 9-11 классов МОУ «Нижнеуслонская СОШ», классные руководители 9, 11 и 5 классов, учитель географии, учитель информатики, учителя, работник библиотеки, родители учащихся.
Перспективы проекта
1. Углубление и повторение знаний учащихся о естественных науках.
2. Формирование устойчивого интереса учащихся к педагогической деятельности.
3. Активизация деятельности учащихся при работе с ИКТ в программе PowerPoint.
4. Воспитание у школьников навыков сотрудничества и доброжелательного отношения.
5. Возможный выбор профессии педагога у старших школьников в своей трудовой деятельности.
Предполагается, что в результате реализации проекта ученик будет обладать следующими качествами личности:
1. Уметь самостоятельно приобретать необходимые знания, эффективно применять их на практике
2. Критически и творчески мыслить, находить рациональные пути преодоления трудностей, генерировать новые идеи.
3. Грамотно работать с информацией: уметь собирать необходимые для исследования факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, устанавливать закономерности, формулировать аргументированные выводы, находить решения.
4. Быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах.
5. Самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культуры.
Уровни реализации проекта.
Школьный
1. Работа в школьном информационном центре с целью получения необходимых знаний о естественных науках.
2. Создание презентации в программе PowerPoint.
3. Проведение урока природоведения в 5 классе на тему: «Науки о природе».
4. Организация анализа урока совместно с учащимися и педагогами школы.
Социальная проблема
В МОУ «Нижнеуслонская СОШ» проявились такие тенденции, как старение педагогических кадров, хроническая нехватка учителей, увеличение числа неспециалистов, работающих в школе. Возникает острая необходимость решения данных вопросов путем ориентации сельских школьников на выбор профессии учителя. Первой ласточкой в направлении организационно-педагогического содействия сельским школьникам в выборе профессии учителя стала бывшая выпускница школы Гарифулина Джамиля, ныне студентка 2 курса естественно-географического факультета
Татарского государственного Гуманитарного Педагогического университета. Необходимо продолжить работу в данном направлении, показывая посредством внеклассных мероприятий, открытых уроков, бесед привлекательность, значимость и весомость профессии учителя.
Технологическая карта реализации проектной деятельности
Этап проектной деятельности
|
Формы реализации
|
Основные задания этапа
|
Участники
|
1. Подготовительный
2.
Технический
3. Заключительный
|
1. Диспут: «Плюсы и минусы профессии учителя в рыночных отношениях»
2. Занятие: Предложение
и выбор темы проекта
3. Работа в школьной библиотеке, и кабинете информатики
4. Проектирование
основных этапов работы
Урок природоведение в 5 классе
на тему: «Науки о природе»
Мини-педсовет
|
Выявление и обсуждение актуальности проблемы.
Определение темы и цели проекта
Изучение темы проекта с использованием дополнительной литературы и Интернет ресурсов
Планирование деятельности на уроке
Подготовка и проведение урока
Проведение анализа урока совместно с учениками и учителями школы
|
Ученики 9-11 классов, классные руководители, учитель
географии
Учащиеся 9 и 11 класса, учитель географии
Учащиеся 9 и 11 класса,
работник библиотеки, учитель информатики
Учащиеся 9-11 классов, учитель географии
Учитель географии, ученики 9-11 классов, ученики 5 класса, учителя, родители
Ученики 9-11 классов, учителя школы,
учитель географии
|
Ожидаемые результаты проекта
1. Создание комплексных презентаций с дальнейшим использованием их в учебно-воспитательном проекте
2. Возможный выбор профессии педагога у старших школьников в своей трудовой деятельности.
3. Формирование мотивов осознанного и целенаправленного выбора будущей профессии педагога.
4. Выявление соотношения интересов, склонностей и способностей учащихся.
5. Будут привиты навыки нахождения и использования информации о выборе профессии для обучения;
6. Будет изучена психолого-педагогическая литература по данной проблеме.
7. С родителями будет расширена работа по профессиональному самоопределению детей
Заключение
Совместная и целенаправленная работа учителя, классного руководителя, родителей и детей на общую цель, ответственность за результаты своей работы, поиск путей к эффективности воспитания и обучения привели к достаточно результативным показателям. Ученица 9 класса Глейзер Анна решила связать свою судьбу с профессией учителя.
На основании данной работы можно сказать, она направлена не только на формирование знаний, навыков и умений, но и на воспитание нравственной, созидательной и творческой личности, способствует возможности самовыражения учащихся, реализации их способностей, и следовательно, их подготовке к жизни и будущей профессиональной деятельности на благо процветания России.
|